Таможенные органы РФ: правовая основа и принципы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявление места и роли таможенных органов в системе экономической безопасности РФ

Содержание

Введение……………………………………………...……………………………3
Глава 1 Сущность таможенных органов РФ…………………………………………….……………...……………………..5
1.1 Общая характеристика таможенных органов……………………………….………………………………………..…..5
1.2 Задачи и функции таможенных органов…………………………………….……………………………………....8
Глава 2 Место таможенных органов в системе экономической безопасности…………………...………………………………..…………….....11
2.1 Влияние таможенных органов на внутренние и внешние угрозы…………………………………………..………………...…………...….11
2.2 Национальная безопасность как элемент экономической безопасности…………………………………...………………………………...13
Заключение………………………………………..………………………….….16
Список используемых источников………………………..……….…………...17

Работа состоит из  1 файл

Копия ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

Таможенные  органы РФ выполняют следующие функции:

1. Регулятивные  функции. Свое регулирующее воздействие на экономику таможенный механизм оказывает таможенными тарифами, а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием:

а) стимулировать  развитие национальной экономики;

б) защищать российский рынок.

в) привлечь иностранные инвестиции.

г) выполнять  обязательства перед другими  государствами, международными союзами.

2. Защитные  функции. Обеспечение экономической, санитарной безопасности страны, общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей.

Предупреждение  и выявление контрабанды, уклонение от оплаты таможенных пошлин, других правонарушений. Предупреждение ввоза на территорию РФ товаров, вредных для здоровья и экологии, ввоз наркотических, ядовитых, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов. Вывоз предметов старины, представляющих историческую и культурную ценность для страны.

    Таможенные органы в структурном и функциональным отношении образуют единую, целостную систему. Эта система строится с учетом тех же принципов, на которых основывается таможенное дело в России: единства таможенной политики, единства таможенной территории, единства таможенного законодательства, единство тарифного регулирования, сочетания его с мерами экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Место таможенных органов в системе экономической безопасности

2.1 Влияние таможенных органов на внутренние и внешние угрозы 

     Под экономической безопасностью понимается «состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития».

     В последнее время в высших эшелонах власти большое внимание уделяется вопросам энергетической безопасности (ЭБ). Эта тема была обозначена Россией как одна из важнейших при формулировке повестки дня саммита лидеров стран «Группы восьми», состоявшегося в 2006 г. в Санкт-Петербурге. Вопросы ЭБ признаны актуальными мировым сообществом.

Однако, несмотря на повышенный интерес к  проблемам ЭБ со стороны политических лидеров, понятие ЭБ не определено даже в таком документе как документ о Глобальной энергетической безопасности, принятый на саммите «Группы восьми» в 2006 г. Напротив, в научных работах это понятие подвергается анализу.

      Такая ситуация может привести к недопониманию сущности ЭБ, нестыковки теории (научных разработок) и практики (государственного регулирования, поддержки отдельных проектов в сфере энергетики и др.).

Кроме того, помимо энергетической существуют другие виды безопасности, среди которых  важнейшими являются национальная и  экономическая безопасность. В данной работе сделана попытка представить многообразие видов безопасности и показать место ЭБ в системе национальной и экономической безопасности.

      В общем виде безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Как следует из приведенного определения, к объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

    Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития объекта безопасности. Под угрозой, в свою очередь, понимается совокупность условий и факторов, стечение обстоятельств, значительно увеличивающих риски жизнедеятельности объекта.

    Различные виды безопасности представляют собой состояние защищенности от угроз интересов в той или иной сфере жизнедеятельности.

    Внутренними и внешними угрозами национальной безопасности РФ выступают недостаточное развитие отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества, криминализация общественных отношений, организованная преступность, терроризм, обострение межнациональных и осложнение международных отношений.

   Здоровая экономика является необходимым условием развития и реализации интересов как отдельного индивида, так и общества в целом. Таким образом, можно сказать, что экономическая безопасность является основой национальной безопасности.

    Угрозы экономической безопасности имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего низкой величиной внутреннего валового продукта, низкой инвестиционной, инновационной активностью, снижением научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости . 
 
