1.4.Система
освещения и сигнализации
К системе освещения
относятся фары, передние фонари, боковые
указатели поворота, опознавательные
фонари автопоезда, задние "фонари,
лампы освещения приборов, плафон
кабины, подкапотная лампа, переносная
лампа, контрольные лампы включения
дальнего света, указателей поворотов,
аварийного падения давления масла
и аварийного перегрева охлаждающей
жидкости, а также соответствующие
переключатели и включатели. К
системе освещения относятся, кроме
того, штепсельные розетки переносной
лампы и прицепа.
Оптический элемент фары полуразборный.
Нить 50 Вт - дальнего света, нить 40 Вт - ближнего
света. Перед нитью ближнего света внутри
колбы лампы укреплен экран, улучшающий
видимость при тумане и снегопаде вследствие
отсутствия прямых (не отраженных отражателем)
лучей. Оптический элемент является основной
деталью фары, поэтому требуется особенно
тщательный уход за ним.
При попадании внутрь оптического
элемента пыли и грязи сила света снижается.
Если на зеркале отражателя значительное
количество пыли, не следует удалять эту
пыль, протирая зеркало тканью. В этом
случае внутреннюю часть элемента нужно
промыть водой, а затем высушить на воздухе.
Если рассеиватель (стекло)
треснул или разбился, его нужно немедленно
заменить, иначе зеркало отражателя будет
повреждено пылью и грязью, проникшей
через трещины.
Для замены лампы, вставляемой
с тыльной стороны отражателя, следует
снять карболитовый патрон, предварительно
нажав на него и повернув его в левую сторону.
После этого надо, не вынимая лампы, удалить
пыль с ее цоколя и фланца, затем заменить
лампу. При замене лампы необходимо следить
за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического
элемента. Желательно замену лампы производить
в помещении с минимальной запыленностью.
Для регулировки света
фар (рис. 7) следует установить автомобиль
(без нагрузки) на горизонтальной площадке,
чтобы его продольная ось была перпендикулярна
стене или специальному экрану, расположенному
на расстоянии 10 м от фар автомобиля.
Рис. 7.
Разметка экрана для
регулировки света фар
После этого
надо выполнить следующее:
1. Провести на экране вертикальную линию,
совпадающую с осевой линией автомобиля,
как показано на рисунке.
2. По обе стороны от нее провести две вертикальные
линии на одинаковом расстоянии, равном
половине расстояния между центрами фар.
3. Провести горизонтальную линию на уровне
высоты центров фар от земли.
4. Провести горизонтальную линию А А на
150 мм ниже линии центров фар. Ниже линии
АА на расстоянии 435 м провести горизонтальную
линию ВВ для контроля ближнего света
фар.
5. Включить дальний свет фар и при закрытой
правой фаре отрегулировать свет левой
фары так, чтобы центр светового пятна
лежал в точке пересечения нижней горизонтальной
и левой вертикальной линий. Для регулировки
нужно поворачивать винты вертикальной
и горизонтальной регулировки фары.
6. Закрыть левую фару и отрегулировать
правую; аналогичным образом добиться
совпадения центра светового пятна с нижней
горизонтальной и правой вертикальной
линией.
7. Убедиться, что верхние края световых
пятен обеих фар находятся на экране на
одном уровне, и после этого закрепить
фары.
8. После закрепления фар снова проверить
правильность их регулировки.
9. После проверки дальнего света нужно
включить ближний свет. Центры пятен ближнего
света должны лежать на линии ВВ.
Если при правильно отрегулированном
дальнем свете центры пятен ближнего света
смещены относительно линии ВВ, то нужно
проверить правильность посадки лампы
в фарах или заменить лампы.
Для регулировки
противотуманных фар седельный тягач
без нагрузки и с нормально накаченными
шинами установить на горизонтальной
площадке так, чтобы его продольная ось
была перпендикулярна стенке (экрану),
расположенной на расстоянии 7000 мм от
рассеивателей противотуманных фар.
Стена или экран должны иметь матовую
поверхность белого цвета, шириной не
менее 3000 мм и находиться в достаточно
затемненном месте, чтобы можно было ясно
различить световое пятно от фары.
На экране хорошо заметной краской произвести
разметку, как показано на рис. 8:
Рис. 8.
