Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 04:51, курсовая работа

Описание

Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Содержание

Введение 3
1 Таможенный тариф, его содержание 5
Понятие и признаки таможенного тарифа 5
Элементы таможенного тарифа 8
Виды таможенных тарифов 15
Классификация таможенных тарифов 15
Особенности таможенных тарифов зарубежных стран 21
Функции таможенных тарифов 25
4 Таможенный тариф Российской Федерации 29
4.1 Формирование таможенного тарифа в России 29
4.2 Основные направления таможенно-тарифной политики
Российской Федерации 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая Таможенный тариф.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

     Многие  экономисты отмечают, что импортный  таможенный тариф обычно выполняет  следующие основные функции:

- формирует  оптимальную товарную структуру  импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;

- защищает  отдельные национальные отрасли  экономики, которым может быть  нанесен существенный ущерб иностранной  конкуренцией;

- оказывает  воздействие на хозяйственные  результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;

- позволяет  осуществлять активную внешнеторговую  политику, вести переговоры об  улучшении доступа национальных  товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;

- содействует  оптимальному соотношению экспорта  и импорта страны и, следовательно,  оптимальному соотношению валютных  расходов и поступлений, формированию  оптимального торгового баланса; 

- служит  источником пополнения доходной части государственного бюджета[9].

     Возможность выполнять эти функции, всегда заложена в законодательную базу таможенно-тарифного  регулирования (закон о таможенном тарифе), в организацию и товарную структуру самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы.

     Надо  отметить, что свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи  с налоговой системой страны, которая  обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли.

     Таможенный  тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных  поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством и потерей в стране рабочих мест. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке существуют поставщики товаров, более конкурентоспособные, чем отечественные производители, в силу ряда причин.

     Даже  в самых индустриально развитых странах есть отрасли и предприятия, нуждающиеся в защите от чрезмерной иностранной конкуренции. Представители бизнеса в конечном счете добиваются от правительства установления высоких импортных пошлин, когда это отвечает и общенациональным интересам (прежде всего, когда речь идет о трудоемких и перспективных для расширения производствах). Чтобы совместить национальную экономику с мировым хозяйством посредством обмена и уровнять внутренние и мировые цены, необходимо разумно дозировать поступление иностранных товаров на внутренний рынок, особенно готовых изделий.

     Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат одним из источников поступлений  финансовых средств в государственный  бюджет. Мировой опыт свидетельствует, однако, о том, что по мере экономического развития страны роль импортных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов снижается. Так, в США импортные пошлины в конце XIX в. давали около 50% всех поступлений в бюджет, а в настоящее время соответствующая доля пошлин не превышает 1,5%; аналогичное сокращение величины пошлин в доходах бюджета происходило и в большинстве других промышленно развитых стран. Это не исключает сохранения в фискальных целях на отдельные товары в указанных странах высоких пошлин. В развивающихся государствах, даже в экономически сравнительно развитых, поступления от импортных таможенных пошлин составляют до 8—15% общей суммы доходной части бюджета[9].

     Для России фискальная функция таможенных тарифов также имеет большое  значение. В отдельные годы реформ поступления от взимания импортных пошлин обеспечивали до 30—40% доходной части федерального бюджета. Важно отметить, что в условиях сравнительно узкой базы доходов бюджета и неэффективной системы сбора налогов России импортные пошлины являются одним из наиболее Надежных источников пополнения государственной казны.

     Импортный тариф — это инструмент сбалансирования  торгового и платежного баланса  страны. Не случайно еще при разработке ГАТТ, которое ориентирует страны-участницы  на либерализацию внешней торговли, в его текст была включена ст. XII «Ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса», в которой говорится, что в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса государство или ГАТТ может ограничивать количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту[14].

     В послевоенный период многие страны —  члены ГАТТ сравнительно широко пользовались этим правом. Проблема поддержания  активного платежного баланса имеет  большое значение для России, соответственно весома роль импортного тарифа в качестве инструмента регулирования торговли.

     На  основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров  импортный тариф позволяет добиваться снижения пошлин в странах — торговых партнерах. Возможно также использовать тариф как средство противодействия дискриминационным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пониженных ставок пошлин, применяемых к странам, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования). С точки, зрения отмеченной торгово-политической функции импортного тарифа высокий уровень пошлин усиливает эффективность таких переговоров, тогда как низкий уровень ослабляет ее.

     Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных  производителей и экспертов и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.

     Таможенный  тариф во многих странах используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль за прохождением грузов через границу. Даже невысокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества и стоимости для оформления документов, необходимых для таможенного оформления и оплаты пошлин и налогов.

