Диагностика Электрооборудования ЗИЛ130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:17, реферат

Описание

Классификация автомобильного транспорта. Автомобили классифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.
По назначению они делятся на транспортные и специальные:

Содержание

Введение 3
I. Общие сведения об электрооборудовании 6
1.1 Система электроснабжения 7
1.2 Система зажигания…………………………………………………………...12
1.3 Стартер …. 20
1.4 Система освещения и сигнализации………………………………………...28
1.5 Контрольно-измерительные приборы 33
II. Двигатель 34
I I I. Виды технического обслуживания 41
Общие сведения о ТО…………………………………………………………….41
Техника безопасности слесаря при техническом обслуживании и ремонте 42
Заключение 45
Используемая литература 46
Приложения……………………………………………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Диагностика Электрооборудования ЗИЛ130.docx

— 1,016.76 Кб (Скачать документ)
   

    МИНИСТЕРСТВО  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    ИРКУТСКИЙ ГУМАНИТАРНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    ФИЛИАЛ  в г.ТАЙШЕТЕ 
     
     
     

     ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЗИЛ 130

     Курсовая  работа 
 
 

                                                               Курсовая   по предмету

                                                                              __________________________

                                                                     Студента группы ОТ-02-09

                                                                                Кочергина Олега Александровича 

                                                 Руководитель:

                                                                                                                    

                                                                             _________________________ 
 

г. Тайшет

                                                             Содержание 

Введение 3

 I. Общие сведения об электрооборудовании 6

1.1 Система электроснабжения 7

1.2 Система зажигания…………………………………………………………...12

1.3 Стартер …. 20

1.4 Система освещения и сигнализации………………………………………...28

1.5 Контрольно-измерительные приборы 33

II. Двигатель 34

I I I. Виды технического обслуживания 41

Общие сведения о ТО…………………………………………………………….41

  Техника безопасности  слесаря при техническом  обслуживании и  ремонте 42

Заключение 45

Используемая  литература 46

Приложения……………………………………………………………………….47 
 

 

 

Введение

Классификация автомобильного транспорта. Автомобили классифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.

По  назначению они делятся на транспортные и специальные:

    -транспортные автомобили служат для перевозки различного рода грузов и личного состава (пассажиров); они подразделяются на грузовые и пассажирские. Первые из них различаются по грузоподъемности и типу кузова, а пассажирские в зависимости от конструкции и вместимости кузова делятся на автобусы и легковые автомобили.

    -специальные автомобили предназначены для выполнения специальных работ или приспособлены для перевозки определенного вида грузов. На них монтируются оборудование, вооружение или устанавливается специальный кузов. Сюда относятся подвижные мастерские, радиостанции, топливозаправщики, краны и др. К специальным относятся и спортивные автомобили, предназначенные для тренировки и соревнований.

     По  проходимости автомобили делятся на три группы:

     - обычной (дорожной), повышенной и высокой проходимости. Первые из них (ЗИЛ-130) используются главным образом на дорогах.

     Краткая техническая характеристика автомобиля ЗИЛ-130

     Автомобили  ЗИЛ – 130 обладают высокой долговечностью и надежностью. В результате дальнейшего совершенствования конструкции автомобилей, применения новых материалов и новой технологии производства в 1966 году завод должен обеспечить пробег до капитального ремонта 200 тысяч километров. Возможность получения высоких эксплутационных показателей в значительной степени зависит от совершенства знаний конструкции автомобилей работниками эксплуатации, соблюдения или правил технического обслуживания и подготовки технических служб автохозяйств к приёму новых автомобилей. Следует иметь в виду, что высокая эффективность использования, долговечность и надежность в эксплуатации автомобилей, ЗИЛ – 130 гарантированны только при условии применения предусмотренных заводов высококачественных топлив и смазочных материалов.

     Автомобиль  ЗИЛ – 130 обладает значительно более  высокими динамическими качествами Внешняя характеристика двигателя  ЗИЛ – 130 составляет 41 кГн. Высокие мощные показатели двигателя ЗИЛ – 130 получены за счёт увеличения степени сжатия. Максимальная скорость развиваемая полностью груженным автомобилем на горизонтальном, прямом и равном автомобильной дороги с твердым покрытием составляет 80 – 85 км/час.

     Двигатель: модель ЗИЛ-130, 8-ми цилиндровый, V-образный, карбюраторный, верхнеклапанный, рабочий объем 6 л, степень сжатия 6.7, максимальная мощность 110,4 кВт при 3200 об/мин, максимальный крутящий момент 401,8 Н*м при 1800-2000. об/мин. Система смазки смешанная (смазка осуществляется под давлением и разбрызгиванием с охлаждением масла в радиаторе). Система питания с принудительной подачей топлива бензонасосом диафрагменного типа. Карбюратор К–88АМ - двухкамерный, с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой. Применяемое топливо - бензин А-76 ГОСТ 2084 - 77. Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом. Сцепление: сухое, однодисковое с механическим приводом. Коробка передач: механическая, пятиступенчатая, снабжена синхронизаторами. Тип управления - механический. Передаточные числа коробки передач: первой - 7,44 второй - 4,1 третьей - 2,29 четвертой - 1,47 пятой- 1,00 задний ход – 7,09. Карданная передача: открытого типа, состоит из двух валов. Каждый вал имеет по два карданных шарнира с крестовиной на игольчатых подшипниках. Задний мост: Главная передача заднего моста двухступенчатая, с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями. Передаточное число главной передачи 6,32. Подвеска: на продольных полуэллиптических рессорах, на переднем мосту установлены телескопические, гидравлические амортизаторы. Колеса и шины: дисковые, 7,0-20, крепятся гайками на 8-ми шпильках. Шины пневматические, камерные 260-508 или 260-508Р.                 Рулевое управление: с гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом. Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющая с зубчатым сектором. Среднее передаточное число рулевого механизма- 20. Тормоза: рабочие – колодочная, барабанного типа, действует на все колеса, привод пневматический. Стояночная - барабанного типа действует на трансмиссию, привод механический.

     - повышенной проходимости — ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 — могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог. Автомобили высокой проходимости -          

      - по дорогам и вне дорог, к ним относятся многоосные автомобили и специальные автопоезда.

     По  типу двигателя автомобили делятся на автомобили с :

     - дизельными двигателями; карбюраторными двигателями;

     -газобаллонными  двигателями; газогенераторными двигателями.

       Карбюраторные двигатели работают главным образом на бензине, дизели — на тяжелом (дизельном) топливе, газобаллонные — на сжатом или сжиженном газе, газогенераторные — на твердом топливе (древесина, уголь). 
 
 
 
 
 
 

  I. Общие сведения об электрооборудовании

     Электрооборудование автомобилей представляет собой  сложный комплекс приборов зажигания, сигнализации, контрольно-измерительных  приборов, предохранителей и соединительных проводов объединенных в общую электрическую схему.