Разметка экрана для
регулировки противотуманных
фар
а) провести
на экране вертикальную линию I, соответствующую
середине тягача;
б) по обе стороны от линии I провести две
вертикальные линии II и III на одинаковом
расстоянии (494 мм), равном половине расстояния
между центрами противотуманных фар;
в) провести горизонтальную линию IV на
высоте (556 мм),равной расстоянию от центра
фар до земли;
г) провести горизонтальную линию V на
120 мм ниже линии IV.
Перед регулировкой
необходимо убедиться в надежности затяжки
болтов крепления кронштейнов противотуманных
фар.
Регулировать противотуманные фары надо
следующим образом:
1) включить специальным выключателем
противотуманные фары, предварительно
включив габаритное освещение с помощью
центрального переключателя света;
2) закрыть светонепроницаемой материей
одну из фар, например, правую, а также
передние фонари и отрегулировать свет
левой фары так, чтобы центр растянутого
в горизонтальном на правлении светового
пятна попал в точку пересечения линий
III и V.
Для регулировки нужно ослабить гайку
болта крепления фары и поворачивать фару
за корпус. Отрегулировать фару предварительно
закрепить, наблюдая за тем, чтобы световое
пятно не смещалось;
3) аналогичным образом отрегулировать
направление света правой фары так, чтобы
центр светового пятна попал в точку пересечения
линий II и V;
4) убедиться в том, что верхние края световых
пятен обеих фар находятся на экране на
одном уровне, а оба световых пятна сливаются
в общее растянутое световое пятно, после
чего обе фары закрепить окончательно.
Сигнал торможения включается
при нажатии на тормозную педаль.
При этом пневматический выключатель
замыкает цепь ламп (21 Вт) в задних фонарях.
Если при этом не включен указатель поворота
(движение по прямой), то горят лампы в
обоих задних фонарях. Указатели поворота
включаются переключателем, укрепленным
на рулевой колонке. Возвращение переключателя
в нейтральное положение осуществляется
автоматически при выходе автомобиля
на прямую; ступица рулевого колеса вращает
ролик переключателя, переводя его в выключенное
положение.
В цепи питания указателя поворота имеется
прерыватель РС57, который обеспечивает
прерывистое горение ламп для сигнализации.
Прерыватель электромагнитный, управляемый
накаливаемой нитью. Ремонт и регулировка
прерывателя возможны только в специализированных
мастерских. Если при включении указателя
поворота горят обе лампы, т. е. нить (12
Вт) в переднем фонаре и лампа (21 Вт) заднего
фонаря, то на щитке приборов загорается
прерывистым зеленым светом контрольная
лампа указателя поворотов.
Если лампа горит
постоянно или не зажигается или если
прерывание света происходит с различной
частотой, то это указывает на неисправность
сигнальных ламп (в переднем и заднем фонарях)
или прерывателя.
Если после включения
указателя поворота нажимают на тормозную
педаль, то сигнал торможения будет подаваться
только одним из задних фонарей, т. е. при
включении указателя левого поворота
сигнал торможения подается правым задним
фонарем, и наоборот. Для того чтобы можно
было различать указатель поворота и сигнал
торможения (при одновременном их включении),
сигнал торможения горит постоянно, и
указатель поворота - прерывистым светом.
Периодически надо смазывать ось резинового
ролика и фиксационную скобу смазкой №
158, сняв предварительно крышку.
После длительного перерыва в эксплуатации
рекомендуется произвести от руки 10-20
полных переключений рычага переключателя
указателей поворота.
При выезде надо:
1. протереть наружную поверхность рассеивателей
фар, передних и задних фонарей;
2. осмотреть рассеиватели. Разбитый рассеиватель
должен быть заменен;
3. проверить исправность всех приборов
системы освещения и сигнализации в различных
положениях центрального и ножного переключателей
света, а также переключателя указателя
поворотов;
4. убедиться в исправности всех контрольных
ламп.
Звуковой сигнал
Звуковой сигнал вибрационный, безрупорный,
установлен под капотом.
Сигнал включается кнопочным выключателем,
расположенным в центре рулевого колеса.
Провод выключателя соединен с пучком
проводов при помощи контактного устройства,
находящегося в верхней части рулевой
колонки. При каждом техническом обслуживании
следует проверять надежность крепления
сигнала и затяжку клемм, а также очищать
сигнал от пыли и грязи.
Для исправной работы сигнала и повышения
срока его службы необходимо избегать
длительных включений сигнала.
|
|
1.5.
