Виды управленческих отношений и организационных структур управления в таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Решение экономических, политических, организационных, социальных проблем, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, в конечном счете, также упирается в необходимость кардинального улучшения управления.

Содержание

Введение …………………………………………….……….…..….3 стр.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.
Понятие управления в таможенных органах…. ……….….....5 стр.
Законы управления в таможенных органах……… ………..…9 стр.
Общие принципы управления в таможенных органах……. .11 стр.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ.
2.1 Функции управления в таможенных органах…….…………. 16 стр.
2.2 Методы управления в таможенных органах…………..…..…..23 стр.
ГЛАВА 3 СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ.
3.1 Организационные воздействие в таможенных органах.…....25 стр.
3.2 Организационная структура управления на примере
Тюменской таможни. …………………………….……....……28 стр.
Заключение ……………………………………………….……..….32 стр.
Список литературы ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО . (Восстановлен).docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

Планирование — это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. [3]

С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует  установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы  — долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления. [3]

Сам по себе готовый и  утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия — их создает другая функция управления — организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции  состоит в создании системы сил  и средств, установлении необходимых  связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется  посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач  по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует  понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования. [5]

Сущность функции учета  состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль — это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией  принятых решений направлен на выявление  соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется в  двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой — совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи  друг с другом и представляют собой  единое целое.

Таким образом, управление в  таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

К специфическим функциям управления в таможенных органах относятся следующие функции:

  • функция управления таможенной деятельностью (управление таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию).
  • функция управления финансово-экономической деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью).
  • функция управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением).
  • функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью.
  • Управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством.
  • Управление всесторонним материально-техническим обеспечением).

Таким образом, специфические  функции управления в таможенных органах обусловлены самой сущностью оперативно-служебной деятельности и ее многогранностью.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы управления в таможенных органах

 

          При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов  и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. [3]

Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм. воздействия  в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия  опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия  относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.

В процессе реализации в  таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.(5)

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как  военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.

В таможенных органах применяются  три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

В ходе исследования во второй главе были рассмотрены особенности  управления в системе таможенных органов, а именно: функции и методы управления в таможенных органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНАХ

3.1 Организационные воздействия в таможенных органах

 

Ведущее место отводится методам  организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой  долговременное закрепление организационных  связей в системе, служащее основой ее управления.


            Организационные  воздействия включают


        регламентирование                                инструктирование


                                 нормирование (Рис.6)


                                                              

Регламентирование представляет собой  жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы  и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и  введении в действие организационных  положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную  обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие  внутренний порядок работы, организационный  статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые  структуры подразделений; должностное  регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.[11]

           Нормирование  — это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.[11]

Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.[11]

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые  выражаются в повседневном оперативном  обеспечении слаженной работы органов  управления. Это методы текущей организационной  работы, базирующиеся на организационной  структуре, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме.

Приказы в таможенной системе  издают только линейные руководители, распоряжения — их заместители и  руководители функциональных служб  в пределах делегированных им прав и полномочий.

Информация о работе Виды управленческих отношений и организационных структур управления в таможенных органов