     Следует различать подключение потребителей к различным источникам тока. К  аккумулятору подключают агрегаты электрооборудования, потребляющие ток большой силы и  работающие кратковременно (стартер, прикуриватель), а также агрегаты, работа которых  необходима в аварийных случаях (звуковой сигнал, подкапотная и  переносная лампа).

     Остальные потребители соединяют с генератором.

     На  современных автомобилях в основном применяют источники тока и потребители с напряжением 12 В. На автомобилях ЗИЛ используют напряжение 24 В. С этой целью устанавливают две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно, и генератор, вырабатывающий ток напряжением 28 В.

     Все потребители присоединены к источнику  тока параллельна, поэтому включение и выключение одних потребителей происходит независимо от других. Принято считать, что ток движется от положительного полюса источника тока к отрицательному.

     Ток, идущий от аккумуляторной батареи на потребители, проходит через амперметр (за исключением тока стартера). Ток  от генератора, поступающий на зарядку  аккумуляторной батареи, тоже направляется через амперметр.

     Приборы, преобразующие различные виды энергии  в электрическую, называют источниками  электрического тока, а потребляющие ее - потребителями. Источники электрического тока преобразуют механическую и химическую энергию в электрическую, потребители превращают энергию электрического тока в другой вид энергии (механическую, световую, звуковую, тепловую).  

    1.1 Система электроснабжения. Генератор и регулятор напряжения

     Использование на современных автомобилях генераторов  и транзисторных регуляторов  переменного тока значительно упростило  процессы обслуживания и ремонта  электрооборудования. Основными неисправностями генератора являются: износ контактных колец и щёток, различные поломки щёткодержателей, обрыв в обмотках возбуждения ротора и статора, межвитковые замыкания в обмотках статора и замыкание их на корпус, пробой или обрыв диодов выпрямительного блока, ослабление, чрезмерное натяжение или износ приводного ремня и др.            Диагностирование генераторной установки осуществляют при помощи вольтметра. При этом помимо ограничивающего напряжения, возможна проверка и работоспособности генератора. Ограничивающее напряжение проверяют при выключенных потребителях тока и повышенной частоте вращения коленвала двигателя. Работоспособность генератора оценивают по напряжению при включении потребителей тока (приборов освещения) на частоте вращения коленчатого вала, соответствующей полной отдаче генератора. При этом напряжение должно быть не ниже 12 В. Однако подобная методика проверки даже при наличии дополнительного режима испытания не может выявить такие характерные, хотя и редко встречающиеся неисправности генераторов переменного тока, как обрыв или замыкание обмоток статора на корпус (массу) или пробой диодов выпрямителя ввиду значительных резервов работоспособности генератора.

     При исправной работе генератора диапазон колебаний напряжения в сети не превышает  обычно 1,12 В. При одном пробитом (закороченом) диоде в результате потери его выпрямляющих свойств диапазон изменения напряжения увеличивается до 2,5-3 В при общем снижении частоты его колебаний. Средний уровень напряжения, показываемый вольтметром, при этом не меняется, однако скачки напряжения приводят к снижению долговечности батареи и других элементов электрооборудования. Аналогичные явления имеют место при обрыве или замыкании обмоток статора на корпус. Указанные неисправности легко выявляются по характерному виду осциллограмм.

     Неисправный генератор подлежит замене для ремонта. Ограничивающее напряжение для реле-регулятора 13.3702-01 не подлежит регулировке и, поэтому  неисправное устройство необходимо заменить.

Генератор

Генератор переменного тока представляет собой трехфазную 12-полюсную синхронную электрическую машину с блоком выпрямительных кремниевых диодов, с проточной вентиляцией. (рис. 1)

Рис. 1. Генератор 
 
1, 4 - шарикоподшипники; 2 - щеткодержатель; 3 -статор; 5 - шкив; 6 - вентилятор; 7, 9 - крышки; 8 - ротор; 10 - выпрямительный блок

Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме  электрооборудования автомобиля с  присоединением отрицательного вывода на корпус («массу»). Ошибочное включение на корпус положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя диодов генератора и регулятора напряжения.  
 
На генераторе имеются следующие выводы (рис. 2):

«+»для соединения с аккумуляторной батареей и с нагрузкой;  
«Ш» для соединения с выводом «Ш» регулятора напряжения;  
«-»  для соединения с корпусом регулятора напряжения и корпусом автомобиля.  
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Схема соединения генератора с регулятором напряжения 
1 - генератор; 2 - амперметр; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - выключатель зажигания; 5-регулятор напряжения; I- к катушке зажигания; II - к нагрузке.

     В процессе эксплуатации подшипники генератора не требуют смазки. Смазка заложена в герметизированные подшипники с учетом всего срока службы генератора до капитального ремонта.  
Генератор двумя лапами крепится с помощью кронштейнов к нижней крышке компрессора, третьей лапой - к натяжной планке. Натяжение ремня производится перемещением генератора при помощи натяжной планки. Для обеспечения надежной и безотказной работы генератор нужно содержать в чистоте.  
      Перед выездом следует проверять генератор по показанию амперметра.   При работе двигателя со средней частотой вращения генератор должен давать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока не свидетельствует о неисправности генератора.  
В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», надо проверять:  
— затяжку болтов крепления генератора и при необходимости подтягивать их;  
— натяжение приводного ремня; если требуется, регулировать его;  
— надежность присоединения проводов к генератору, регулятору напряжения и аккумуляторной батарее.

В целях увеличения срока работы генератора:  
1. нельзя отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе во избежание повреждений диодов генератора и полупроводниковых приборов регулятора напряжения;  
2. нельзя, даже кратковременно, включать в сеть аккумуляторную батарею, соединяя вывод «+» генератора с отрицательным выводом аккумуляторной батареи;  
3. нельзя замыкать между собой выводы « +» и «Ш» генератора;  
4. при присоединении проводов к выводам генератора и подтягивании гаек на его зажимах необходимо предварительно отсоединить аккумуляторную батарею;  
5. исправная работа генератора и регулятора напряжения может быть обеспечена только при условии хорошего контакта в цепи между корпусами;  
6. присоединить провода к генератору и регулятору напряжения следует в строгом соответствии с маркировкой, имеющейся на этих изделиях.  
     При сварочных работах на автомобиле во избежание повреждения выпрямительных диодов генератора и полупроводниковых приборов регулятора напряжения необходимо располагать место заземления сварочного агрегата в непосредственной близости от места сварки.  
 
При техническом обслуживании после 25000 км пробега дополнительно надо:  
— продуть генератор для удаления пыли;  
— подтянуть стяжные шпильки и гайку шкива генератора;  
— проверить работу щеточного узла. Для этого надо отвернуть два болта крепления щеткодержателя в крышке, вынуть щеткодержатель и убедиться, что щетки свободно перемещаются и хорошо прилегают к контактным кольцам. При износе щеток до 8 мм их следует заменить. После проверки или замены щеток необходимо тщательно затянуть болты крепления щеткодержателя во избежание ослабления штепсельного соединения вывода «Ш».  
 