Контрольно-измерительные
приборы
Контрольно-измерительные
приборы проверяют на общую работоспособность
и правильность показаний. При выявлении
неработающего прибора или его
явно неправильных показаний проверяют
на обрыв электрические цепи самого
прибора, связанного с ним датчика
и соединительных проводов. Вышедшие
из строя приборы и датчики, как
правило, заменяют.
II. Двигатель
Модель и
тип ……………………....... ЗИЛ-130, V-образный,
четырехтактный,
верхнеклапанный,
карбюраторный
Расположение
цилиндров ...…................….....................................
под углом 90°
Число цилиндров
...................................…………...............................................
8
Диаметр цилиндров
и ход поршня, мм ..........................................................
100
Рабочий объем
цилиндров, л …..........................................................................
6
Степень сжатия
...…………………...................................................................
6,5
Максимальная
мощность при 3200 об/мин, л.
с. .…...................................... 150
Число оборотов
двигателя в минуту, при котором
срабатывает ограничитель максимального
числа оборотов коленчатого вала
двигателя .........................3100
Максимальный
крутящий момент при 1880…2000 об/мин кгм
...................... 41
Удельный (минимальный)
расход топлива г/(л.
с. ч.) .................................... 240
Порядок работы
цилиндров..….................................................
1–5–4–2–6–3–7–8
Нумерация цилиндров
(счет ведется от вентилятора двигателя):
правая группа
.…………............................................................................
1–2–3–4
левая группа
.............………..........….........................................................
5–6–7–8
Блок цилиндров
........................ ……….Чугунный,
с легкосъемными гильзами,
с
кислотоупорной
вставкой в верхней
части гильзы и резиновыми
уплотняющими
кольцами
в нижний ее части.
Головки цилиндров
............................................ Две,
из алюминиевого сплава,
со вставными седлами
и направляющими клапанов
Поршни ....................................
Из алюминиевого сплава,
форма юбки овальная
Поршневые кольца
……………... Три компрессионных
– чугунные (два верхних
хромированные)
и одно маслосъемное,
(стальное, составное,
хромированное)
Поршневые пальцы
.................................... Стальные,
плавающие, пустотелые
Шатуны ..........................................................
Стальные, двутаврового
сечения,
со
смазкой поршневого
пальца разбрызгиванием;
верхняя головка имеет
бронзовую втулку
Шатунные
и коренные подшипники ...................
Тонкостенные алюминиевые
вкладыши (стальная
лента, алюминиевый
сплав)
Коленчатый
вал ..................... Стальной,
кованный, пятиопорный,
с каналами
для
смазывания; шейки
подвергнуты поверхностной
закалке
Маховик .............................
Чугунный, с напрессованным
стальным зубчатым
венцом
для пуска двигателя
стартером
Распределительный
вал …………….……………....... Стальной,
пятиопорный
Привод распределительного
вала ...………….…….. Парой
шестерен с косыми
зубьями;
ведущая шестерня
чугунная
Клапаны ...…………………………….
Верхние, расположены
в головках блока
цилиндров
в один ряд, наклонно
к оси цилиндров;
приводятся в действие
от одного распределительного
вала с помощью толкателей,
штанг, коромысел;
выпускные
клапаны пустотелые,
охлаждаемые, с жароустойчивой
наплавкой посадочной
фаски седла; имеют механизм
для принудительного
проворачивания клапана
во время работы
Толкатели ……………………........…
Механические, стальные,
с наплавкой со специального
чугуна
Направляющие
втулки клапанов …......................................................
Чугунные
Штанги толкателей
……………….................................................…...
Стальные
Коромысла клапанов
………………………...... Кованные
или литые стальные
с
бронзовой втулкой
Механизм
вращения выпускного клапана ………………..….
Принудительный,
шарикового
типа
Газопровод
………………….…. Впускной
из алюминиевого сплава,
общий для
обеих
рядов цилиндров, с водяной
рубашкой для подогрева
топливной смеси, расположенный
между головками блока;
выпускные
газопроводы составные,
отлитые из ковкого
чугуна, по одному з
каждой стороны двигателя
Система
питания
Подача топлива
…………………….............. Принудительная,
диафрагменным
герметичным
насосом
Топливо ……………………………...…..........
Автомобильный бензин
А-76(80)
Топливные баки
(основной
и дополнительный) ..........................
Установлены под платформой
на
правом и левом
лонжеронах, 170 л. Х 2 .
