Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 17:36, курсовая работа
В работе были использованы теоретические материалы, взятые из учебников и учебных пособий по разрабатываемой теме, статистические данные из виртуальных источников и сайтов всемирной сети "Интернет", а также были использованы высказывания и мнения высокопоставленных чиновников нашего государства по теме перспектив развития таможенного дела в РФ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК РЕГУЛЯТОРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ……………………………3
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА…………………………..……3
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ………..……..7
2. ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ……………………………………………………………………………………………………………..11
2.1 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ …………………………………………………………………………………………………………..12
2.2 ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ…………………………………………………………………………………………………………..…17
2.3 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ :
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК
РЕГУЛЯТОРА
2. ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ
ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ……………………………………
2.1 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ …………………………………………………………
2.2 ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ
2.3 СУЩЕСТВУЮЩИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим элементом
системы государственного управления
внешнеполитическими связями является
таможенная структура, и в первую очередь
– таможенно-тарифный механизм, без которого
невозможно наладить здоровую экономическую
политику в государстве. Таможенное дело
- это порядок и условия перемещения через
таможенную границу товаров и транспортных
средств, взимания таможенных платежей,
таможенного оформления, организация
и осуществление таможенного контроля.
Таможенное дело составляют таможенная
политика государств, а также порядок
и условия перемещения через таможенную
границу товаров и транспортных средств,
взимание таможенных платежей, таможенного
оформления, таможенный контроль и другие
средства проведения таможенной политики
в жизнь. Таможенное дело относится к ведению
высших органов законодательной и исполнительной
власти государств. В современный период,
в условиях развития рыночных отношений
в России, восстановления функций таможенного
дела, как регулятора внешнеэкономических
связей, развития экономики и стабилизации
финансов, возрастает роль таможенных
органов, их место в государственном устройстве.
Значительный интерес в этом плане представляют
вопросы обновления таможенной системы,
перехода на международные правила таможенного
контроля с учетом особенностей страны
на основе взаимного сотрудничества с
таможенными службами стран Запада и Востока.
Поиски путей более рациональной организации
таможенного контроля требуют научного
предвидения и прогнозирования, разработки
теории таможенного дела. Государства
стремятся к активному участию в международном
сотрудничестве в области таможенного
дела. Таможенное дело в государствах
развивается в направлении гармонизации
и унификации с общепринятыми международными
нормами и практикой. [3, с.95] В этой связи
возрастает научный и практический интерес
к познанию роли и функций таможенных
органов, их места в государственном устройстве.
Этим обусловлена
актуальность данной темы курсовой работы.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать
назначение и функции таможенного дела
в развитии экономии государства. В связи
с поставленной целью, вы работе выдвигаются
следующие задачи: дать понятие таможенного
дела и таможенного механизма; определить
сущность таможенной политики государства,
как основы таможенного дела; выявить
роль таможенных органов в деле обеспечения
экономической безопасности страны; показать
инструменты, с помощью которых таможенные
структуры способны регулировать ряд
внутренних и внешних экономических проблем,
стоящих перед государством; осветить
современное состояние таможенной службы
в деле решения стоящих перед ней экономических
задач; выявить современные проблемы и
определить перспективы развития таможенного
дела в РФ. Объектом исследования является
механизм таможенного дела в России. Предметом
исследования в работе является ролевая
деятельность таможенных органов РФ в
деле осуществления вклада в развитие
экономики.
В работе были использованы
теоретические материалы, взятые из учебников
и учебных пособий по разрабатываемой
теме, статистические данные из виртуальных
источников и сайтов всемирной сети "Интернет",
а также были использованы высказывания
и мнения высокопоставленных чиновников
нашего государства по теме перспектив
развития таможенного дела в РФ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК РЕГУЛЯТОРА
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Термин "таможенное
дело" (таможенная деятельность) происходит
от слова "тамга" (тюрск. - монг), которое
употреблялось в России в XIII - XV вв. применительно
к сбору с торговых сделок. От слова "тамга"
в дальнейшем образовался глагол "тамжить",
т.е. облагать товар пошлиной. [11, с.17] В
современном понимании "таможенное
дело" - это сложное комплексное понятие,
непосредственно связанное с внешней
и внутренней политикой российского государства.
В рамках государственной политики государственная
таможенная деятельность имеет многоцелевой
характер, служит удовлетворению многочисленных
интересов и потребностей.
В нормативных правовых
актах содержались различные определения
понятия таможенного дела. Например, под
таможенным делом в РФ согласно ст.1 Таможенного
Кодекса РФ понимается сама таможенная
политика РФ, а также порядок и условия
перемещения товаров и транспортных средств,
взимания таможенных платежей, таможенного
оформления, таможенный контроль и другие
средства проведения таможенной политики
в жизнь. Таможенное дело относится к ведению
федеральных органов государственной
власти. Общее руководство таможенным
делом в РФ осуществляют Правительство
РФ, премьер-министр РФ и Президент РФ.
