Таможенный брокер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:02, доклад

Описание

Юридическое лицо, занимающееся внешнеэкономической деятельностью, обязательно сталкивается с необходимостью взаимодействовать с таможенными органами. Согласно Таможенному кодексу РФ все лица, перемещающие товары через границу, имеют равные права, но реально таможенные органы предпочитают иметь дело именно с таможенным брокером.

Работа состоит из  1 файл

Таможенный брокер.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)

Таможенный  брокер: кто это?

 

 Все, что вы хотели знать о таможенном брокере:    
 

Юридическое лицо, занимающееся внешнеэкономической  деятельностью, обязательно сталкивается с необходимостью взаимодействовать  с таможенными органами. Согласно Таможенному кодексу РФ все лица, перемещающие товары через границу, имеют равные права, но реально таможенные органы предпочитают иметь дело именно с таможенным брокером.

Если компания решает самостоятельно заниматься таможенным оформлением товаров, нужно учитывать следующие моменты:

- стоимость: при больших объемах может быть выгонным нанять и обучить людей, организовать процесс; 

- репутация таможенного органа: таможня не может отказать в приёме документов, но всегда существуют возможности по усложнению работы участников ВЭД, действующих не по правилам данного конкретного таможенного поста. Это может привести к дополнительным непрогнозируемым расходам;

- безопасность: риск стать заложником недобросовестной работы поставщиков, перевозчиков, задержек на таможне.

Таможенный брокер - это участник внешнеэкономической деятельности, выбранный декларантом (заказчиком) для оказания посреднических услуг по таможенному оформлению товаров (уплатить таможенные сборы и пр.) и перевозочного транспорта. Частным таможенным брокером может выступать только юридическое лицо, организация, имеющая своей целью извлечение прибыли. При этом государственные и муниципальные предприятия не могут получить свидетельство.

В России может  работать только национальный таможенный брокер - в этом заключается принципиальное различие нашего и иностранных законов в этой сфере. Все компании оказывающие подобного рода услуги обязательно должны пройти лицензирование Государственного таможенного комитета РФ, в противном случае это будет считаться нарушением действующего законодательства.

  • Задолго до начала таможенного оформления таможенный брокер проверяется, вносит на счета таможенных органов значительные суммы в качестве обеспечения своих обязательств, страхует свою деятельность и получает Свидетельство о включении в реестр (Для включения в Реестр таможенных брокеров компания должна заплатить 50 млн.руб. (Федеральный закон Российской Федерации" от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 25.11.2009, действует с 02.01.2010) "Таможенный кодекс Российской Федерации" ). Вероятность того, что при таможенном оформлении сознательно или по небрежности он нарушит таможенные правила гораздо меньше.

Как известно, изначально депозит вносится на счет ГТК и является обеспечением деятельности брокера перед таможенными органами. Его величина зависит от объема выполняемой работы и в процентном отношении рассчитывается исходя из суммы таможенных платежей, начисленных в отношении товаров, декларированных таможенным брокером за своей печатью. То есть чем больше услуг в денежном выражении выполнил таможенный брокер - тем значительнее возрастает сумма средств, выведенных из его оборота. Депозит исчисляется в рублях и практически всеми таможенными брокерами признается как "мертвый груз".

Кроме того, у  таможенного брокера есть много  инструментов облегчающих и ускоряющих таможенное оформление, чего нет даже у многих крупных участников ВЭД. Именно поэтому многие грузополучатели  и грузоотправители перепоручают таможенное оформление своих грузов профессионалам, получая взамен гарантии качества, скорости, минимальных затрат и застрахованных рисков ошибок при прохождении таможенных формальностей.

Помимо этого, брокер нужен также и для того, чтобы восполнить пробелы в знаниях  клиента о рынке таможенных услуг и подобрать устраивающий таможенный терминал, таможню, перевозчика: оптимальных по цене для конкретного товара и надежных. У брокера достаточно ресурсов, чтобы исследовать рынок, проводить собственный отбор мест таможенного оформления, обеспечивать грамотное юридическое сопровождение процессов таможенного оформления и обслуживание рисков.

