Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 04:27, реферат
Общественные отношения в сфере таможенного дела следует считать таможенными отношениями. Правовой характер они носят лишь в случае урегулированности их соответствующими таможенно-правовыми нормами. А результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права и следует считать таможенно-правовыми отношениями. Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей, когда субъективное право одного участника отношений корреспондирует с обязанностью другого (и наоборот) составляет структуру любых правоотношений. А отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения. Исходя из этого, понятие «таможенно-правовые отношения» следует характеризовать как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в данном определении уже нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела, поскольку эта характеристика в скрытой форме там уже присутствует — она входит в понятие «таможенно-правовая норма». Таможенно-правовые отношения носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство, а участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений. Как и любые другие управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру — составные части. Такими частями являются: а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений); б) объекты таможенно-правовых отношений (то, по поводу чего эти отношения собственно и возникают); в) содержание этих правоотношений. Субъектом права в любой правовой отрасли принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которыми он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей, либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений. Поэтому под субъектами таможенного права России следует понимать лица (как физические, так и юридические), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела.
Общественные отношения
в сфере таможенного дела следует
считать таможенными
• таможенные органы;
• государственные служащие
таможенных органов и
• юридические лица;
• физические лица.
Понятие «субъект права» тесно связано с понятием правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Причем эти свойства — свойства юридического характера, определяемые законом. Они не присущи субъектам от природы, формулируются в субъективном праве и, в целом, олицетворяют признание правом способностей субъектов к совершению тех или иных социальных действий. С учетом правоспособности, т. е. установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальных и иные субъекты. К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы — субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо организации таможенной службы по реализации компетенции таможенных органов. К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса. Однако порядок и условия такого ввоза и вывоза во многом определяется тем, каким правовым статусом (статусом российского лица, статусом юридического лица, статусом гражданина России и пр.) обладает лицо, перемещающее товары через таможенную границу России. Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования. Непосредственным объектом таможенных правоотношений является поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.). Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), т. е. фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, т. е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права. По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять:
• на материальные и процессуальные;
• на первичные и вторичные;
• на возникающие в момент,
до и после фактического
• на порождаемые
• на иные виды. К материальным
таможенно-правовым отношениям относятся
отношения, возникающие в сфере таможенного
дела и регулируемые материальными нормами
таможенного права. Отношения, связанные
с разрешением индивидуально-конкретных
дел в сфере таможенного дела и регулируемые
нормами процессуального таможенного
права, следует считать процессуальными
таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение
же материальных и процессуальных отношений
характеризуется тем, что материальные
отношения всегда реализуются посредством
процессуальных отношений. Первичные
таможенно-правовые отношения — это отношения,
непосредственно связанные с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу (например, отношения
по поводу проведения таможенного контроля
и таможенного оформления во время непосредственного
перемещения товаров через границу). Правоотношения,
производные от первичных, следует считать
вторичными таможенно-правовыми отношениями
(например, отношения, возникающие в связи
с выявлением в ходе проведения таможенного
контроля нарушений таможенного законодательства).
Таможенно-правовые отношения могут возникать:
а) до фактического перемещения товаров
и транспортных средств через таможенную
границу (например, отношения по поводу
информирования и консультирования таможенными
органами лиц, намеривающихся совершить
внешнеторговую сделку); б) в момент такого
перемещения (например, отношения по поводу
проведения таможенного оформления и
таможенного контроля (а в случае необходимости
— и по уплате таможенных платежей), возникающие
между таможенным органом и физическим
лицом в момент (либо незадолго до или
сразу после) пересечения последним таможенной
границы России); в) после (значительно
позже) фактического пересечения товарами
или транспортными средствами таможенной
границы (например, отношения между таможенным
органом и участником внешнеэкономической
деятельности по поводу осуществления
первым контроля за поступлением в страну
валютной выручки от экспорта товаров,
осуществляемого последним). Основанием
возникновения, изменения и прекращения
любых правоотношений, в том числе и таможенных,
являются юридические факты. В качестве
юридических фактов выступают, как правило,
действия, а в некоторых случаях — и события
(например, в связи с истечением предельного
срока хранения помещенного под режим
таможенного склада товара у его владельца
возникает обязанность поместить этот
товар под иной таможенный режим). События
являются неволевыми юридическими фактами,
а действия всегда являются результатом
активного волеизъявления субъекта и
по своему характеру подразделяются на
правомерные и неправомерные. Правомерные
действия участников таможенно-правовых
отношений всегда соответствуют требованиям
норм таможенного права, а неправомерные
действия, соответственно, нарушают эти
требования. К числу неправомерных относятся
также и бездействия субъектов таможенного
права, когда нормами таможенного права
предусмотрено иное (например, непринятие
перевозчиком находящихся под таможенным
контролем товаров предусмотренных правовыми
нормами мер в случае аварии или действия
непреодолимой силы, непринятие должностным
лицом таможенного органа в установленный
срок решения по жалобе и т. п.). По характеру
юридических фактов, порождающих таможенно-правовые
отношения, эти отношения делятся на отношения,
порождаемые правомерными юридическими
фактами и на отношения, порождаемые неправомерными
юридическими фактами. Последние еще именуются
деликтными или юрисдикционными правоотношениями.