Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:41, реферат
Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Таможенная политика становится важным активным фактором формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирования ее внешнеэкономической деятельности.
Режим наиболее благоприятствуемой нации – правовой принцип, который устанавливается в договорном порядке в торговом отношениях между двумя странами. По этому принципу каждая из договаривающейся стороне такие же благоприятные условия, которыми будет пользоваться и сама. Принцип благоприятствования является гарантией того, что и третьи страны не получат большей льготы в виде более значительного снижения общей ставки.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, или если страна происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, а если предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении этих стран то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой.
Для реализации данного инструмента торговой политики существует специальный документ "Сертификат происхождения товара", который однозначно должен подтверждать страну происхождения. Таможенные органы Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.
3 Национальная система преференций Российской Федерации
В статье 36 Закона Российской Федерации “ О таможенном тарифе” даны основополагающие принципы и определения тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации.
Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.
Система предоставления преференций в рамках Общей системы преференций базируется на положениях “Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций”. Данный документ был подписан в 1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.
В настоящее время в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации определен порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” товарам при уплате ввозных таможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции. Остановимся на основных понятиях.
Тарифные льготы (тарифные преференции) согласно ст. 34 Закона “О таможенном тарифе” это льгота, которая предоставляется на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Преференциальный режим – особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз. Тарифные преференции могут быть предоставлены на территории РФ согласно ст. 36:
товарам, происходящим из развивающихся стран, пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, товары облагаются ввозными таможенными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа;
товарам, происходящим из наименее развитых стран, пользователей схемой преференций российской Федерации, в виде беспошлинного ввоза;
товарам, происходящим из государств, образующих с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или союза.
За последние годы национальная система преференций России весьма расширилась и усложнилась. Появление законодательной базы позволило четко устанавливать порядок формирования и применения таможенно-тарифного регулирования.
Россия имеет собственную автономную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны. В соответствии статьей 36 национальная схема преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Согласно постановлению Правительства РФ установлено, что национальная схема преференций подлежит ежегодному пересмотру на основании мотивированного представления МВЭС и МИД РФ.
Национальная схема преференций включает в себя три основных элемента:
1) перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ;
2) перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ;
3) список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.
Среди пользователей национальной схемой преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий момент входят свыше 40 государств Азии, Африки и Латинской Америки.
Сущность данных тарифных преференций:В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из наименее развитых стран не применяются таможенные пошлины. Цели данной политики: поддержка развития экономики наименее развитых стран, в частности развитие их собственной промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие прежде всего вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны.
Одним из основных инструментов, используемых государством для повышения конкурентоспособности, являются таможенно-тарифные меры – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы.
Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. // Рос. Газета. –1993. -5 июня. - С 13
2. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. Учебник для вузов М.: БЕК, 2005. –С. 480
3. Драганова В.Г. Основы таможенного дела. Учебник для слушателей таможенной академии и студентов вузов М.: Экономика,1998. –С.687
4. Современная внешнеторговая политика России и инструменты ее регулирования // Внешнеэкономические связи России. –1996. --№ 15—С. 17-50.
5. http://www.transportall.org
3