       При закреплении генератора на двигателе (если генератор снимался с двигателя) нужно учитывать, что задний кронштейн генератора имеет овальные прорези под болты, крепящие кронштейн к основанию воздушного компрессора. Вследствие этого кронштейны могут быть притянуты к лапам крышек генератора без зазора. Рекомендуется при установке генератора перед затяжкой болтов крепления генератора к кронштейнам   ослабить болты заднего кронштейна, затянуть сначала болты   крепления генератора, а затем болты заднего кронштейна.  
     Перед снятием крышки со стороны колец необходимо во избежание    поломки щеток вывернуть болты крепления щеткодержателя                                       и снять его вместе со щетками.  
    Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверку блока производят на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора. Выпрямительный блок проверяют от аккумуляторной батареи, подключаемой к его выводам через

Техническая характеристика генератора  
Тип..................................................................................................................2.3701  
Номинальное напряжение, В............................................................................. 14  
Начальная частота вращения обмотки возбуждения, при которой достигается напряжение 12,5 В, об/мин, не более:  
при силе тока нагрузки, равной нулю............................................................ 900  
при силе тока нагрузки, равной 40 А........................................................... 2000  
Сила тока нагрузки генератора при частоте вращения обмотки возбуждения 5000 об/мин и напряжении 12,5 В, А............................................................ 40±5

 Регулятор напряжения

       Регулятор напряжения служит для автоматического поддержания напряжения генератора, необходимого для обеспечения нормального зарядного режима аккумуляторной батареи и нормальной работы потребителей. Регулятор напряжения бесконтактный, на полупроводниковых приборах. Во время эксплуатации он не требует каких-либо регулировок и вскрывать его не рекомендуется.  
Требуется постоянно следить за чистотой поверхности корпуса регулятора и надежностью соединения его штепсельного разъема. Маркировка выводов регулятора напряжения нанесена на торце изолятора штепсельного разъема. Нельзя менять местами или соединять перемычкой штепсельные наконечники изолятора, установленного на регуляторе напряжения. При обнаружении неисправности в регуляторе его необходимо заменить.

 

 

 

1.2. Система зажигания

       Зажигание батарейное, контактно-транзисторное. Схема включения приборов зажигания (рис. 3). В систему зажигания входят катушка зажигания, распределитель, транзисторный коммутатор, добавочное двухсекционное сопротивление, провода высокого напряжения, свечи, а также выключатель зажигания.  
 

 

Рис. 3. Схема системы зажигания 
 
1 - выключатель; 2 - добавочное сопротивление; 3 - катушка зажигания; 4 - распределитель; 5 - стартер; 6 - транзисторный коммутатор противление, провода высокого напряжения, свечи, а также выключатель зажигания.

       Катушка зажигания находится под капотом на переднем щите кабины. Она имеет два выводных зажима обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за правильностью присоединения проводов. К выводу «К»             ( рис. 3) надо подсоединить провода от одноименных выводов коммутатора и добавочного сопротивления, к выводу без маркировки - провод от коммутатора.  
Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо.             На хомуте катушки зажигания Б114-Б имеется надпись «Только для ранзисторной системы».  
Добавочное сопротивление, состоящее из двух последовательно соединенных сопротивлений, установлено рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером одно из сопротивлений последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, чем достигается увеличение напряжения в момент пуска.  
Необходимо следить за правильностью подсоединений проводов к выводам добавочного сопротивления: к выводу «ВК» должен быть присоединен провод от стартера, к выводу «ВК-Б» - провод от выключателя системы зажигания, а к выводу «К» - провод от вывода катушки зажигания.  
       Комбинированный выключатель зажигания и стартера предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Установлен он на переднем щите кабины.  
Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных.  
В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него. Положение I - включен вывод „КЗ" (зажигание) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II - включены выводы „КЗ" (зажигание) и „СТ" (стартер) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II нефиксированное; возврат в положение I осуществляется пружиной после снятия усилия с ключа.  
          Распределитель восьмиискровой, работает совместно с катушкой зажигания Б114-Б, предназначен для прерывания тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по свечам. (рис. 4) 
       Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе шунтирующего конденсатора. На корпусе распределителя Р137 прикреплена фирменная табличка с надписью «Только для транзисторной системы зажигания».  
Если по каким-либо причинам распределитель зажигания должен быть на автомобиле заменен, то вместо распределителя Р137 можно использовать также распределители Р4-В или Р4-В2, сняв с них предварительно конденсатор.  
      При контактно-транзисторной системе зажигания контакты прерывателя нагружены только током управления транзистора, а не полным током катушки зажигания, поэтому почти полностью устраняется подгорание и эрозия контактов и их не нужно зачищать абразивом.  
Следует особенно тщательно следить за чистотой контактов, так как ток, разрываемый ими, весьма мал и при контактах, покрытых пленкой масла или окиси, он не сможет пробить пленку.  
     При замасливании контактов необходимо их промывать чистым бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался и на контактах прерывателя образовался слой окиси, то контакты нужно «засветлить», т. е. провести по ним абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой, не допуская при этом съема металла, так как это сокращает срок службы контактов.  
Провода высокого напряжения марки ПВВ, идущие от распределителя к свечам, имеют изоляцию из полихлорвинилового пластиката и металлическую жилу. В наконечниках проводов со стороны свечей предусмотрены демпфирующие сопротивления (8000-12 000 Ом). Свечи зажигания неразборные, с резьбой М14Х1.25 мм.  
       Не следует допускать продолжительной работы двигателя на холостом ходу с малой частотой вращения коленчатого вала и длительного движения автомобиля с небольшой скоростью на пятой передаче, так как при этом юбочка изолятора свечи покрывается копотью, возникают перебои в работе свечи (при последующих пусках холодного двигателя) и поверхность изолятора увлажняется топливом. При закопченных свечах (когда на юбочках изолятора копоть сухая) пуск холодного двигателя затрудняется; при увлажненной топливом поверхности изолятора пуск двигателя невозможен. Исправная работа свечей в большой степени зависит от теплового состояния двигателя. При низкой температуре воздуха двигатель нужно утеплять (использовать утеплительный капот, закрывать жалюзи радиатора).  
             После пуска холодного двигателя не следует сразу трогать автомобиль с места, так как при недостаточном прогреве свечей могут появиться перебои в их работе. При движении автомобиля после продолжительной стоянки перед переходом на высшие передачи нужно применять длительные разгоны.  
Свечи работают с перебоями при несоблюдении правил пуска двигателя или когда во время движения допускают обогащение рабочей смеси топливом путем прикрытия воздушной заслонки карбюратора. При появлении перебоев в работе свечей нужно прочистить их и проверить зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,85-1 мм (при эксплуатации зимой рекомендуется уменьшить зазор до 0,6-0,7 мм).  
 