     Перечисленные функции таможенный тариф во всех странах, в том числе в России, выполняет с помощью комплекса  средств. Основным среди них является пошлина, делающая импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Таможенный тариф  Российской Федерации

 4.1 Формирование таможенного тарифа в России  

     История таможенных тарифов в России начинается с XVIII века. В конце царствования Петра I был разработан и введен в действие первый в России таможенный тариф. Замысел монарха состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени развития российского производства. Поэтому тарифом 1724 г. предусматривались разнообразные пошлины, размер которых колебался от 3 до 75% стоимости товара. Например, ввозимое железо, парусина, шелк, иглы, воск и другие предметы, производство которых в России было освоено или только налаживалось, облагались пошлиной в 75%, а товары, непроизводимые в стране, – от 4 до 10%. С вывозимой продукции взимался 3%-ный таможенный налог. Таким образом, таможенная пошлина была своего рода премией за успешное развитие производства и снабжение внутреннего рынка[16].

     Первым  русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков.

     После Октябрьской революции новая  власть также придавала значение регулированию таможенных тарифов. 19 декабря 1928 г. был принят Таможенный кодекс Союза ССР, в соответствии с которым главной задачей таможен стал «фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли» (ст. 2). Обеспечение фискальных интересов (т.е. взимание пошлин и таможенных сборов) рассматривалось законодателем как дополнительная, второстепенная функция[16].

     Уже с конца 20-х годов и особенно в начале 30-х годов происходит полный отказ от экономических методов  управления, утверждаются командно-административные начала регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и таможенную сферу. Вследствие резкого сокращения оборота международного пассажирского сообщения, уменьшения числа участников внешнеторговых связей таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 80-х годов.

     Экономическая реформа, начатая в 1986 г., открыла  новый этап в развитии отечественной  таможенной системы. Таможенное дело стало  ориентироваться на свободный рынок. Существенные изменения в механизме таможенного регулирования приходятся на 1989 г., когда, вслед за отменой государственной монополией внешней торговли и расширением числа участников экспортно-импортных операций, было введено обязательное декларирование товаров и иного имущества, перемещаемого через границу. Именно тогда на таможню в качестве основной возлагается задача взимания таможенных пошлин, налогов, акцизных сборов, а также поручается ведение таможенной статистики.

     Либерализация или протекционизм – извечный вопрос внешнеторговой политики любого государства, был, практически однозначно, решен с принятием 15 ноября 1991 года указа Президента РСФСР № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Этим указом официально было положено начало формированию в России системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заложены основы реформирования данной области хозяйственных отношений, предоставлена практически для всех предприятий возможность беспрепятственного осуществления внешнеторговых операций и установлены общие рамки государственного вмешательства во внешнюю торговлю. В результате, по-существу, были изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.

     В развитие названного указа были приняты постановления Правительства РФ от 15 января 1992 года № 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары», от 14 июня 1992 года N 396 «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд» от 14 марта 1993 года № 218 «Об особенностях поставок на экспорт нефти, газового конденсата и продуктов их переработки» и т.д. Являясь частью общего пакета взаимосвязанных норм, регулирующих переход к рыночной экономике, эти нормативные правовые акты определили основные направления и конкретные меры по либерализации внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и открытию российской экономики для мирового рынка[16].

     С конца 1993 – начала 1994 года, когда  со всей очевидностью стали проявляться  ошибки, допущенные в результате чрезмерной либерализации внешнеэкономической деятельности, акцент стал смещаться в сторону разработки и внедрения в практику системы контроля за ее осуществлением. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком. Последовала целая череда различных по уровню нормативных правовых актов.

     Направленность  этих актов характеризовалась попытками усиления контроля за экспортом, установления справедливых торгово-экономических отношений с зарубежными государствами и их союзами, обеспечения таких объемов импорта, которые приводили бы к созданию конкурентной среды, а не к «подавлению» отечественных производителей. Однако недостаточный уровень и неустойчивость нормативно-правовой базы снижали эффективность действовавших нормативных правовых актов в решении поставленных задач. Тем самым, отчетливо проявилась необходимость принятия акта на уровне закона, который, с одной стороны, определил бы в ясной, стройной и лаконичной форме основы сложившейся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, решив тем самым задачу кодификации уже имеющихся нормативных положений в этой сфере, с другой стороны – необходимо было посредством включения в него положений о защитных мерах при импорте отразить элементы новизны.

     Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»[2] был принят 13 октября 1995 года. В дальнейшем были приняты Таможенный кодекс РФ, внесены изменения в Закон «О таможенном тарифе»[3].

Информация о работе Таможенный тариф