Таможенно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 04:27, реферат

Описание

Общественные отношения в сфере таможенного дела следует считать таможенными отношениями. Правовой характер они носят лишь в случае урегулированности их соответствующими таможенно-правовыми нормами. А результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права и следует считать таможенно-правовыми отношениями. Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей, когда субъективное право одного участника отношений корреспондирует с обязанностью другого (и наоборот) составляет структуру любых правоотношений. А отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения. Исходя из этого, понятие «таможенно-правовые отношения» следует характеризовать как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в данном определении уже нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела, поскольку эта характеристика в скрытой форме там уже присутствует — она входит в понятие «таможенно-правовая норма». Таможенно-правовые отношения носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство, а участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений. Как и любые другие управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру — составные части. Такими частями являются: а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений); б) объекты таможенно-правовых отношений (то, по поводу чего эти отношения собственно и возникают); в) содержание этих правоотношений. Субъектом права в любой правовой отрасли принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которыми он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей, либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений. Поэтому под субъектами таможенного права России следует понимать лица (как физические, так и юридические), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

Работа состоит из  1 файл

Общественные отношения в сфере таможенного дела следует считать таможенными отношениями.doc

— 42.50 Кб (Скачать документ)

Общественные отношения  в сфере таможенного дела следует  считать таможенными отношениями. Правовой характер они носят лишь в случае урегулированности их соответствующими таможенно-правовыми нормами. А результат  регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права и следует считать таможенно-правовыми отношениями. Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей, когда субъективное право одного участника отношений корреспондирует с обязанностью другого (и наоборот) составляет структуру любых правоотношений. А отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения. Исходя из этого, понятие «таможенно-правовые отношения» следует характеризовать как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в данном определении уже нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела, поскольку эта характеристика в скрытой форме там уже присутствует — она входит в понятие «таможенно-правовая норма». Таможенно-правовые отношения носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство, а участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений. Как и любые другие управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру — составные части. Такими частями являются: а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений); б) объекты таможенно-правовых отношений (то, по поводу чего эти отношения собственно и возникают); в) содержание этих правоотношений. Субъектом права в любой правовой отрасли принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которыми он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей, либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений. Поэтому под субъектами таможенного права России следует понимать лица (как физические, так и юридические), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела. К ним относятся:

 • таможенные органы;

 • государственные служащие  таможенных органов и организаций  таможенной службы;

 • юридические лица;

 • физические лица.

Понятие «субъект права» тесно связано  с понятием правосубъектности, которое  включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Причем эти свойства — свойства юридического характера, определяемые законом. Они не присущи субъектам от природы, формулируются в субъективном праве и, в целом, олицетворяют признание правом способностей субъектов к совершению тех или иных социальных действий. С учетом правоспособности, т. е. установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальных и иные субъекты. К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы — субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо организации таможенной службы по реализации компетенции таможенных органов. К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса. Однако порядок и условия такого ввоза и вывоза во многом определяется тем, каким правовым статусом (статусом российского лица, статусом юридического лица, статусом гражданина России и пр.) обладает лицо, перемещающее товары через таможенную границу России. Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования. Непосредственным объектом таможенных правоотношений является поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.). Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), т. е. фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, т. е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права. По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять:

 • на материальные и процессуальные;

 • на первичные и вторичные;

 • на возникающие в момент, до и после фактического перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

 • на порождаемые правомерными  и неправомерными фактами;

 • на иные виды. К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отношения, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материальными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессуальными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что материальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений. Первичные таможенно-правовые отношения — это отношения, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредственного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми отношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушений таможенного законодательства). Таможенно-правовые отношения могут возникать: а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеривающихся совершить внешнеторговую сделку); б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости — и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России); в) после (значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним). Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений, в том числе и таможенных, являются юридические факты. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — и события (например, в связи с истечением предельного срока хранения помещенного под режим таможенного склада товара у его владельца возникает обязанность поместить этот товар под иной таможенный режим). События являются неволевыми юридическими фактами, а действия всегда являются результатом активного волеизъявления субъекта и по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия, соответственно, нарушают эти требования. К числу неправомерных относятся также и бездействия субъектов таможенного права, когда нормами таможенного права предусмотрено иное (например, непринятие перевозчиком находящихся под таможенным контролем товаров предусмотренных правовыми нормами мер в случае аварии или действия непреодолимой силы, непринятие должностным лицом таможенного органа в установленный срок решения по жалобе и т. п.). По характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликтными или юрисдикционными правоотношениями. 
 


Информация о работе Таможенно-правовые отношения