    Чтобы отрегулировать зазор между электродами, надо подгибать только боковой электрод. При подгибании центрального электрода разрушается изолятор свечи. Если электроды свечи сильно обгорели, рекомендуется запилить их надфилем для получения острых кромок, благодаря чему заметно снижается напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка свечи.  
Неисправная работа свечей - одна из причин разжижения масла в картере двигателя. При обнаружении разжиженного масла его необходимо заменить, а свечи проверить и устранить неисправность.

Установка зажигания  при сборке двигателя  или на двигателе, с которого снимался привод распределителя  
Установку зажигания (рис. 4) необходимо производить в следующем порядке:  
1. вывернуть свечу первого цилиндра (номера цилиндров отлиты на впускной трубе);  
2. установить поршень первого цилиндра перед в.м.т. хода сжатия, для чего:  
— закрыть отверстие для свечи бумажной пробкой и провернуть коленчатый вал до выталкивания пробки;  
— продолжая медленно поворачивать коленчатый вал, совместить метка 2 на шкиве коленчатого вала с риской у цифры 9 (опережение зажигания 9° до в.м.т.) на выступе указателя 1 установки зажигания.  
3. расположить паз на верхнем торце вала привода распределителя (рис. 5) так, чтобы он находился на одной линии с рисками 3 на верхнем фланце 4 корпуса привода распределителя;                                                                                                  4. вставить привод распределителя в гнездо в блоке цилиндров, обеспечивая к началу зацепления шестерен соосность отверстий под болты в нижнем фланце 2 корпуса привода и резьбовых отверстий в блоке. После установки привода распределителя в блок угол между пазом на валу привода и линией, проходящей через отверстия на верхнем фланце, не должен превышать  
±15°, а паз должен быть смещен к передней части двигателя.  
 

Рис. 4. Установка зажигания 
 
1 - указатель установки зажигания; 2 - метка на шкиве коленчатого вала
 

 
 
 

Рис. 5. Установка привода распределителя 
 
1 - паз на валу привода распределителя; 2 - нижний фланец корпуса; 3 - риска; 4 - верхний фланец корпуса
 

      Если угол отклонения паза превышает ±15°, то следует переставить шестерню привода распределителя на один зуб относительно шестерни на распределительном валу, что обеспечит после установки привода в блок величину угла в заданных пределах. Если при установке привода распределителя между его нижним фланцем и блоком остается зазор (что свидетельствует о несовпадении выступа на нижнем конце вала привода с пазом на валу масляного насоса), то необходимо провернуть коленчатый вал на два оборота, одновременно надавливая на корпус привода распределителя.  

Рис. 6. Распределитель 

 
 
 
 

 
1 - валик; 2- пластина; 3 - фильц; 4 - бегунок; 5 - крышка; 6 - вывод высокого напряжения; 7 - пружина контакта; 8 - контакт; 9 - защелка крышки; 10 - центробежный регулятор; 11 - болт крепления верхней пластины к корпусу; 12 - верхняя пластина октан-корректора; 13 - эксцентрик; 14 - рычажок; 15 - винт крепления прерывателя; 16 - контакты прерывателя; 17 - фильц смазки кулачка; 18 - вывод низкого напряжения; 19 - вакуумный регулятор; 20 - регулировочная гайка октан-корректора; 21 - винт регулировочный; 22 - нижняя пластина октан-корректора

После установки  привода в блок следует удостовериться в совпадении метки 2 (см. рис. 5) на шкиве коленчатого вала с риской у цифры 9 на указателе 1 установки зажигания, расположении паза в пределах угла ±15° и в его смещении к передней части двигателя. Выполнив перечисленные условия, привод необходимо закрепить.  
5. Совместить указательную стрелку верхней пластины 12 (см. рис. 6) октан-корректора с риской 0 шкалы на нижней пластине 22 и это положение зафиксировать гайками 20.

6. Ослабить затяжку  болта 11 крепления распределителя  к верхней пластине октан-корректора  так, чтобы корпус распределителя  провертывался относительно пластины  с некоторым усилием, и расположить  болт посередине овальной прорези.  Снять крышку и установить  распределитель в гнездо привода  так, чтобы вакуум-регулятор был  направлен вперед (электрод ротора  должен находиться под контактом  первого цилиндра на крышке  распределителя и над зажимом  вывода низкого напряжения на  корпусе распределителя). При данном  положении деталей проверить  и при необходимости отрегулировать  зазор между контактами прерывателя.  
 
7. Установить момент зажигания по началу размыкания контактов, которое можно определить при помощи контрольной лампы напряжением 12 В (сила света лампы не более 1,5 св), присоединенной к выводу низкого напряжения распределителя и массе корпуса.

 
 
Для установки момента  зажигания следует:  
а) включить зажигание;  
б) медленно поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до положения замкнутого состояния контактов прерывателя;  
в) медленно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до момента загорания контрольной лампы. При этом  
для устранения всех зазоров в сочленениях привода распределителя следует отжимать ротор также в направлении против часовой стрелки.  
 
В момент загорания контрольной лампы вращение корпуса прекратить и мелом отметить взаимное расположение корпуса распределителя и верхней пластины октан-корректора.  
 
Правильность установки момента зажигания проверить повторным выполнением пунктов а и б и в случае совпадения меловых отметок осторожно вынуть распределитель из гнезда привода, затянуть болт крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора (не нарушая взаимного расположения меловых отметок) , и вновь вставить распределитель в гнездо привода.  
 
Болт крепления распределителя к пластине можно затянуть, не вынимая распределитель из гнезда привода, если применить специальный ключ с укороченной рукояткой.  
8. Установить на распределитель его крышку и присоединить провода высокого напряжения к свечам в соответствии с порядком зажигания цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8), учитывая, что ротор распределителя вращается по часовой стрелке.  
Момент зажигания в двигателях, с которых снимали распределитель, но не снимали его привод, следует устанавливать в соответствии с указанием пп. 1-3,         6-8.

Установку зажигания  на двигателе необходимо уточнять с  помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) следующим образом:  
1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью 30 км/ч.  
2. Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч; при этом надо прислушиваться к работе двигателя.  
3. При сильной детонации на указанном в п. 2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указательную стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную знаком „ -".  
4. При полном отсутствии детонации на указанном в п. 2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную знаком „ + ".  
          В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.  
Каждое деление на шкале октан-корректора соответствует изменению угла опережения зажигания в цилиндре, равному 4°.
 