Центральным органом федеральной исполнительной
власти, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ, является
Государственный таможенный комитет РФ.
Таможенная политика
представляет собой целенаправленную
деятельность государства по регулированию
внешнеторгового обмена (объема, структуры
и условий экспорта и импорта) через установление
соответствующего таможенного режима
перемещения товаров и транспортных средств
через таможенную границу. Одной из главных
целей таможенной политики является стимулирование
развития национальной экономики России.
Очевидно, что это выводит ее за рамки
таможенного дела. В понятие таможенного
дела должна входить не только таможенная
политика, но и средства ее реализации:
порядок и условия перемещения через таможенную
границу товаров и транспортных средств,
взимание таможенных платежей, таможенное
оформление и др. [19, с.48] Из самого словосочетания
"таможенное дело" следует, что оно
в собственном смысле слова означает деятельность,
причем деятельность специализированную
- таможенную, поэтому и характеризовать
его нужно, прежде всего, как деятельность.
[11, с.18] В федеративных государствах таможенное
дело составляет, как правило, компетенцию
федеральной власти. Конституция РФ относит
таможенное регулирование к ведению федеральных
органов. Это означает исключительное
право государства на выработку таможенной
политики, инструментом практической
реализации которой является таможенное
дело, а также обеспечивает единство таможенной
территории и централизацию таможенного
дела в стране. Отнесение таможенного
дела к ведению федеральных органов государственной
власти гарантируется также и особенностями
законодательного процесса в отношении
федеральных законов по вопросам таможенного
регулирования. [19, с.49] Структуру современного
таможенного дела в общем виде можно представить
следующим образом: Принципы перемещения
через таможенную границу товаров и транспортных
средств; Таможенные режимы; Таможенно-тарифное
регулирование и взимание таможенных
платежей; Таможенное оформление; Таможенный
контроль; Предоставление таможенных
льгот; Ведение таможенной статистики
и Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности; Правовая регламентация
ответственности за правонарушения в
сфере таможенного дела.
Любое деление таможенного
дела на те или иные отдельные части является
условным и рассматривать их по отдельности
нужно через призму единства и тесной
взаимосвязи между собой. Различные по
своему характеру, в совокупности все
они направлены на достижение экономических,
регулятивных и правоохранительных целей
таможенного дела. Экономические цели
таможенного дела достигаются посредством
пополнения государственного бюджета
путем взимания таможенных платежей при
перемещении товаров и транспортных средств
через таможенную границу: таможенных
пошлин, налога на добавленную стоимость,
акцизов, сборов - за таможенное оформление,
за хранение товаров, за таможенное сопровождение
и других платежей, взимание которых возложено
на таможенные органы Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются
посредством установления ставок экспортных
и импортных пошлин, пошлин на товары,
перемещаемые через таможенную границу
Российской Федерации, а также путем установления
запретов и ограничений на ввоз и вывоз
товаров, лицензирования, выдачи разрешений
на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом
иных мер. Правоохранительные цели таможенного
дела заключаются в защите государственной
безопасности страны, общественного порядка,
жизни и здоровья людей, нравственности,
моральных устоев и культурных ценностей
общества; в охране животных, растений
и окружающей природной среды; в обеспечении
интересов российских потребителей ввозимых
товаров; в борьбе с незаконным оборотом
через таможенную границу Российской
Федерации наркотических средств, оружия,
предметов художественного, исторического
и археологического достояния и т.д. [9,
с.34] Таможенный кодекс определяет общее
направление развития таможенного дела
- гармонизация и унификация с общепринятыми
международными нормами и практикой. Очевидная
"внешняя" направленность таможенного
дела выражается в том, что Таможенный
кодекс допускает в интересах развития
и укрепления международной экономической
интеграции создание таможенных союзов
России с другими государствами, зон свободной
торговли, а также заключение международных,
договоров и соглашений по таможенным
вопросам в соответствии с нормами международного
права. [4, с.22] В таможенном законодательстве
используется ряд специфических таможенно
- правовых терминов, таких как, например,
"таможенная территория", "таможенная
граница", "таможенный режим", "декларант",
"таможенная пошлина" и др. Даже такие
известные из гражданского права понятия,
как "товары" и "транспортные средства",
в таможенном законодательстве имеют
свое специфическое толкование. [9, с.36]
Интеграционный процесс сегодня идет
практически на всех странах и континентах
и охватывает.
В этот процесс включатся
различные по уровню своего политического
и экономического развития государства.