Топливный насос
…………………….…. Б10,
диафрагменный, с рычагом
для подкачивания топлива
Подогрев
топливной смеси ………...…… Во
впускном газопроводе,
который
имеет
водяную рубашку
для подогрева
смеси
Фильтры очистки
топлива:
магистральный
фильтр-отстойник топлива ……..…...
Щелевой, размещен на
кронштейне
топливного бака
фильтр тонкой
очистки топлива ....................
С сетчатым или керамическим
фильтрующим
элементом, размещенным
на кронштейне перед
карбюратором
фильтры в топливных
баках …………....……….... Сетчатые,
размещены на приемных
трубах топливных баков
Карбюратор …………………
К-88А, двухкамерный,
с падающим потоком
смеси,
имеет ускоряющий
насос и экономайзер
Ограничитель
максимального числа оборотов коленчатого
вала двигателя…….. ……................ Пневмоцентробежный(центробежный
датчик и исполни-тельный
диафрагменный механизм
спневматическим приводом)
Воздушный фильтр
………………………………....… ВПМ-3
пеномасленный с трехступенчатой
очисткой воздуха
Система
охлаждения
Система охлаждения
двигателя ……………..…….
Жидкостная, закрытая,
из принудительной циркуляции
Радиатор ………………………………………………..….
Трубчато-ленточный
(змейковый),
четырёхрядный
Величина избыточного
давления, обеспечиваемого клапанами,
расположенными в пробке радиатора или
расширительного бачка ………………. 1
кгс/см 2,
что обеспечивает температуру
кипения воды при 119°
С
Термостат ……………………………………..............
С твердым наполнителем;
установлен
в выпускном патрубке
водяной рубашки
Жалюзи ...........………………………………….......
Створчатые, вертикальные,
управляются
с кабины водителя
Водяной насос
………………………...………… Центробежный,
приводится
клиновым
ремнем от шкива коленчатого
вала
Вентилятор ......………………….…
Шестилопастной, с отогнутыми
концами лопастей, приводится
клинообразным ремнем
от шкива коленчатого
вала и может быть отключен
ослаблением натяжения
приводного ремня при
работающем двигателе
без отключения водяного
насоса, компрессора
и насоса гидроусилителя
рулевого управления
Электрооборудование
Система электрооборудования
……………... Однопроводная,
экранированная;
клеммы
“0” источников тока
соединены с корпусом (массой)
автомобиля
Тип зажигания
……................... Батарейное,
бесконтактное-транзисторное
Напряжение
в сети, В …………........................................................................
12
Генератор ........................................
Г287-Б, переменного тока,
с номинальным
током 80
А, с приводом от шкива
коленчатого вала клиновым
ремнем
Регулятор напряжения
............... РР-132, бесконтактный,
полупроводниковый
Аккумуляторная
батарея ….…….…......… Одна, 12
В, 6СТ-90-ЭМС емкостью
90
А∙ч с гидростатическими
пробками; в цепи аккумуляторной
батареи установлен
выключатель ВКЗ18-Б
Стартер……………………………............
СТ2, герметичный, 12 В,
мощностью
1,5
л.с., с электромагнитным
приводом и муфтой свободного
хода
Распределитель
зажигания …..……… Р351,
экранированный, герметичный
с
центробежным
и автоматическим
регулятором опережение
зажигания
и
с винтами для
плавного регулирования
угла опережения зажигания
Катушка зажигания
...……..…….. Б118, заполненная
маслом, экранированная,
герметичная,
с отдельным дополнительным
сопротивлением СЭ326,
что выключается автоматически
при пуске двигателя
Свечи зажигания
................................... СНС07
или СН 307-В, экранированные,
герметичные,
с резьбой 14х1,25
мм
Комбинированный
выключатель зажигания и стартера ...……
ВК350, с замком зажигания,включается
при помощи ключа
Фары …………………............
Две, ФГ122-ГТ, из двухнитевыми
лампами 12 В,
50 + 40
Вт, с герметичным
оптическим элементом
и светомаскировкой
АС-122-Т
Прожектор управляемый
…………………………………………….… ФГ16-Л
Подфарники
и передние указатели поворотов …………..........…
Два, ПФ106, с лампами 12В,герметичные,
маскировочные
Задние фонари
(правый и левый) ……..……....... Два,
ФП106, с лампами 12В,
герметичные,
маскировочные
Фонарь освещения
номерного знака ……………………ФП107,
герметичный
Переключатель
указателя поворота ...…….…....... П105-А,
закрепленный на рулевой
колонке, включается
механически, а выключается
автоматически
Прерыватель указателей
поворота ..............................................................