1.3. Стартер

Пуск двигателя  осуществляется стартером, расположенным  на левой стороне двигателя. Стартер (рис. 7) состоит из электродвигателя постоянного тока, электромагнитного реле и механизма привода. Включение стартера дистанционное. Тяговое электромагнитное реле, смонтированное на корпусе стартера, замыкает контакты электрической цепи стартера и принудительно вводит шестерню привода с механизмом свободного хода в зацепление с венцом маховика двигателя. Перемещение привода осуществляется по ленточной резьбе вала якоря. Выход шестерни стартера из зацепления с венцом маховика происходит под действием возвратной пружины, смонтированной на реле стартера. Реле стартера имеет дополнительный контакт „КЗ", замыкающий накоротко добавочное сопротивление катушки зажигания во время работы стартера.  
 

 
 

Рис. 69. Стартер 
 
1 - неподвижный контакт реле; 2 - подвижный контакт реле; 3 - катушка реле; 4 - якорь реле; 5 - регулировочный винт; 6 - защитный кожух; 7 - рычаг; 8 - винт регулировки хода шестерни; 9 - крышка стартера со стороны привода; 10 - упорное кольцо; 11 - шестерня привода; 12 - муфта свободного хода; 13 - вал привода; 14 - муфта привода; 15 - корпус стартера; 16 - якорь стартера; 17 - защитная лента; 18 - коллектор; 19 - крышка стартера со стороны коллектора; 20 - обмотка возбуждения; 21 - полюс

Для обеспечения  надежной работы стартера необходимо выполнить при ТО-2 следующее:  
— проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты крепления стартера к двигателю;  
— проверить плотность присоединения наконечников проводов к выводам стартера и аккумуляторной батареи.  
      Дополнительно при каждом четвертом ТО-2 следует снять стартер с двигателя для проверки и выполнить следующее:  
— очистить стартер и продуть сухим воздухом для удаления имеющейся там пыли. В случае сильной загрязненности внутренней полости стартера его следует разобрать для очистки;  
— снять крышку со стороны коллектора;  
— осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгара;  
— протереть коллектор в случае загрязнения или незначительного подгара тряпкой, смоченной в бензине;  
— зачистить коллектор шлифовальной шкуркой, если грязь или подгар не устраняются протиркой;  
— если подгар не устраняется предыдущим способом, следует разобрать стартер и проточить коллектор на станке. Чистота обработки должна быть не ниже 1,25, а минимальный диаметр коллектора после проточки 38 мм;  
— проверить щетки на свободное (без заеданий) перемещение в щеткодержателях;  
— замерить высоту щеток (от места касания пружины до рабочей поверхности) и заменить щетки, изношенные до высоты 6-7 мм;  
— при необходимости подтянуть гайки, выводные болты стартера и реле, а также винты, крепящие наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям;  
— проверить состояние контактов реле стартера. Контактную коробку очистить от пыли. В случае значительного подгара контактов их следует зачистить напильником, а затем мелкой шлифовальной шкуркой. Если контактные болты имеют значительный износ в месте соприкосновения с контактным диском, их следует повернуть на 180°;  
— проверить легкость перемещения привода по валу якоря. При затрудненном перемещении привода вал якоря очистить от грязи при помощи тряпки, смоченной в бензине, и слегка смазать маслом, применяемым для двигателя;  
— проверить зазор между шестерней и упорным кольцом, который должен быть в пределах 2,5±1 мм при полностью втянутом якоре реле.  
 
Для проверки зазора плюсовой вывод аккумуляторной батареи нужно соединить с выводом обмоток реле стартера, а минусовый вывод аккумуляторной батареи соединить с „массой" стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестерню. После этого следует исключить зазор у шестерни легким отжатием ее в сторону коллектора и замерить зазор между торцом шестерни и упорным кольцом металлической линейкой;  
- отрегулировать при необходимости зазор между шестерней и упорным кольцом. При большом зазоре регулировочный винт якоря нужно ввернуть, а при малом - вывернуть.  
         Для регулировки зазора необходимо снять защитный кожух рычага, отвернув четыре винта, расшплинтовать штифт серьги и вынуть его, а затем отсоединить регулировочный винт якоря от рычага. После регулировки все собрать в обратном порядке;  
— проверить регулировку выключенного положения шестерни привода, для чего сдвинуть привод в сторону якоря до упора. После этого ввернуть регулировочный винт рычага до момента движения привода, затем вывернуть регулировочный винт до остановки привода и дополнительно вывернуть винт еще на 1/2 оборота;  
— проверить затяжку болтов, крепящих реле к корпусу, при необходимости подтянуть.  
 
Порядок разборки стартера:  
— с торца крышки со стороны коллектора отвернуть две гайки и отвернуть и вынуть две стяжные шпильки;  
— снять крышку со стороны коллектора;  
— отвернуть винты крепления щеточных канатиков, приподняв пружины, вынуть щетки из щеткодержателей и снять траверсу;  
— отвернуть четыре винта и снять защитный кожух, закрывающий якорь реле;  
— расшплинтовать и вынуть штифт, соединяющий якорь реле с рычагом привода;  
— снять корпус вместе с реле;  
— отвернуть гайку оси рычага привода и вынуть ось из крышки;  
— вынуть якорь вместе с приводом из крышки, при этом снять с шейки вала якоря регулировочные шайбы и фигурную шайбу  
с буртиком;  
— легким ударом по торцу цилиндрического упорного кольца сдвинуть его в сторону привода, затем с помощью отвертки раздвинуть пружинное замковое кольцо и вынуть его из выточки вала якоря. Снять пружинное и упорное кольца с вала якоря и привод;  
— снять промежуточный подшипник;  
— сборка стартера производится в порядке, обратном разборке.  
    Перед сборкой необходимо смазать маслом, применяемым для смазки двигателя, шейки вала якоря и ленточную резьбу, по которой перемещается привод, а также фильцы. При сборке необходимо центрирующие канавки на корпусе и промежуточном подшипнике расположить напротив отверстия в крышке со стороны привода. Это достигается путем установки фиксирующего штифта диаметром 2,8-012 мм. Фиксирующий штифт после сборки удаляют.  
После сборки произвести проверку и регулировку стартера.

