Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:43, курсовая работа
В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Введение
1 Особенности управления в таможенных органах
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах
1.2 Требования к управлению в таможенных органах
1.3 Современное состояние управления в таможенных органах и задачи его совершенствования
2 Методологические основы управления в таможенных органах
2.1 Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах
2.2 Система показателей оценивания эффективности управления в таможенных органах
2.3 Принципы организации управления в таможенных органах
3 Рекомендации по совершенствованию управления в таможенных органах
3.1 Пути совершенствования управления в таможенных органах
3.2 Предложения по совершенствованию процесса управления таможенным контролем на основе системы управления рисками
Заключение
Список использованных источников
Стало ясно, что без новых принципов таможенного администрирования, таких, как электронное декларирование, предварительное информирование, невозможно эффективное функционирование СУР.
Также, СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.
В целях дальнейшего совершенствования СУР, планомерной реализации принципов управления таможенными рисками предлагается:
1. Ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками РТУ, что позволит значительно сократить время между выявлением риска и усилением таможенного контроля до нескольких часов.
2. Создание и использование в практике работы таможенных органов информации из единого оперативно - аналитического центра системы управления рисками должно быть приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.
3. Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР должны стать базы данных, получаемые в ходе информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти на основании межведомственных соглашений. Вместе с тем в обязательном порядке должна использоваться информация от таможенных служб иностранных государств.
4. В настоящее время необходима разработка программных средств, для формирования на уровне ФТС России профилей рисков в электронном виде, их хранения, доведения до таможенных органов, проверки электронной копии ГТД на соответствие профилям риска в электронном виде в ходе основного таможенного оформления и контроля.
5. Комплексный подход к выявлению рисков. Применение понятий внутренних и внешних рискообразующих факторов.
6. Значительное повышение мотивации сотрудников таможенных органов как воздействие на кадровую компоненту.
Проведенный
анализ дает основание
утверждать, что результативное
применение на практике
современных принципов
управления таможенными
рисками основательно
затрудняется без
наличия действенного
организационно-
Действующий сегодня механизм минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля предусматривает:
- использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;
- применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо правовыми нормами;
-
использование информационно-
- использование системы обратной связи, воплотившейся в практику реализации функции контроля и организации отчетности.
Однако
стоит заметить, что
на данный момент действующие
механизмы минимизации
рисков не совершенны,
так как не учитывают
всей специфики применения
технических и
программных средств,
действие человеческого
фактора, а также
уровень материально-
Актуальны в данном контексте и проблемы применения нового законодательства.
Таможенные службы должны применять эффективные и действенные механизмы контроля путем внедрения современных методов управления рисками для того, чтобы постоянно выполнять свои обязательства по сбору платежей в государственный бюджет, реализовывать торговую политику, защищать интересы общества, справляться с ростом объемов мировой торговли и туризма, сокращать численность своего персонала и предлагать благоприятные условия для законопослушных участников внешней торговли, пассажиров и перевозчиков.
Используя программу управления рисками, таможенным службам рекомендуется определять приоритетные области для концентрации своих ресурсов.
Задача эффективного управления таможенными рисками является одной из наиболее актуальных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития таможенной службы. Первостепенной задачей является освоение новых подходов к управлению таможенными рисками, разработка более совершенных моделей систем управления рисками для принятия на этой основе обоснованных и своевременных управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная организация деятельности таможенных органов - это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды.
В настоящее время таможенная служба России находится на этапе общего подъема и совершенствования. Закончился период интенсивного роста численности работников таможенной службы, ведь эффективность работы таможенной службы определяется не только численным составом, но в значительной мере качеством работы всех его подразделений.
Проанализировав состояние дел в таможенных органах можно сказать, что Правительство Российской Федерации поддержало в целом цели и задачи Концепции развития таможенной службы, определило подходы к решению стоящих перед службой задач и пути достижения поставленных целей по созданию в России новой, современной, отвечающей международным стандартам таможенной службы, способной быть равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.
Оптимальное решение задач принятия управленческих решений, организации планов дальнейшего развития, прогноза путей развития невозможно без проведения оценки деятельности всей системы в целом, анализа соответствия результатов работы с поставленными целями.
