Таможенно-тарифным регулированием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:07, реферат

Описание

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части федерального бюджета.

Работа состоит из  1 файл

там тариф.doc

— 42.00 Кб (Скачать документ)

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности в Российской Федерации, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части федерального бюджета. 

В ходе применения таможенно-тарифного механизма решаются следующие основные задачи: регулятивная, торгово-политическая, фискальная.  Эффективность его использования во многом зависит от нормативного порядка и правил таможенно-тарифного регулирования внешнеэколномической деятельности.

      В Законе «О таможенном тарифе» установлены цели и сфера использования таможенно-тарифных мер, определены основные понятия, используемые  в правовом механизме как тарифного, так и нетарифного регулирования торгово-экономических отношений России, закреплены общие принципы и правила применения таможенно-тарифных мер.

  К компетенции  Правительства РФ в сфере таможенно-тарифного  регулирования отнесены вопросы  установления ставок таможенных  пошлин в определенных законодательным  органом власти пределах и  определения порядка предоставления тарифных льгот. А Министерство экономического развития и торговли РФ посредством издания нормативно-правовых актов и контроля за их применением со стороны нижестоящих звеньев таможенной системы обеспечивает практическое применение таможенно-тарифных мер как одного из направлений реализации таможенной политики страны.

  Под тарифным  регулированием в таможенном  праве понимают меры государственного  воздействия на внешнеэкономические  связи страны, в основе которых,  лежит ценовой фактор влияния  на внешнеторговый оборот. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

  Таможенный  тариф Российской Федерации –  свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешне-экономической деятельности (далее ТН ВЭД). 

Целями таможенного тарифа являются:

рационализация  товарной структуры ввоза иностранных  товаров в Российскую Федерацию;

поддержание рационального  соотношения вывоза товаров и  их ввоза, соотношения валютных доходов  и расходов на территории России;

создание условий  для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, для защиты экономики России от неблагоприятного воздействия на нее иностранной конкуренции и для обеспечения условий эффективной интеграции страны в мировую экономику. 

Таможенный тариф  состоит из следующих элементов: 

а)         таможенных пошлин, их ставок и видов; 

б)        таможенной стоимости товаров и  методов ее определения; 

в)         тарифных льгот, преференций и привилегий. 

Таможенная пошлина  — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Ее уплата носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Ставка таможенной пошлины — это указанный в  таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый  с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов. 

   В зависимости  от способа их исчисления различаются  следующие виды ставок таможенных пошлин: 

- адвалорные; 

- специфические; 

- комбинированные. 

Адвалорные ставки устанавливаются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические ставки исчисляются  в установленном размере за единицу  веса (объема и т.д.) облагаемого товара. А ставки, сочетающие в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными (например, 25% от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг). 

В зависимости  от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на: 

а)         базовые — ими облагаются товары, происходящие из государств, которым  в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования; 

б)        преференциальные — эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с  1971 г. стала создаваться общая

система преференций, в соответствии с которой промышленно- развитыми странами в одностороннем  порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой торговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется в основном на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит, как правило, обложению таможенными пошлинами

по ставкам, вдвое  меньшим, чем обычные (базовые). В  Российской Федерации в настоящий  момент преференциальные ставки составляют 3/4 базовых ставок; 

в)         максимальные — по этим ставкам  рассчитываются таможенные пошлины  на товары, происходящие из всех остальных  государств, а также на те товары, страна происхождения которых неизвестна. Иногда эти ставки называют генеральными. 

По своей правовой природе таможенные тарифы могут быть автономными, конвенционными и автономно-конвенционными. 

Автономные тарифы содержат ставки таможенной пошлины, устанавливаемые  компетентным государственным  органом  данной страны. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами — внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и конвенционные (договорные) ставки. Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые указаны в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной таможенной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).  

Таможенная стоимость  товара – это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации. Ее суть, назначение и методика определения рассмотрены в рамках следующей темы. 

Тарифные льготы – это льготы, предоставляемые  в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме  освобождения от уплаты пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз товаров). Порядок их предоставления определяется Правительством РФ. 

В частности  от пошлины освобождаются: 

а)         транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения  и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое  для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств; 

б)        предметы материально-технического снабжения  и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, 

в)         товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые  с этой территории для официального или личного пользования представителями  иностранных государств, физическими  лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации; 

г)         валюта Российской Федерации, иностранная  валюта (кроме используемой для нумизматических  целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации; 

д)        товары, подлежащие обращению в собственность  государства в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации; 

е)         товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений; и др. 

 Тарифные преференции – это специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран. Устанавливаются они в отношении товаров либо происходящих из стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли (таможенный союз), либо происходящих из развивающихся стран (например, Африки и Латинской Америки). 

Таможенные привилегии – это преимущества, предоставляемые  определенным физическим либо должностным лицам при перемещении через таможенную границу России товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Проявляются они в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин или других подлежащих взысканию таможенных платежей, либо в виде упрощения процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, а в ряде случаев – в виде полного освобождения от определенных форм таможенного контроля.

Информация о работе Таможенно-тарифным регулированием