Требования  для увеличения срока  работы стартера:  
- не допускать непрерывной работы стартера более 10 с (более длительная непрерывная работа вызывает повышенный перегрев стартера и может привести к его поломке);  
- производить разборку стартера только в мастерской, располагающей необходимыми инструментами и измерительными приборами;  
— не включать стартер при работающем двигателе;  
— не трогать с места автомобиль путем прокручивания трансмиссии через двигатель стартером;  
— не промывать бензином узлы стартера, имеющие пористые бронзографитные подшипники скольжения, во избежание вымывания смазки;  
— после пуска двигателя немедленно отключить стартер, таккак механизм свободного хода привода стартера не рассчитан на длительную работу.  
Техническая характеристика стартера  
Номинальное напряжение, В........................................... …………………….. 12  
Номинальная мощность, кВт (л. с.) ........................................................... 1,8 (2,4)  
Сила тока холостого хода, А, не более................................................................ 90  
Сила тока при тормозном моменте 22,05 Н-м (2,20 кгс-м), А, не более......... 700  
Напряжение включения реле с прокладкой 14,5 мм, установленной между шестерней и упорным кольцом, В, не более......................................................... 9  
Усилие щеточных пружин, Н (кгс).................................................. 9,8-13,7 (1-1,4)

Возможные неисправности стартера и методы их устранения
  Причина неисправности  Метод устранения
Стартер не включается
Разряжена аккумуляторная

батарея

Проверить аккумуляторную батарею нагрузочной  вилкой. Зарядить или заменить
Неисправность в замке зажигания Проверить замок зажигания и устранить  неисправность
Нарушен контакт в цепи питания стартера Проверить контактные соединения цепи, при необходимости  зачистить и подтянуть их
Неисправность реле стартера (обрыв обмоток, заедание якоря  реле, смещение контактного диска) Проверить работу реле стартера и устранить  неисправность 
Короткое  замыкание в стартере Заменить  стартер
Заедает привод на валу якоря Очистить  вал
 
При включении стартер  медленно проворачивает  коленчатый вал двигателя 
Холодный, непрогретый  двигатель  Прогреть  двигатель 
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея  Зарядить  или заменить аккумуляторную батарею 
Зависание щеток, подгар коллектора Провести  обслуживание щеточно-коллекторного  узла
Подгар контактов реле стартера Зачистить контакты реле стартера
Стартер вращается, но не проворачивает  коленчатый вал двигателя 
Пробуксовка привода  Привод  заменить, обратить внимание на сохранность  регулировочных шайб
Привод  туго перемещается по валу Очистить  вал стартера и смазать моторным маслом
При включении стартера слышен скрежет металла 
Забиты зубья  маховика (шестерня стартера не входит в зацепление с венцом маховика) Опилить заусенцы во входной части зубьев маховика (или заменить венец маховика)
Ослаблено крепление стартера к двигателю Подтянуть болты крепления
При включении стартера слышны частые щелчки реле стартера
Обрыв в цепи, удерживающей обмотки реле стартера Заменить  реле стартера
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядить  или заменить аккумуляторную батарею 
Стартер после пуска двигателя  не отключается
Заклинило привод на валу якоря  Заменить  привод
Межвитковое замыкание одной из обмоток реле стартера Заменить  реле стартера

 
 
 

 

 
 
       
                   
     
 
1.4.Система освещения и сигнализации

К системе освещения  относятся фары, передние фонари, боковые  указатели поворота, опознавательные  фонари автопоезда, задние "фонари, лампы освещения приборов, плафон кабины, подкапотная лампа, переносная лампа, контрольные лампы включения  дальнего света, указателей поворотов, аварийного падения давления масла  и аварийного перегрева охлаждающей  жидкости, а также соответствующие  переключатели и включатели. К  системе освещения относятся, кроме  того, штепсельные розетки переносной лампы и прицепа.  
 
Оптический элемент фары полуразборный. Нить 50 Вт - дальнего света, нить 40 Вт - ближнего света. Перед нитью ближнего света внутри колбы лампы укреплен экран, улучшающий видимость при тумане и снегопаде вследствие отсутствия прямых (не отраженных отражателем) лучей. Оптический элемент является основной деталью фары, поэтому требуется особенно тщательный уход за ним.  
 
     При попадании внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света снижается. Если на зеркале отражателя значительное количество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зеркало тканью. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой, а затем высушить на воздухе.  
 
    Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно заменить, иначе зеркало отражателя будет повреждено пылью и грязью, проникшей через трещины.  
    Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны отражателя, следует снять карболитовый патрон, предварительно нажав на него и повернув его в левую сторону. После этого надо, не вынимая лампы, удалить пыль с ее цоколя и фланца, затем заменить лампу. При замене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Желательно замену лампы производить в помещении с минимальной запыленностью.  
      Для регулировки света фар (рис. 7) следует установить автомобиль (без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продольная ось была перпендикулярна стене или специальному экрану, расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля.

Рис. 7. Разметка экрана для регулировки света фар

После этого  надо выполнить следующее:  
 
1. Провести на экране вертикальную линию, совпадающую с осевой линией автомобиля, как показано на рисунке.  
2. По обе стороны от нее провести две вертикальные линии на одинаковом расстоянии, равном половине расстояния между центрами фар.  
3. Провести горизонтальную линию на уровне высоты центров фар от земли.  
4. Провести горизонтальную линию А А на 150 мм ниже линии центров фар. Ниже линии АА на расстоянии 435 м провести горизонтальную линию ВВ для контроля ближнего света фар.  
5. Включить дальний свет фар и при закрытой правой фаре отрегулировать свет левой фары так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения нижней горизонтальной и левой вертикальной линий. Для регулировки нужно поворачивать винты вертикальной и горизонтальной регулировки фары.  
6. Закрыть левую фару и отрегулировать правую; аналогичным образом добиться совпадения центра светового пятна с нижней горизонтальной и правой вертикальной линией.  
7. Убедиться, что верхние края световых пятен обеих фар находятся на экране на одном уровне, и после этого закрепить фары.  
8. После закрепления фар снова проверить правильность их регулировки.  
9. После проверки дальнего света нужно включить ближний свет. Центры пятен ближнего света должны лежать на линии ВВ.  
Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пятен ближнего света смещены относительно линии ВВ, то нужно проверить правильность посадки лампы в фарах или заменить лампы.  
 
        Для регулировки противотуманных фар седельный тягач без нагрузки и с нормально накаченными шинами установить на горизонтальной площадке так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна стенке (экрану), расположенной на расстоянии 7000 мм от рассеивателей противотуманных фар.  
 
Стена или экран должны иметь матовую поверхность белого цвета, шириной не менее 3000 мм и находиться в достаточно затемненном месте, чтобы можно было ясно различить световое пятно от фары.  
На экране хорошо заметной краской произвести разметку, как показано на рис. 8:  

 
 

Рис. 8. Разметка экрана для регулировки противотуманных фар

а) провести на экране вертикальную линию I, соответствующую  середине тягача;  
б) по обе стороны от линии I провести две вертикальные линии II и III на одинаковом расстоянии (494 мм), равном половине расстояния между центрами противотуманных фар;  
в) провести горизонтальную линию IV на высоте (556 мм),равной расстоянию от центра фар до земли;  
г) провести горизонтальную линию V на 120 мм ниже линии IV.  
 