В настоящее время таможенные органы России пока не в полной мере готовы обеспечить свою работу на уровне международных стандартов, так как не решен целый ряд ключевых, системных проблем, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом. Должны быть найдены новые пути решения устаревших проблем, необходимо определить этапность их реализации.
Изученные мною материалы позволяют сделать следующие выводы:
Проблемы, которые переживают таможенные органы сегодня, принципиально связаны с усложнением и обострением проблем их институционального развития. Своеобразие процессов формирования таможенной системы как важнейшего экономического института государственного управления внешнеэкономической деятельностью в России на предшествующих этапах обусловило возникновение диспропорций и разрывов, вследствие чего экстенсивно развивающиеся таможенные органы стали испытывать обостряющийся дефицит организованности и управляемости. Необходимые изменения в управлении нередко осуществлялись безсистемно, методом проб и ошибок. Все эти факторы предопределили необходимость научного обоснования, организации и развертывания работ по преобразованию российской таможни в социальный институт, соответствующий современным характеру и тенденциям развития внешнеэкономических отношений в России и в мире.
Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, что предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.
Все функции по выработке государственной политики в области таможенного дела вновь передаются непосредственно таможенной службе. Нормативно-правовое регулирование также передано ФТС России. Надеемся, что в ближайшее время мы увидим существенные изменения в системе управления таможенными органами.
Среди многообразия видов управленческих структур, описанных в теории, в таможенной системе имеется несколько их разновидностей: линейно-функциональная, линейно-штабная, программно-целевая.
Организационная структура управления в таможенных органах РФ не является завершенной, она постоянно развивается, совершенствуется, создаются новые виды организационных структур. Сущность проводимых работ по ее совершенствованию сводится к следующему:
- разработке комплекса мероприятий по созданию и оформлению типовых и конкретных структур управления таможенными органами;
- осуществлению работы по установлению категорий таможенным органам;
- ведению аналитической и справочной работы по организационно-структурным вопросам;
- внесению изменений в утвержденные структуры таможенных органов.
Проведенная мною работа по изучению основных направлений совершенствования системы управления таможенными органами позволяет внести следующие предложения:
1. Продолжить работу по оптимизации структуры, штатной численности таможен и схемы размещения таможенных органов, с учетом региональных особенностей, объемов, направлений и структуры товаропотоков.
2. Использование принципа «Один субъект Федерации - одна таможня» применительно к конкретному субъекту Российской Федерации должно быть всесторонне изучено и обосновано при создании новых таможенных структур.
4. При оценке деятельности таможен, как внутренних, так и пограничных необходимо учитывать состояние внешнеэкономической деятельности в регионе, качественный и количественный состав участников ВЭД, направления и объемы товаропотоков, способы перемещения товаров по видам транспорта, специфику промышленно-экономической инфраструктуры региона.
5. При обосновании реорганизации таможен в конкретном регионе необходимо оценивать и возможные негативные последствия реорганизации:
ослабление контроля за деятельностью участников ВЭД, СВХ и ТС;
снижение уровня перечисляемых в доходную часть федерального бюджета таможенных платежей;
ослабление управляемости таможенных постов при значительном увеличении их количества, подчиненных одной таможне;
ослабление кадрового потенциала таможенных органов при значительном перераспределении личного состава таможенных органов.
6. При обосновании целесообразности проведения реорганизации конкретной таможни необходимо проводить анализ ее деятельности в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности таможенных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1996.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2003.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации». - М.,1997.
4. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной таможенной службы» от 11 мая 2006 года.
5. Приказ ГТК России от 09.01.1998 № 8 «Об утверждении Методики анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации».
6. Приказ ГТК России от 23.05.2000 № 424 «О совершенствовании системы таможенных органов, расположенных в Московском регионе».
7. Приказ ГТК России от 04.12.2000 № 1101 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ и организациях ГТК России».
8. Приказ ГТК России от 29.12.2000 № 1252 «Об утверждении типовых структур и наименований региональных таможенных управлений, таможен и их подразделений».
9. Приказ ФТС России от 20.12.2004 № 403 «О Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы».
10. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «Об одобрении Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // «Российская газета». 17.01.2006. № 6.