РС57
Центральный
переключатель света ...……..................
П44, на три положения
Ножной переключатель
света фар ............................. П53,
герметизированный
Выключатель
сигнала торможения …………..……......
ВК13, пневматический,
размещенный
на щитке кабины под
капотом
Звуковые
сигналы ………………...………... Два:
один С311-01, электрический,
вибрационный;
второй пневматический,
второй двухрупорный
С 40-В;
на
автомобиль ЗИЛ-131 установлен
дополнительно сигнал
С39 (зуммер)
водителю
из грузовой платформы
Подкапотная
лампа .…………..…….. ПД308,
с выключателем на самой
лампе
Предохранители
...……..............… 1. ПР2-Б,
биметаллический, вибрационный,
на 20
А , для внешнего освещения
и ламп освещение приборов;
расположены на
центральном
переключателе света
2.
Биметаллический,
кнопочный, на 20 А
в цепи электрического
сигнала и
штепсельных
розеток переносной
лампы
3.
Блок ПР510 с двумя
биметаллическими Предохранителями 6А
в цепи электродвигателя
нагревателя, контрольно-измерительных
приборов и прерывателя
указателей поворотов
Электродвигатель
обогревателя кабины ……………. МЭ-211,
двухскоростной, мощностью 25
Вт или МЭ 226-Б, односкоростной
мощностью 35 Вт
Электродвигатель
вентилятора кабины .....................…
М11, односкоростной,
мощностью 4 Вт
Контрольные
приборы
Спидометр .................................
СП201, со стрелочным
указателем скорости
и
суммарным счетчиком
пройденного пути
Указатель давления
масла в системе смазки двигателя
………... Мембранный,
непосредственного
действия
Указатель температуры
охлаждения жидк...............
Электрический, с градуировкой
до
до
110 оС,
с датчиком, установленным
в водяном канале впускной
трубы
Указатель уровня
топлива ...……........………….………….. Электрический,
реостатного типа,действует
только при включенном
зажигании. Имеет
два датчика (на каждом
баке), включаемыми поочередно
Манометр
для контроля давления воздуха в
системе пневматического
привода тормозов
...……………….............. МД-213,
двухстрелочный; верхняя
стрелка
показывает давление
в воздушных баллонах,
нижняя – давление в
тормозных камерах
Манометр давления
воздуха в шинах ……..… МД-223,
со шкалой до 6 кгс/см 2
Амперметр ……………...........………………………..
Со шкалой 30А…0…30 А
III.
Виды технического
обслуживания
Общие
сведения о ТО
Работоспособность
автомобиля в течение периода
его эксплуатации обеспечивается комплексом
технических воздействий, которые
можно разделить на две группы:
направленные на уход за механизмами
и системами; направленные на восстановление
утраченной работоспособности агрегатов
и механизмов автомобиля.
Комплекс
мероприятий первой группы составляет
систему ТО и носит профилактический
характер, а второй - систему восстановления
(ремонта).
Система
ТО транспортных средств - планово-предупредительная.
ТО проводят принудительно, в плановом
порядке через определенный пробег.
По периодичности, перечню выполняемых
работ и трудоемкости ТО подразделяют
на следующие виды:
ежедневное
ТО (ЕО);
первое
ТО (TO-l);
второе
ТО (ТО-2);
сезонное
ТО (СО).
Каждый
вид ТО включает в себя установленный
перечень работ (операций), которые
должны быть выполнены. Эти операции
можно разделить на две составные
части: контрольную и исполнительскую.
Контрольная (диагностическая) часть
обязательная, а исполнительская
выполняется по потребности
Ежедневное
ТО
Оно
направлено на обеспечение безопасности
движения, поддержание внешнего вида
автомобиля, контроль заправки его
водой, маслом, топливом и заключается
в контрольном осмотре транспортного
средства перед выездом и при
возвращении.
Контрольный
осмотр выполняется перед выходом автомобиля
из парка и на остановках. В парке контрольный
осмотр проводят с целью про верки технической
готовности машины. Контрольный осмотр
в пути предназначен для проверки состояния
агрегатов, механизмов и крепления груза.