Спрос на услуги таможенных посредников формируют  несколько факторов. Прежде всего, это  непрозрачность таможенного администрирования, а также сложность таможенного законодательства России. У компаний же, которые специализируются в области таможенного оформления, существуют нужные связи и контакты и процедура прохождения таможенного контроля отработана. Поэтому успешное решение проблем гарантировано.

На уровне таможенного органа, непосредственно занимающегося таможенным оформлением товаров, брокеры (всякие) нужны, поскольку, конечно, проще общаться с ограниченным количеством людей, повышать их компетенцию, доводить информацию о нововведениях и т.д.

Черные брокеры, серые брокеры

Такие брокеры  декларируют грузы не полностью, искажая данные в ГТД и уходят от "лишних" платежей. "Черные" брокеры действуют через создание фирм-однодневок, которые функционируют  под "липовые" контракты, с единственной целью - вывезти из страны валюту или ввезти контрабанду. "Серые" брокеры приближены к "белым" схемам, но предлагают свои услуги по демпинговым ценам. При этом они не несут никакой материальной ответственности перед таможенными органами и перед участниками ВЭД, которых они представляют. Все это препятствует созданию условий для добросовестной конкуренции.

Правовой статус:

Правовое регулирование  деятельности таможенных брокеров и  специалистов по таможенному оформлению регламентируется рядом нормативно - правовых актов, к которым, в первую очередь, относятся:

  • Таможенный кодекс РФ (главы 15 и 31, ст. 144, 339, 364, 376);
  • Гражданский кодекс РФ (в части порядка оформления договоров на оказание таможенных, транспортных и складских услуг - это ст. 48, 50, 51, 56, 61, 63, 65, 115, 296, 299, 329, 426);
  • Трудовой кодекс РФ (в части порядка оформления трудовых отношений специалиста по таможенному оформлению с таможенным брокером);
  • Кодекс РФ об административных нарушениях (в части административной ответственности за совершение административных нарушений в области таможенного дела - это ст. 16.1 - 16.3, 16.5, 16.22, 16.23);
  • Уголовный кодекс РФ (ст. 183);
  • Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 09.07.2004 г. № 98-ФЗ (ст. 3);
  • Приказ ГТК России от 02.10.2003 г. № 1098 "Об утверждении Правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей);
  • Приказ ГТК России от 06.02.2004 г. № 160 "Об утверждении Порядка аттестации специалистов по таможенному оформлению";
  • Приказ ФТС России от 3 марта 2005 г. № 165 "О формировании экзаменационных комиссий";
  • Приказ Минэкономразвития России от 19.08.2005 г. № 201 "Об утверждении программы квалификационного экзамена для специалистов по таможенному оформлению".

Перспективы развития института таможенных брокеров:

Если говорить о дальнейших перспективах развития рынка услуг таможенных брокеров, то сами они ожидают постепенного сращивания данного бизнеса с государством и таможней (как видно на примере работы западных коллег - когда оформление у таможенного брокера введено в ранг обязательства). Надежды связаны и с упрощением процедуры оформления, как это происходит во всех цивилизованных странах. С  принятием закона "О цифровой подписи" клиент сможет подать таможенную декларацию не выходя из кабинета. Суть предварительного информирования сводится к следующему. Сначала все сведения подаются в таможню для проверки. Далее необходимые документы в электронном виде поступают в базу данных таможни. А когда груз прибывает уже на границу, инспектору остается лишь сверить электронные и бумажные декларации, что занимает не более десяти секунд. Затем принимается решение, "нужно ли досматривать груз"...

В конце концов обе стороны должны хотеть одного - чтобы процедуры таможенного  оформления не тормозили развития внешнеэкономической  деятельности. Ведь движение товаров  через границу - это работа и для таможенников, и для брокеров, это доходы для государства. Пока же на ГТК в российском правительстве смотрят только как на один из самых эффективных инструментов пополнения казны, но при этом забывают, что согласно статье десятой "Таможенного Кодекса РФ" таможня обязана содействовать развитию внешнеторговых связей РФ, а все вышеперечисленное отнюдь не создает благоприятные условия для международной торговли Источник: www.vch.ru  

Цитаты: 

«...Когда мы на границе наведем порядок» Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем числе пунктов перехода».» - Путин Владимир, Президент России Источник: Rol.ru

