Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:39, реферат
Таможенные правоотношения – урегулированные нормами ТП общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.
1.Таможенные правоотношения: понятие, виды, состав.
Таможенные правоотношения – урегулированные нормами ТП общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.
В процессе таможенных
Особенности таможенных правоотношений – они имеют свою специфику, которая определяется:
- особенностью объекта регулирования – общественными отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу;
- особым положением одного из его участников - Таможенного органа (является специальным субъектом таможенного права, так как они имеют специальные полномочия в области таможенного дела);
- взаимодействием различных видов субъектов, цели и интересы которых могут совпадать, а могут и нет.
Виды таможенных отношений:
- активные таможенные действия - заключаются в активном выражении участником таможенных правоотношений своих намерений;
- пассивные таможенные действия – выражаются в пассивном выражении участником таможенных правоотношений своих намерений;
- деятельность в виде посредничества – заключается в активных действиях лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности;
- вспомогательные таможенные действия – выражаются в том, что субъекты таможенных правоотношений осуществляют вспомогательные действия;
- организационная деятельность – выражается в определении компетенции субъектов таможенных правоотношений.
Состав таможенного правоотношения:
- субъект. Субъекты таможенных правоотношений – таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также лица (физические лица, юридические лица), которые занимаются перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы. Они должны обладать как правоспособностью, так и дееспособностью. Основание возникновения правоспособности и дееспособности субъектов правоотношения определены соответствующими актами Таможенного Законодательства и нормативно-правовыми актами.
Субъекты:
- таможенный перевозчик
- владелец склада временного хранения
- владелец таможенного склада
- таможенный представитель
- владелец магазина беспошлинной торговли
- уполномоченный экономический оператор.
- объект – материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношений.
- содержание: а) юридическое содержание – права и обязанности его субъектов; б) материальное содержание – реальное поведение его субъектов (их активные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей).
Для возникновения, изменения
или прекращения таможенных
Юридические факты можно подразделить на:
1) В зависимости от правовых последствий:
а)
правообразующие - пересечение таможенной
границы, подачу заявления об осуществлении
внутреннего таможенного транзита,
помещение товаров на временное хранение
и так далее;
б) правоизменяющие - подачу декларации
об изменении процедуры использования
товаров, подачу заявления об изменении,
дополнении сведений в таможенной декларации;
в) правопрекращающие
- заявление об отзыве таможенной декларации.
2) По волевому признаку:
а) события - наступление правовых последствий
не зависит от воли людей (например, действие
непреодолимой силы, истечение установленного
срока);
б) действия - порождаемые правовые последствия
являются результатом волевого проявления
людей (например, пересечение таможенной
границы, подача таможенной декларации).
Действия могут быть правомерными,
т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых
норм, и неправомерными, когда они не согласуются
с ними.
2. Методы регулирования таможенных правоотношений.
В таможенном праве, как комплексная отрасль права, применяются определенные способы правового воздействия, то есть методы на субъекты таможенных правоотношений.
Методы:
- административно - правовой
- гражданско-правовой
Административно-правовой метод заключается на отношения власти и подчинения, то есть одно сторона управляет, а другая подчиняется.
В Таможенном Кодексе Таможенного Союза отмечается, что таможенные органы и должностные лица не должны выходить за рамки правового поля. ТК ТС подробно регламентирует все таможенные процедуры на всех стадиях взаимодействия таможенного органа и лиц, которые занимаются перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Альтернативный метод – гражданско-правовой метод. Суть его заключается в равенстве сторон правоотношений. В случае спора стороны обращаются в суд для разрешения определенных вопросов в спорной ситуации.
Универсальные методы:
- императивный
- диспозитивный
Императивный метод предусматривает деятельность (действие) таможенных органов строго в определенных рамках.
Диспозитивный метод предусматривает выбор действий участников правоотношений.
3. Нормы таможенного права
Нормы таможенного
права - правила поведения участников
таможенно-правовых отношений, которые
регулируют их поведение, указывая на
необходимые условия, вызывающие возникновение
правового отношения, определяя субъектный
состав, устанавливая права и обязанности,
а также санкции за ненадлежащее исполнение
таких правил.