Периодические
виды ТО
TO-l
и ТО-2 предназначены для выявления и предупреждения
неисправностей и отказов, снижения интенсивности
изнашивания деталей. Периодические виды
ТО заключаются в выполнении крепежных,
регулировочных и смазочных работ. Их
выполняют через определенные пробеги,
устанавливаемые в зависимости от условий
эксплуатации автомобилей, определенных
Положением о ТО автомобильного транспорта.
К
категории 1 относятся автомобильные
дороги с асфальтобетонным покрытием
в пригородной зоне и на улицах
небольших городов. Категория V - это
дороги с наиболее неблагоприятными
условиями (карьеры, временные подъездные
пути и т. п.).
Первое
ТО. Оно проводится периодически в межсменное
время через установленные интервалы
по пробегу.
В
случае необходимости исправить
обнаруженные неисправности или
отрегулировать соответствующие механизмы.
Второе
ТО. Перечень операций, выполняемых
при ТО-2, включает все операции TO-l и ежедневного
ТО.
Сезонное
ТО
Оно
проводится два раза в год и
предназначено для подготовки автомобиля
к эксплуатации в холодное и теплое
время года.
Сезонное
обслуживание совмещают с очередным
ТО - 2 при установившейся температуре
окружающего воздуха ниже +5 ос (осенью)
или выше +5 ос (весной).
Техника безопасности
слесаря при техническом
обслуживании и ремонте
Все
работы по техническому обслуживанию
и ремонту автомобиля следует
проводить на специально оборудованных
постах. Перед выполнением контрольно-регулировочных
операций на неработающем двигателе (проверка
работы генератора, регулировка карбюратора,
реле-регулятора и т. д.) следует проверить
и застегнуть обшлага рукавов, убрать
свисающие концы одежды, заправить волосы
под головной убор, при этом нельзя работать
сидя на крыле или буфере машины.
При
работе с бензином нужно соблюдать
правила обращения с ним Бензин
- легковоспламеняющаяся жидкость,
при попадании на кожу вызывает раздражение,
хорошо растворяет краску. Следует
осторожно обращаться с тарой
из-под бензина, так как оставшиеся
в таре его пары легко воспламеняются.
Особую осторожность следует проявлять
при работе с этилирозапным бензином,
в котором содержится сильнодействующее
вещество — тетраэтилсвинец, вызывающий
тяжелое отравление организма. Нельзя
использовать этилированный бензин для
мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается
всасывать бензин и продувать трубопроводы
и другие приборы системы питания ртом.
Хранить и перевозить бензин можно только
в закрытой таре с надписью «Этилированный
бензин — ядовит». Для удаления пролитого
бензина применяются опилки, песок, хлорная
известь или теплая вода. Участки кожи,
облитые бензином, немедленно промываются
керосином, а затем теплой водой с мылом.
Перед едой необходимо обязательно мыть
руки.
Тормозные
жидкости и их пары также могут
вызвать отравление при попадании
в организм, поэтому при работе
с этими жидкостями нужно соблюдать
все меры предосторожности, а после
обращения с ними следует тщательно
вымыть руки.
Кислоты
хранят и транспортируют в стеклянных
бутылях с притертыми пробками. Бутыли
устанавливаются в мягкие лозовые
корзины с древесной стружкой.
При переноске бутылей используют
носилки и тележки. Кислоты при
попадании на кожу вызывают сильные
ожоги и разрушают одежду. При
попадании кислоты на кожу нужно
быстро вытереть этот участок тела
и промыть сильной струей воды.
Растворители
и краски при попадании на кожу
вызывают раздражение и ожоги, а
их пары при вдыхании могут вызвать
отравление. Производить покраску автомобиля
нужно в хорошо вентилируемом
помещении. После работы с кислотами,
красками и растворителями нужно
тщательно мыть руки теплой водой
с мылом.
Отработавшие
газы, выходящие из двигателя, содержат
в своем составе окись углерода,
углекислый газ и другие вещества,
способные вызвать тяжелое отравление
и даже смерть человека. Это всегда
должны помнить водители и принимать
меры по предупреждению отравлений отработавшими
газами.
Приборы
системы питания двигателя должны
быть правильно отрегулированы. Периодически
следует проверять затяжку гаек
крепления выпускных газопроводов.