«...Без изменения  системы что ни делай, все будет  бесполезно. Можно поменять одних  недобросовестных людей на других и  даже добиться успеха, но мимолетного. Знаете, так бывает: приходит новый тренер в футбольную команду, и она вдруг начинает побеждать, но потом все равно проигрывает, если тренер систему не поменял. Мне кажется, все, что касается изменений в работе таможни, во многом должно носить миссионерский характер. А это требует времени, изменения психологии людей. Тут и за пять лет существенно что-то трудно изменить.» - Бельянинов Андрей, директор Федеральной таможенной службы Источник: Ведомости, 25.01.2007  

Дополнительный  материал: статья "Доверять ли брокеру?"

На вопрос, доверять оформление груза на таможне брокеру или делать это самостоятельно, трудно ответить однозначно. Слишком много нюансов. Попробуем разобраться, в каких случаях имеет смысл обращаться к аутсорсингу, а когда проще завести своих специалистов.

Согласно российскому  законодательству, декларантом на таможне может выступать как сама организация, перемещающая товары, так и таможенный брокер. От имени организации выполнять операции по таможенному оформлению может ее представитель, то есть работник, имеющий соответствующую доверенность, подписанную руководителем и главным бухгалтером. Имейте в виду: представитель декларанта не обязан сдавать экзамен на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Таможенный брокер - это юридическое лицо, занимающееся таможенным оформлением товаров и транспортных средств своих клиентов. Такая организация должна быть включена в Реестр таможенных брокеров и иметь в штате не менее двух аттестованных специалистов по таможенному оформлению (аттестация проводится Федеральной таможенной службой). Кроме того, брокер должен обеспечить уплату таможенных платежей в размере 50 миллионов рублей и заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 миллионов рублей. Всё это - условия включения в Реестр таможенных брокеров.

Взаимоотношения брокера с клиентом строятся на основе нотариально удостоверенного договора. Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению груза и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела - за счет и по поручению представляемого лица. Специалист по таможенному оформлению действует от имени брокера, а сведения и о брокере, и о его представителе указываются в грузовой таможенной декларации - ГТД.

А может, сами?

Именно этот вопрос задают себе организации - участники ВЭД, решая вопрос обращения к таможенному брокеру. С одной стороны, за услуги брокера нужно платить, и немало. С другой, есть ли шанс справиться с «растаможкой» своими силами?

- Человеку, который  впервые будет заполнять ГТД,  сделать это нелегко. При оформлении декларации применяются различные классификаторы, содержащие специальные цифровые коды, которые используются для унификации заявляемых в ГТД сведений, их стандартизации и пригодности для электронной обработки. Все это нужно знать. Также довольно сложно разобраться в определении таможенной стоимости товаров и рассчитать суммы платежей. Затратно покупать специальное программное обеспечение. Разумеется, фирме, у которой, например, одна импортная поставка в квартал, не имеет смысла вникать во все эти проблемы, покупать программы. Гораздо проще обратиться к брокеру, - уверен Евгений Гринченков (Транспортно-Экспедиционная Компания «ТрансКарго Сервис»).

Согласен с этим и Кирилл Григорьев, создатель информационного портала для участников ВЭД:

- Зачастую предприятия,  по тем или иным причинам не имеющие опыта и квалифицированного персонала в сфере ВЭД (например, те, для кого внешнеэкономическая деятельность не относится к числу основных), пытаясь самостоятельно «растаможить» груз, не могут правильно собрать и оформить все документы. При этом, как правило,товар уже прибыл на территорию России и, грозя своему владельцу нешуточными убытками, пылится на CВХ. Результат - непредвиденные расходы, задержки с исполнением контрактных обязательств, натянутые отношения с контрагентами и т. д., и т. п. Но ведь результат этот достигнут не зловредностью таможни, а безграмотностью самого участника ВЭД! Поэтому для улучшения работы таможни недостаточно принять хорошие законы, нужно еще довести их содержание как до сотрудников таможни, так и до участников ВЭД. И если в первом случае эта задача должна решаться государством, то во втором - получение информации и «воспитание» грамотных специалистов - частное дело каждой фирмы, занимающейся импортом или экспортом.

Информация о работе Таможенный брокер