       Перед регулировкой необходимо убедиться в надежности затяжки болтов крепления кронштейнов противотуманных фар.  
Регулировать противотуманные фары надо следующим образом:  
1) включить специальным выключателем противотуманные фары, предварительно включив габаритное освещение с помощью  
центрального переключателя света;  
2) закрыть светонепроницаемой материей одну из фар, например, правую, а также передние фонари и отрегулировать свет левой фары так, чтобы центр растянутого в горизонтальном на правлении светового пятна попал в точку пересечения линий III и V.  
Для регулировки нужно ослабить гайку болта крепления фары и поворачивать фару за корпус. Отрегулировать фару предварительно закрепить, наблюдая за тем, чтобы световое пятно не смещалось;  
3) аналогичным образом отрегулировать направление света правой фары так, чтобы центр светового пятна попал в точку пересечения линий II и V;  
4) убедиться в том, что верхние края световых пятен обеих фар находятся на экране на одном уровне, а оба световых пятна сливаются в общее растянутое световое пятно, после чего обе фары закрепить окончательно.  
     Сигнал торможения включается при нажатии на тормозную педаль.                          При этом пневматический выключатель замыкает цепь ламп (21 Вт) в задних фонарях. Если при этом не включен указатель поворота (движение по прямой), то горят лампы в обоих задних фонарях. Указатели поворота включаются переключателем, укрепленным на рулевой колонке. Возвращение переключателя в нейтральное положение осуществляется автоматически при выходе автомобиля на прямую; ступица рулевого колеса вращает ролик переключателя, переводя его в выключенное положение.  
В цепи питания указателя поворота имеется прерыватель РС57, который обеспечивает прерывистое горение ламп для сигнализации. 
Прерыватель электромагнитный, управляемый накаливаемой нитью. Ремонт и регулировка прерывателя возможны только в специализированных мастерских. Если при включении указателя поворота горят обе лампы, т. е. нить (12 Вт) в переднем фонаре и лампа (21 Вт) заднего фонаря, то на щитке приборов загорается прерывистым зеленым светом контрольная лампа указателя поворотов.  
 
        Если лампа горит постоянно или не зажигается или если прерывание света происходит с различной частотой, то это указывает на неисправность сигнальных ламп (в переднем и заднем фонарях) или прерывателя.  
        Если после включения указателя поворота нажимают на тормозную педаль, то сигнал торможения будет подаваться только одним из задних фонарей, т. е. при включении указателя левого поворота сигнал торможения подается правым задним фонарем, и наоборот. Для того чтобы можно было различать указатель поворота и сигнал торможения (при одновременном их включении), сигнал торможения горит постоянно, и указатель поворота - прерывистым светом. Периодически надо смазывать ось резинового ролика и фиксационную скобу смазкой № 158, сняв предварительно крышку.  
После длительного перерыва в эксплуатации рекомендуется произвести от руки 10-20 полных переключений рычага переключателя указателей поворота.  
 
При выезде надо:
 
1. протереть наружную поверхность рассеивателей фар, передних и задних фонарей;  
2. осмотреть рассеиватели. Разбитый рассеиватель должен быть заменен;  
3. проверить исправность всех приборов системы освещения и сигнализации в различных положениях центрального и ножного переключателей света, а также переключателя указателя поворотов;  
4. убедиться в исправности всех контрольных ламп.

  Звуковой сигнал

       Звуковой сигнал вибрационный, безрупорный, установлен под капотом.            Сигнал включается кнопочным выключателем, расположенным в центре рулевого колеса. Провод выключателя соединен с пучком проводов при помощи контактного устройства, находящегося в верхней части рулевой колонки. При каждом техническом обслуживании следует проверять надежность крепления сигнала и затяжку клемм, а также очищать сигнал от пыли и грязи.  
 
Для исправной работы сигнала и повышения срока его службы необходимо избегать длительных включений сигнала.

 

 

 

    1.5. Контрольно-измерительные приборы

     Контрольно-измерительные  приборы проверяют на общую работоспособность  и правильность показаний. При выявлении  неработающего прибора или его  явно неправильных показаний проверяют  на обрыв электрические цепи самого прибора, связанного с ним датчика  и соединительных проводов. Вышедшие из строя приборы и датчики, как  правило, заменяют. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 II. Двигатель

 Модель и  тип ……………………....... ЗИЛ-130, V-образный, четырехтактный,

 верхнеклапанный, карбюраторный

 Расположение  цилиндров ...…................…..................................... под углом 90°

 Число цилиндров ...................................…………............................................... 8

 Диаметр цилиндров  и ход поршня, мм .......................................................... 100

 Рабочий объем  цилиндров, л ….......................................................................... 6

 Степень сжатия ...…………………................................................................... 6,5

 Максимальная  мощность при 3200 об/мин, л. с. .…...................................... 150

 Число оборотов двигателя в минуту, при котором  срабатывает ограничитель максимального  числа оборотов коленчатого вала двигателя .........................3100

 Максимальный  крутящий момент при 1880…2000 об/мин кгм ...................... 41

 Удельный (минимальный) расход топлива г/(л. с. ч.) .................................... 240

 Порядок работы цилиндров..…................................................. 1–5–4–2–6–3–7–8

 Нумерация цилиндров (счет ведется от вентилятора двигателя):

 правая группа .…………............................................................................ 1–2–3–4

 левая группа .............………..........…......................................................... 5–6–7–8

 Блок цилиндров ........................ ……….Чугунный, с легкосъемными гильзами, с

 кислотоупорной  вставкой в верхней части гильзы и резиновыми уплотняющими

 кольцами  в нижний ее части.

Головки цилиндров ............................................ Две, из алюминиевого сплава, со вставными седлами и направляющими клапанов

 Поршни .................................... Из алюминиевого сплава, форма юбки овальная

 Поршневые кольца ……………... Три компрессионных – чугунные (два верхних

 хромированные) и одно маслосъемное, (стальное, составное, хромированное)

 Поршневые пальцы .................................... Стальные, плавающие, пустотелые

 Шатуны .......................................................... Стальные, двутаврового сечения,

 со  смазкой поршневого пальца разбрызгиванием; верхняя головка имеет бронзовую втулку

 Шатунные  и коренные подшипники ................... Тонкостенные алюминиевые

 вкладыши (стальная лента, алюминиевый  сплав)

 Коленчатый  вал ..................... Стальной, кованный, пятиопорный, с каналами

 для смазывания; шейки  подвергнуты поверхностной закалке

 Маховик ............................. Чугунный, с напрессованным стальным зубчатым

 венцом  для пуска двигателя  стартером

 Распределительный вал …………….……………....... Стальной, пятиопорный

 Привод распределительного вала ...………….…….. Парой шестерен с косыми

 зубьями; ведущая шестерня чугунная

 Клапаны ...……………………………. Верхние, расположены в головках блока

цилиндров в один ряд, наклонно к оси цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала с помощью толкателей, штанг, коромысел;

выпускные клапаны пустотелые, охлаждаемые, с жароустойчивой наплавкой посадочной фаски седла; имеют механизм для принудительного проворачивания клапана во время работы

Толкатели ……………………........… Механические, стальные, с наплавкой со специального чугуна

 Направляющие  втулки клапанов …...................................................... Чугунные

 Штанги толкателей ……………….................................................…... Стальные

 Коромысла клапанов ………………………...... Кованные или литые стальные

 с бронзовой втулкой

 Механизм  вращения выпускного клапана ………………..…. Принудительный,

 шарикового  типа

 Газопровод  ………………….…. Впускной из алюминиевого сплава, общий для

обеих рядов цилиндров, с водяной рубашкой для подогрева топливной смеси, расположенный между головками блока;

выпускные газопроводы составные, отлитые из ковкого чугуна, по одному з каждой стороны двигателя

 Система питания

 Подача топлива  …………………….............. Принудительная, диафрагменным

 герметичным насосом

 Топливо ……………………………...….......... Автомобильный бензин А-76(80)

 Топливные баки

 (основной  и дополнительный) .......................... Установлены под платформой

 на  правом и левом  лонжеронах, 170 л. Х 2 .

