Таможенные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:39, реферат

Описание

Таможенные правоотношения – урегулированные нормами ТП общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Работа состоит из  1 файл

Таможенные правоотношения.docx

— 23.09 Кб (Скачать документ)

1.Таможенные  правоотношения: понятие,  виды, состав.

Таможенные  правоотношения – урегулированные нормами ТП общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

   В процессе таможенных отношений  между участниками возникают  разнообразные отношения.

   Особенности таможенных правоотношений – они имеют свою специфику, которая определяется:

- особенностью объекта регулирования – общественными отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу;

- особым положением одного из его участников - Таможенного органа (является специальным субъектом таможенного права, так как они имеют специальные полномочия в области таможенного дела);

- взаимодействием различных видов субъектов, цели и интересы которых могут совпадать, а могут и нет.

  Виды таможенных отношений:

- активные таможенные действия - заключаются в активном выражении участником таможенных правоотношений своих намерений;

- пассивные таможенные действия – выражаются в пассивном выражении участником таможенных правоотношений своих намерений;

- деятельность  в виде посредничества – заключается в активных действиях лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности;

- вспомогательные таможенные действия – выражаются в том, что субъекты таможенных правоотношений осуществляют вспомогательные действия;

- организационная  деятельность – выражается в определении компетенции субъектов таможенных правоотношений.

  Состав таможенного правоотношения:

- субъект. Субъекты таможенных правоотношений – таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также лица (физические лица, юридические лица), которые занимаются перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы. Они должны обладать как правоспособностью, так и дееспособностью. Основание возникновения правоспособности и дееспособности субъектов правоотношения определены соответствующими актами Таможенного Законодательства и нормативно-правовыми актами.

Субъекты:

- таможенный  перевозчик

- владелец склада временного хранения

- владелец  таможенного склада

- таможенный  представитель

- владелец  магазина беспошлинной торговли

- уполномоченный  экономический оператор.

- объект материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношений.

- содержание: а) юридическое содержание – права и обязанности его                       субъектов; б)  материальное содержание – реальное поведение его субъектов (их активные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей).

   Для возникновения, изменения  или прекращения таможенных правоотношений  необходимо наличие юридического факта (жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает наступление, изменение, прекращение таможенных правоотношений).

Юридические факты можно подразделить на:

1)  В зависимости от правовых последствий: 

 а)  правообразующие - пересечение таможенной границы, подачу заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита,   помещение товаров на временное хранение и так далее;  
б) правоизменяющие - подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации;

 в)  правопрекращающие - заявление об отзыве таможенной декларации. 
 
2) По волевому признаку: 
а) события - наступление правовых последствий не зависит от воли людей (например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока); 
б) действия - порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей (например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации). 
   Действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.
 
 

2. Методы регулирования таможенных правоотношений.

   В таможенном праве, как комплексная отрасль права, применяются определенные способы правового воздействия, то есть методы на субъекты таможенных правоотношений.

Методы:

- административно  - правовой

- гражданско-правовой 

Административно-правовой метод заключается на отношения власти и подчинения, то есть одно сторона управляет, а другая подчиняется.

   В Таможенном Кодексе Таможенного Союза отмечается, что таможенные органы и должностные лица не должны выходить за рамки правового поля. ТК ТС подробно регламентирует все таможенные процедуры на всех стадиях взаимодействия таможенного органа и лиц, которые занимаются перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Альтернативный  метод – гражданско-правовой метод. Суть его заключается в равенстве сторон правоотношений. В случае спора стороны обращаются в суд для разрешения определенных вопросов в спорной ситуации.

Универсальные методы:

- императивный

- диспозитивный

Императивный  метод предусматривает деятельность (действие) таможенных органов строго в определенных рамках.

Диспозитивный метод предусматривает выбор действий участников правоотношений.

3. Нормы таможенного права

  Нормы таможенного права - правила поведения участников таможенно-правовых отношений, которые регулируют их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение таких правил.  
 
  Признаком таможенно-правовых норм является их охрана возможностью принуждения со стороны государства. В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов и т.д. 
 
  Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают значительно меньшее место. 
 
   В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписание, запреты, нормы таможенного права можно подразделить на:  
1) управомочивающие - нормы, которые наделяют участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (н-р, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации) 
2) обязывающие - нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения). 
3) запрещающие - нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (так, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в т.ч. путем их продажи или отчуждения иным способом). 
 
  В структуре нормы ТП содержатся такие элементы, как:  
• гипотеза, которая определяет круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации;  
• диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения;  
• санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Субъекты таможенных правоотношений.

   Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта - участника правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению.

   Таможенный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля (ФТС РФ) и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов. 

  ТК  ТС РФ устанавливает права и обязанности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, организационно-правовые основы их деятельности. Для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности по руководству в области таможенного управления образована ФТС России, являющаяся федеральным органом исполнительной власти. Для выполнения возложенных функций ФТС России наделена государственно-властными полномочиями, которые реализуются в соответствующих правовых формах.

   ФТС России:

- вправе издавать НПА и обеспечивать их выполнение;

- осуществляет возложенные на нее функции непосредственно или через свои территориальные органы - региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, наделенные правами и обязанностями при проведении соответствующих таможенных процедур;

- допускает создание специализированных таможенных органов, компетенция которых может не включать в себя правомочия по проведению таможенных процедур либо они могут осуществлять такие процедуры лишь в отношении определенных категорий товаров.  

   Субъектами таможенных правоотношений также являются физические лица и юридические лица.  
   Физические лица (ФЛ) - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Возможность вступления граждан в таможенные правоотношения связывается с наличием правоспособности и дееспособности. Гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. ФЛ, достигшее 16-летнего возраста, может выступать в качестве декларанта, т.е. он обладает дееспособностью и своими действиями может приобретать и осуществлять права и создавать для себя и исполнять обязанности таможенно-правового характера. Права и обязанности граждане могут приобретать через своих представителей, которые могут принимать участие в проведении таможенного оформления, осуществлять операции с товарами, находящимися на временном хранении и т.д. 
  Юридические лица (ЮЛ) - возникновение правоспособности и дееспособности ЮЛ начинается с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией после внесения об этом записи в единый государственный реестр ЮЛ.

 
 

Информация о работе Таможенные правоотношения