Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:00, реферат
Смазочные материалы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфит молибдена) вещества.
РЕФЕРАТ.
Тема: Автомобильные смазочные материалы.
Автомобильные пластические смазки, требования к ним.
Трущенкова Олега Викторовича
Группа: ТОР-9.12.
Автомобильные смазочные материалы.
Смазочные материалы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфит молибдена) вещества.
По материалу основы смазки делятся на:
Смазки могут иметь комбинированную основу.
Классификация
Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.
По агрегатному состоянию делятся на:
По назначению:
Пластические смазки — это мазеобразные вещества, используемые для смазывания узлов трения различных механизмов транспортных средств (табл.).
Показатели качества автомобильных пластических смазок
Смазка |
Значения предела прочности на сдвиг, Па, при температуре |
Температура каплепадения, °С |
Число пенетрации при 25°С |
Коллоидная стабильность, % | |
20 °С |
50 °С | ||||
Солидол С |
300-700 |
200-350 |
85-105 |
260-310 |
5 |
Графитная |
300-700 |
200-300 |
77-85 |
250-280 |
5 |
Литол-24 |
500-1000 |
400-600 |
>185 |
220-250 |
12 |
ЦИАТИМ-221 |
250-450 |
120-300 |
>200 |
280-320 |
7 |
ЦИАТИМ-201 |
350-500 |
250-350 |
>175 |
265-310 |
26 |
Смазка № 158 |
150-500 |
150-300 |
>132 |
310-340 |
23 |
Преимущества
смазок — способность удерживаться
в узлах трения без герметизации,
текучесть при больших
Недостатки смазок — неспособность охлаждать поверхность трущихся деталей, сложность подачи в смазываемые узлы, неспособность выносить продукты износа из зоны трения.
Смазки состоят из масляной основы (минеральное, синтетическое, растительное масло) и загустителя (минеральный, мыльный). В состав смазок входят структурообразователи и наполнители (графит, дисульфид молибдена, порошковые металлы и их оксиды).
Загуститель смазки образует структурный каркас, в котором содержится масло. Такие смазки называются структурированными.
Смазки, содержащие мягкие металлы и их оксиды, называются плакирующими. Смазки, содержащие загустители в виде металлических мыл высокомолекулярных жирных кислот или естественных, жиров называются мыльными.
Существуют смазки, применяемые на поверхностях с высокими температурами и давлением. Например, антифрикционные смазки состоят из двусернистого молибдена, связующего и летучего растворителя. Растворитель улетучивается после нагрева поверхности, и смазка образует пленку, которая работоспособна при 250-300 °С.
Пластичные смазки, согласно ГОСТ 23258-78 "Пластические смазки. Наименование и обозначение", подразделяются по назначению на четыре группы: антифрикционные, консервационные, канатные, уплотнительные.
Антифрикционные смазки используются для снижения износа и трения скольжения сопряженных деталей. Смазки этой группы подразделяются на несколько подгрупп: обычного назначения для обычных температур (рабочие температуры до 70 °С); общего назначения для повышенных температур (до 410 °С); многоцелевые (рабочие температуры от -30 до + 130 °С и условия повышенной влажности); термостойкие (рабочие температуры 150 °С и выше); морозостойкие (рабочие температуры -40 °С и ниже); противозадирные и противоизносные (для подшипников качения при контактных напряжениях выше 2450 МПа и подшипников скольжения при удельных нагрузках выше 147 МПа); химически стойкие (для узлов трения, работающих в агрессивных средах); приборные; редукторные (трансмиссионные); приработочные (дисульфидмолибденовые, графитные и др.); узкоспециализированные (удовлетворяющие дополнительным требованиям для узлов трения); брикетные.
Консервационные смазки используются для предотвращения коррозии металлических изделий и механизмов при, хранений транспортировке и эксплуатации.
Уплотнительные
смазки используются для герметизации
зазоров, облегчения сборки и разборки
арматуры, для сальниковых устройств,
резьбовых, разъемных и любых
подвижных соединений, в том числе
вакуумных систем. Уплотнительные смазки
подразделяются на арматурные, резьбовые
и вакуумные.