И Россия в этом плане не исключение. Специфика
внутригосударственного таможенного
регулирования проявляется среди прочего
также и в его тесной взаимосвязи с международным
правом. В сферу международно-правового
таможенного регулирования входят вопросы
стандартизации и сертификации продукции,
международные перевозки находящихся
под таможенным контролем грузов, способы
оценки товаров для таможенных целей и
др. [9, с.42] Итак, таможенное дело в современном
понимании охватывает довольно сложный
комплекс отношений, непосредственно
связанный с внешней и внутренней политикой
и деятельностью государства. В рамках
проводимой в стране государственной
политики таможенное дело носит многоцелевой
характер и служит удовлетворению разнообразных
интересов и потребностей современного
российского общества.
Таможенная политика
представляет собой целенаправленную
деятельность государства по регулированию
внешнеторгового обмена (объема, структуры
и условий экспорта и импорта) через установление
соответствующего таможенного режима
перемещения товаров и транспортных средств
через таможенную границу. Таможенная
политика - это органичная составная часть
внутренней и внешней политики Российской
Федерации. [15, с.112] Исторически таможенная
политика является первой формой государственного
регулирования внешней торговли. Сущность
ее выражается в выработке единой системы
согласованных экономических, политических,
организационных и правовых мер по развитию
внешнеэкономических связей страны. По
своему содержанию она представляет собой
систему мер, принимаемых государством
для регулирования внешнеторгового обмена
(объема, структуры и условий экспорта
и импорта).
Основным средством
осуществления таможенной политики являются:
установление таможенного режима перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу и применение таможенных
тарифов, таможенных пошлин и таможенных
сборов. Совокупность государственных
органов, участвующих в выработке и реализации
таможенной политики, а также набор средств
ее реализации, порядок использования
компетентными государственными органами
инструментов таможенного регулирования
в целом образуют механизм таможенной
политики государства. [11, с. 203] В Российской
Федерации цели таможенной политики определяются
Президентом РФ, Федеральным Собранием,
Правительством РФ в соответствии с ТК
РФ и другими источниками таможенного
права. Таможенные органы Российской
Федерации участвуют в формировании таможенной
политики и реализуют эту политику. Основные
цели таможенной политики: обеспечение
наиболее эффективного использования
инструментов таможенного контроля и
регулирования товарообмена на таможенной
территории Российской Федерации, участие
в реализации торгово-политических задач
по защите российского рынка, стимулирование
развития национальной экономики, содействие
проведению структурной перестройки и
реализации других задач экономической
политики Российской Федерации, иные цели,
определяемые Президентом, Федеральным
Собранием и Правительством Российской
Федерации.
Направленность
целей таможенной политики на защиту российского
рынка товаров и на стимулирование развития
национальной экономики обусловливает
ее тесную связь с внутренней политикой
российского государства. Как составная
часть внешней политики государства, таможенная
политика России призвана реализовывать
внешнеэкономические интересы государства,
чтобы не только защищать национальную
экономику от развала, но и способствовать
проведению ее структурной перестройки
с целью оживления, оздоровления и последующего
подъема. Важнейшие качественные характеристики
таможенной политики непосредственно
связаны с принципом регулирования внешнеторговой
деятельности. Основными принципами внешнеторговой
деятельности являются: единство внешнеторговой
политики как составной части внешней
политики Российской Федерации; единство
системы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности и контроля
за ее осуществлением; единство политики
экспортного контроля; единство таможенной
территории Российской Федерации; приоритет
экономических мер государственного регулирования
внешнеторговой деятельности; равенство
участников внешнеторговой деятельности
и их недискриминация; защита государством
прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности; исключение
неоправданного вмешательства государства
и его органов во внешнеторговую деятельность,
нанесения ущерба ее участникам и экономике
Российской Федерации в целом. [15, с.114]
Как уже было сказано выше, таможенная
политика должна содействовать обеспечению
экономической безопасности страны.
Под экономической
безопасностью имеется в виду такое состояние
экономики, которое гарантирует достаточный
уровень социального, политического и
оборонного существования и прогрессивного
развития страны, неуязвимость и независимость
ее политических интересов по отношению
к возможным внешним и внутренним угрозам
и воздействиям. Как важнейшее средство
обеспечения экономической безопасности
государства таможенная политика непосредственно
определяется целями и задачами общей
экономической стратегии государства.
С этой точки зрения различаются два основных
вида таможенной политики: протекционистская
и политика свободной торговли. Протекционистская
таможенная политика направлена на создание
условий, способствующих развитию национальной
экономики путем ограждения ее от иностранной
конкуренции. Протекционизм предусматривает
установление высокого уровня таможенного
обложения ввозимых на внутренний рынок
страны иностранных товаров, ограничение
или полное запрещение ввоза определенных
товаров, форсирование экспорта, его государственное
субсидирование и кредитование, финансирование
экспортных отраслей и т.д.
Информация о работе Таможенное дело и защита экономических интересов государства