Признаком таможенно-правовых норм
является их охрана возможностью принуждения
со стороны государства. В системе таможенного
законодательства норма права находит
свое выражение в нормативном предписании,
т.е. в самом тексте статей, пунктов и т.д.
Таможенное право содержит в основном
регулятивные нормы, определяющие права
и обязанности участников правоотношения,
условия их возникновения и действия.
Правоохранительные нормы, т.е. нормы,
определяющие условия применения к субъекту
мер государственно-принудительного воздействия,
характер и содержание этих мер, занимают
значительно меньшее место.
В соответствии с методами правового
регулирования общественных отношений,
к которым относятся дозволения, предписание,
запреты, нормы таможенного права можно
подразделить на:
1) управомочивающие - нормы, которые наделяют
участников таможенно-правовых отношений
определенными правами, использование
которых зависит от усмотрения таких участников
(н-р, декларант вправе подать таможенную
декларацию любому таможенному органу,
правомочному принимать декларации)
2) обязывающие - нормы, предусматривающие
в соответствующих условиях определенный
вид поведения (так, при декларировании
товаров и совершении иных таможенных
операций декларант обязан подать таможенную
декларацию и представить таможенному
органу необходимые документы и сведения).
3) запрещающие - нормы, устанавливающие
в виде прямого запрета обязанность воздержаться
от совершения определенных действий
(так, товары, выпуск которых осуществлен
таможенными органами без представления
документов, подтверждающих соблюдение
ограничений, установленных в соответствии
с законодательством о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности,
запрещены к передаче третьим лицам, в
т.ч. путем их продажи или отчуждения иным
способом).
В структуре нормы ТП содержатся такие
элементы, как:
• гипотеза, которая определяет круг лиц,
которым адресована норма, а также обстоятельства
ее реализации;
• диспозиция, содержащая само правило
поведения, выраженное в виде обязанностей
и прав участников правоотношения;
• санкция, указывающая на меры государственного
принуждения за нарушение диспозиции.
4.Субъекты таможенных правоотношений.
Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта - участника правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению.
Таможенный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля (ФТС РФ) и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов.
ТК ТС РФ устанавливает права и обязанности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, организационно-правовые основы их деятельности. Для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности по руководству в области таможенного управления образована ФТС России, являющаяся федеральным органом исполнительной власти. Для выполнения возложенных функций ФТС России наделена государственно-властными полномочиями, которые реализуются в соответствующих правовых формах.
ФТС России:
- вправе издавать НПА и обеспечивать их выполнение;
- осуществляет возложенные на нее функции непосредственно или через свои территориальные органы - региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, наделенные правами и обязанностями при проведении соответствующих таможенных процедур;
- допускает
создание специализированных таможенных
органов, компетенция которых может не
включать в себя правомочия по проведению
таможенных процедур либо они могут осуществлять
такие процедуры лишь в отношении определенных
категорий товаров.
Субъектами таможенных
правоотношений также являются физические
лица и юридические лица.
Физические лица (ФЛ) - граждане,
иностранные граждане и лица без гражданства.
Возможность вступления граждан в таможенные
правоотношения связывается с наличием
правоспособности и дееспособности. Гражданин
может самостоятельно осуществлять в
полном объеме свои права и обязанности
с 18 лет. ФЛ, достигшее 16-летнего возраста,
может выступать в качестве декларанта,
т.е. он обладает дееспособностью и своими
действиями может приобретать и осуществлять
права и создавать для себя и исполнять
обязанности таможенно-правового характера.
Права и обязанности граждане могут приобретать
через своих представителей, которые могут
принимать участие в проведении таможенного
оформления, осуществлять операции с товарами,
находящимися на временном хранении и
т.д.
Юридические лица (ЮЛ) - возникновение
правоспособности и дееспособности ЮЛ
начинается с момента его государственной
регистрации и прекращается с его ликвидацией
после внесения об этом записи в единый
государственный реестр ЮЛ.