При выполнении проверочно-регулировочных
работ, связанных с необходимостью
пуска двигателя в закрытом помещении,
необходимо обеспечить отвод газов
от глушителя; выполнение этих работ
в помещениях, не оборудованных вентиляцией,
запрещается.
Категорически
запрещается спать в кабине автомобиля
при работающем двигателе, в таких
случаях просачивающиеся в кабину
отработавшие газы нередко приводят
к смертельным отравлениям.
При
работе с электроинструментом необходимо
проверять исправность и наличие
защитного заземления. Напряжение переносного
освещения, используемого при техническом
обслуживании и ремонте автомобилей,
должно быть не более 12 В. Во время работы
с инструментом, питаемым током напряжением
127—220 В, следует надевать защитные
перчатки и пользоваться резиновым
ковриком или деревянным сухим помостом.
Оставляя рабочее место даже на короткое
время, необходимо выключить инструмент.
При любой неисправности электроинструмента,
заземляющего устройства или штепсельной
розетки работу следует прекратить.
Водитель
должен знать причины возникновения
и правила тушения пожара в
парке и на автомобиле. Необходимо
следить за исправностью электрооборудования
и отсутствием течи топлива. При
загорании автомобиля его следует
немедленно удалить со стоянки и
принять меры к тушению пламени.
Для тушения пожара нужно применять
густопенный или углекислотный огнетушитель,
песок или накрыть очаг пожара плотной
материей. В случае возникновения пожара
независимо от принимаемых мер нужно вызывать
пожарную команду.
Заключение
Определение
технического состояния агрегатов
особенно необходимо, когда узел или
агрегат отказал. По отдельным практически
установленным признакам можно
найти сопряжение или узел, где
нарушена работоспособность. Но это
крайний случай. Желательно момент
наступления отказа предвидеть заранее
с тем, чтобы его исключить.
В
практических условиях узел (агрегат)
ремонтируют, детали заменяют на основе
имеющегося опыта эксплуатации автомобилей
в заданных условиях, пробег до ремонта
оценивают по статистическим данным
с большой погрешностью. Повышение
точности оценки технического состояния
агрегата позволяет уменьшить затраты
на ремонт неисправного агрегата за счет
прогнозирования пробега автомобиля
до наступления предельного изменения
технического состояния, если известны
предельная величина, закономерность
изменения критерия в процессе эксплуатации
и состояние узла (агрегата) за предыдущий
пробег.
Причиной
изменения технического состояния
узла является износ. Но, пожалуй, определяют
непосредственно по износу только техническое
состояние шин, коробки передач,
заднего моста, рулевого управления
- по изменению высоты протектора, по
зазорам в зубчатых передачах, в
шарнирах и других сопряжениях. Величину
неисправности узлов, агрегатов
оценивают по изменению эксплуатационных
показателей: расходу масла, прорыву
газов в картер двигателя, шумам,
температуре нагрева и др.
Для
поддержания подвижного состава
автомобильного транспорта в технически
исправном состоянии, необходимом
для нормальной эксплуатации, принята
планово-предупредительная система
технического обслуживания и ремонта.
Технически
исправное состояние подвижного
состава достигается путем технического
обслуживания и ремонта.
Используемая
литература
1.
Анохин В.И. Отечественные автомобили.
М.: Машиностроение, 2000.
2. Бураев Ю.В. Безопасность
жизнедеятельности на транспорте: учеб.
Для студентов высших учебных заведений
/ Ю.В. Бураев – М.: Академия, 2004.
3. Вахламов В.К.
Техника автомобильного транспорта. М.:
Академия, 2004.
4. Дажин В.Г. Техническая
эксплуатация автомобилей: Методические
указания к курсовой работе
:ВоПИ, 2005.
5.Иващенко Н.И.
«Технология ремонта автомобилей» К.:
Высшая школа, 2002.
6. Калисский В.С.,
Нагула Г.Е. Автомобиль категории С: Учебник
водителя, 2000.
7. Карташов В.П.,
Мальцев В.М. «Организация технического
обслуживания и ремонта автомобилей»
М.: Транспорт – 2003,С.200.
8. Полосков
В.П. Устройство и эксплуатация автомобилей:
Учеб. Пособие /.,
2001.
9. Сарбаев В.И.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.,
Ростов н/д: Феникс, 2004.
10. Чижкова Ю.П.,
Акимов А.В., Акимов О.А., Акимов С.В. Электрооборудование
автомобилей: Справочник, М.: Транспорт,
2000.
|