 
 

2.2 Национальная безопасность  как элемент экономической  безопасности

Под национальной экономической безопасностью, согласно определению, данному в российском законодательстве1, понимается состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Угроза  экономической безопасности может  быть определена в конечном виде как  некий ущерб, интегральный показатель которого характеризует степень  снижения экономического потенциала за определенный промежуток времени. Под угрозой понимается совокупность условий, процессов, факторов, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность для них и субъектов хозяйственной деятельности.

Причины угроз экономической безопасности во многом обусловлены не только прошлым развитием, но и ошибками проводимого за годы реформ экономического курса, аморфностью текущей научно-промышленной политики, потерей управляемости экономики. К ним следует отнести следующие:

1) отсутствие  концепции, стратегии и программы  социально-экономическогоw развития с реально достижимыми целями;

2)перманентное  отставание в разработке, бессистемность  и несовершенствоw нормативно-правового обеспечения регулирования экономики;

3) высокорисковая кредитно-денежная политика правительства в банковской сфере, на фондовом и валютном рынках, неэффективная налоговая система;

4)фетишизация  финансовых технологий в процессе  трансформации экономики, повлекшая  их отрыв от ее реального  сектора, замену реальных денег их суррогатами или бартером, фактически перераспределяющими национальный доход от товаропроизводителя главным образом в пользу спекулятивного финансового рынка;

5)разрушение  системы воспроизводства производственного потенциала в первуюw очередь, его активной части вследствие низкой инвестиционной активности;

6)создание условий, способствующих присвоению и вывозу финансовых ресурсов за рубеж;

7)утрата государственного контроля естественных монополий, ослабление регулирующей роли государства в их ценовой политике;

8)недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынкахw России, их низкая правовая дисциплина, недостаток или полное отсутствие экономической этики на всех уровнях менеджмента;

9)усиление регионального и национального сепаратизма;w

10)слабая встроенность в мировую экономику несоответствие научно-техническогоw уровня большинства видов промышленной продукции передовым зарубежным образцам, низкая доля иностранных субсидий в национальном богатстве;

11)дискриминация  а по сути экономическая война со стороны ряда странw международного сообщества в торговле с Россией и в ее стремлении на мировые рынки.

Формы проявления угроз экономической  безопасности на различных уровнях  иерархии организационно-экономических  структур имеют отличия, несмотря на общность действия дестабилизирующих факторов в условиях единого экономического пространства. К числу таких глобальных факторов следует отнести общий спад производства, расстройство финансовой системы, рост социальной напряженности, криминализацию общества и экономики, дальнейшее ослабление конкурентоспособности и т.д.

Поэтому характеризовать универсальным  набором показателей состояние  экономической безопасности потенциала хозяйствующего субъекта на различных  уровнях иерархии структур типа “отрасль”, “корпорация”, “предприятие” — некорректно. Для этого необходимы более детальные оценки и более точный инструментарий, а само понятие экономической безопасности такого хозяйствующего субъекта должно формулироваться с учетом специфических особенностей его функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
 

    Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.

    Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических связей России уже хорошо сформировался и,  поэтому система таможенных органов РФ во главе с Правительством РФ и Федеральной Таможенной Службой РФ, являются структурным звеном в системе государственных органов исполнительной власти РФ.

    Таким образом, таможенные органы влияют на экономическую безопасность государства так являются инструментом регулирования не только внешнеэкономических связей, но и основным источником пополнения федерального бюджета. Структура, институциональная и правовая основы построения системы таможенных органов в РФ, предусматривают блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников

1) Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.(по состоянию на 20 апреля  2008г.)

2)Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300;

3)Экономическая безопасность Свердловской области / Под науч. ред. Г.А. 4)Ковалевой и А.А. Куклина; Э.Э. Россель, Г.А. Ковалева, Н.Н. Беспамятных, Н.И. Духова, М.В. Степанова, А.И. Татаркин, А.А. Куклин, О.А. Романова, А.В. Калина, Р.И. Чененова, А.Л. Мызин, Л.Л. Богатырев, А.В. Бочегов, Д.В. Попов, Д.А. Осинцев. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2003. – 455 с., ил;

5) Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1; 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Таможенные органы РФ: правовая основа и принципы деятельности