Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:07, реферат
Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части федерального бюджета.
Под таможенно-тарифным
регулированием следует понимать совокупность
организационных, экономических (тарифных)
и административных (нетарифных) мер
государственного регулирования
В ходе применения таможенно-тарифного механизма решаются следующие основные задачи: регулятивная, торгово-политическая, фискальная. Эффективность его использования во многом зависит от нормативного порядка и правил таможенно-тарифного регулирования внешнеэколномической деятельности.
В Законе «О таможенном тарифе» установлены цели и сфера использования таможенно-тарифных мер, определены основные понятия, используемые в правовом механизме как тарифного, так и нетарифного регулирования торгово-экономических отношений России, закреплены общие принципы и правила применения таможенно-тарифных мер.
К компетенции
Правительства РФ в сфере
Под тарифным
регулированием в таможенном
праве понимают меры
Таможенный
тариф Российской Федерации –
свод ставок таможенных пошлин (таможенного
тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу Российской
Федерации и систематизированным в соответствии
с товарной номенклатурой внешне-экономической
деятельности (далее ТН ВЭД).
Целями таможенного тарифа являются:
рационализация товарной структуры ввоза иностранных товаров в Российскую Федерацию;
поддержание рационального соотношения вывоза товаров и их ввоза, соотношения валютных доходов и расходов на территории России;
создание условий
для прогрессивных изменений в структуре
производства и потребления товаров, для
защиты экономики России от неблагоприятного
воздействия на нее иностранной конкуренции
и для обеспечения условий эффективной
интеграции страны в мировую экономику.
Таможенный тариф
состоит из следующих элементов:
а)
таможенных пошлин, их ставок и видов;
б)
таможенной стоимости товаров и
методов ее определения;
в)
тарифных льгот, преференций и привилегий.
Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Ее уплата носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.
Ставка таможенной
пошлины — это указанный в
таможенном тарифе денежный размер платежа,
подлежащий взиманию таможенными органами
за конкретный товар, ввозимый на таможенную
территорию России или вывозимый
с ее таможенной территории. Ставки
таможенных пошлин определяются Правительством
РФ, являются едиными и не подлежат изменению
в зависимости от лиц, перемещающих товары
через таможенную границу, видов сделок
и каких-либо других факторов.
В зависимости
от способа их исчисления
- адвалорные;
- специфические;
- комбинированные.
Адвалорные ставки
устанавливаются в процентах
к таможенной стоимости облагаемых
товаров. Специфические ставки исчисляются
в установленном размере за единицу
веса (объема и т.д.) облагаемого товара.
А ставки, сочетающие в себе адвалорный
и специфический виды таможенного обложения,
называются комбинированными (например,
25% от стоимости товара, но не менее 0,5 евро
за 1 кг).
В зависимости
от страны происхождения товара ставки
таможенных пошлин могут быть разделены
на:
а)
базовые — ими облагаются товары,
происходящие из государств, которым
в торговле с данной страной предоставлен
режим наибольшего
б) преференциальные — эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 г. стала создаваться общая
система преференций,
в соответствии с которой промышленно-
развитыми странами в одностороннем
порядке предоставляются
по ставкам, вдвое
меньшим, чем обычные (базовые). В
Российской Федерации в настоящий
момент преференциальные ставки составляют
3/4 базовых ставок;
в)
максимальные — по этим ставкам
рассчитываются таможенные пошлины
на товары, происходящие из всех остальных
государств, а также на те товары,
страна происхождения которых
По своей правовой
природе таможенные тарифы могут быть
автономными, конвенционными и автономно-конвенционными.
Автономные тарифы
содержат ставки таможенной пошлины, устанавливаемые
компетентным государственным органом
данной страны. Автономные тарифы не содержат
конвенционных (договорных) пошлин, ставки
которых определяются в ходе международных
торговых переговоров. Автономные ставки
могут быть изменены решением компетентного
государственного органа без согласования
со странами — внешнеторговыми партнерами.
Автономно-конвенционные тарифы наряду
с автономными ставками содержат также
и конвенционные (договорные) ставки. Конвенционные
ставки распространяются только на те
товары, которые указаны в соответствующих
торговых договорах (соглашениях). Ставка
договорной таможенной пошлины не может
быть изменена в одностороннем порядке.
Срок ее применения определяется сроком
действия соответствующего международного
договора (соглашения).
Таможенная стоимость
товара – это цена сделки, фактически
уплаченная или подлежащая уплате за
товар на момент пересечения им таможенной
границы Российской Федерации. Ее суть,
назначение и методика определения рассмотрены
в рамках следующей темы.
Тарифные льготы
– это льготы, предоставляемые
в форме возврата ранее уплаченной
таможенной пошлины, в форме освобождения
от уплаты пошлины, в форме снижения ставки
таможенной пошлины либо в форме установления
тарифных льгот на преференциальный ввоз
(вывоз товаров). Порядок их предоставления
определяется Правительством РФ.
В частности
от пошлины освобождаются:
а)
транспортные средства, осуществляющие
международные перевозки
б)
предметы материально-технического снабжения
и снаряжения, топливо, продовольствие
и другое имущество, вывозимое за пределы
таможенной территории Российской Федерации
для обеспечения деятельности российских
и арендованных (зафрахтованных) российскими
лицами судов, ведущих морской промысел,
а также продукция их промысла, ввозимая
на таможенную территорию Российской
Федерации,
в)
товары, ввозимые на таможенную территорию
Российской Федерации или вывозимые
с этой территории для официального
или личного пользования
г)
валюта Российской Федерации, иностранная
валюта (кроме используемой для нумизматических
целей), а также ценные бумаги в соответствии
с законодательными актами Российской
Федерации;
д)
товары, подлежащие обращению в собственность
государства в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
е)
товары, ввозимые на таможенную территорию
Российской Федерации и вывозимые с этой
территории в качестве гуманитарной помощи;
в целях ликвидации последствий аварий
и катастроф, стихийных бедствий; учебные
пособия для бесплатных учебных, дошкольных
и лечебных учреждений; и др.
Тарифные преференции
– это специальные преимущества, предоставляемые
при обложении таможенными пошлинами
всех или нескольких видов товаров отдельных
стран и не распространяющиеся на аналогичные
товары других стран. Устанавливаются
они в отношении товаров либо происходящих
из стран, образующих вместе с Россией
зону свободной торговли (таможенный союз),
либо происходящих из развивающихся стран
(например, Африки и Латинской Америки).
Таможенные привилегии – это преимущества, предоставляемые определенным физическим либо должностным лицам при перемещении через таможенную границу России товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Проявляются они в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин или других подлежащих взысканию таможенных платежей, либо в виде упрощения процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, а в ряде случаев – в виде полного освобождения от определенных форм таможенного контроля.