 Топливный насос  …………………….…. Б10, диафрагменный, с рычагом для подкачивания топлива

 Подогрев  топливной смеси ………...…… Во впускном газопроводе, который

 имеет водяную рубашку  для подогрева  смеси

Фильтры очистки  топлива:

магистральный фильтр-отстойник топлива ……..…... Щелевой, размещен на

кронштейне топливного бака

фильтр тонкой очистки топлива .................... С сетчатым или керамическим

фильтрующим элементом, размещенным  на кронштейне перед карбюратором

фильтры в топливных  баках …………....……….... Сетчатые, размещены на приемных трубах топливных баков

Карбюратор …………………  К-88А, двухкамерный, с падающим потоком

смеси, имеет ускоряющий насос и экономайзер

Ограничитель  максимального числа оборотов коленчатого  вала двигателя…….. ……................ Пневмоцентробежный(центробежный датчик и исполни-тельный диафрагменный механизм спневматическим приводом)

Воздушный фильтр ………………………………....… ВПМ-3 пеномасленный с трехступенчатой очисткой воздуха

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя ……………..……. Жидкостная, закрытая, из принудительной циркуляции

Радиатор ………………………………………………..…. Трубчато-ленточный

(змейковый), четырёхрядный

Величина избыточного  давления, обеспечиваемого клапанами, расположенными в пробке радиатора или расширительного бачка ………………. 1 кгс/см 2, что обеспечивает температуру кипения воды при 119° С

 Термостат …………………………………….............. С твердым наполнителем;

 установлен  в выпускном патрубке водяной рубашки

 Жалюзи ...........…………………………………....... Створчатые, вертикальные,

 управляются с кабины водителя

 Водяной насос  ………………………...………… Центробежный, приводится

 клиновым  ремнем от шкива коленчатого вала

Вентилятор ......………………….… Шестилопастной, с отогнутыми концами лопастей, приводится клинообразным ремнем от шкива коленчатого вала и может быть отключен ослаблением натяжения приводного ремня при работающем двигателе без отключения водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления

Электрооборудование

Система электрооборудования  ……………... Однопроводная, экранированная;

клеммы  “0” источников тока соединены с корпусом (массой) автомобиля

Тип зажигания  ……................... Батарейное, бесконтактное-транзисторное

 Напряжение  в сети, В …………........................................................................ 12

 Генератор ........................................ Г287-Б, переменного тока, с номинальным

 током 80 А, с приводом от шкива коленчатого вала клиновым ремнем

 Регулятор напряжения ............... РР-132, бесконтактный, полупроводниковый

Аккумуляторная  батарея ….…….…......… Одна, 12 В, 6СТ-90-ЭМС емкостью

90 А∙ч с гидростатическими пробками; в цепи аккумуляторной батареи установлен выключатель ВКЗ18-Б

Стартер……………………………............ СТ2, герметичный, 12 В, мощностью

1,5 л.с., с электромагнитным приводом и муфтой свободного хода

Распределитель  зажигания …..……… Р351, экранированный, герметичный с

центробежным  и автоматическим регулятором опережение зажигания

и с винтами для  плавного регулирования угла опережения зажигания

 Катушка зажигания ...……..…….. Б118, заполненная маслом, экранированная,

герметичная, с отдельным дополнительным сопротивлением СЭ326, что выключается автоматически при пуске двигателя

 Свечи зажигания ................................... СНС07 или СН 307-В, экранированные,

 герметичные, с резьбой 14х1,25 мм

Комбинированный выключатель зажигания и стартера ...…… ВК350, с замком зажигания,включается при помощи ключа

 Фары …………………............ Две, ФГ122-ГТ, из двухнитевыми лампами 12 В,

50 + 40 Вт, с герметичным  оптическим элементом и светомаскировкой АС-122-Т

 Прожектор управляемый  …………………………………………….… ФГ16-Л

 Подфарники  и передние указатели поворотов …………..........… Два, ПФ106, с лампами 12В,герметичные, маскировочные

 Задние фонари (правый и левый) ……..……....... Два, ФП106, с лампами 12В,

 герметичные, маскировочные

 Фонарь освещения  номерного знака ……………………ФП107, герметичный

 Переключатель указателя поворота ...…….…....... П105-А, закрепленный на рулевой колонке, включается механически, а выключается автоматически

Прерыватель указателей поворота .............................................................. РС57

 Центральный переключатель света ...…….................. П44, на три положения

 Ножной переключатель  света фар ............................. П53, герметизированный

 Выключатель сигнала торможения …………..……...... ВК13, пневматический,

 размещенный на щитке кабины под капотом

 Звуковые  сигналы ………………...………... Два: один С311-01, электрический,

 вибрационный; второй пневматический, второй двухрупорный С 40-В;

 на  автомобиль ЗИЛ-131 установлен дополнительно сигнал С39 (зуммер)

 водителю  из грузовой платформы

 Подкапотная лампа .…………..…….. ПД308, с выключателем на самой лампе

 Предохранители ...……..............… 1. ПР2-Б, биметаллический, вибрационный,

 на 20 А , для внешнего освещения и ламп освещение приборов; расположены на

 центральном переключателе света

2. Биметаллический,  кнопочный, на 20 А в цепи электрического сигнала и

штепсельных розеток переносной лампы

3. Блок ПР510 с двумя  биметаллическими Предохранителями 6А в цепи электродвигателя нагревателя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворотов

 Электродвигатель  обогревателя кабины ……………. МЭ-211, двухскоростной, мощностью 25 Вт или МЭ 226-Б, односкоростной мощностью 35 Вт

 Электродвигатель  вентилятора кабины .....................… М11, односкоростной, мощностью 4 Вт

 Контрольные приборы

 Спидометр ................................. СП201, со стрелочным указателем скорости

 и суммарным счетчиком  пройденного пути

Указатель давления масла в системе смазки двигателя ………... Мембранный, непосредственного действия

 Указатель температуры  охлаждения жидк............... Электрический, с градуировкой                    до

 до  110 оС, с датчиком, установленным в водяном канале впускной трубы

Указатель уровня топлива ...……........………….………….. Электрический, реостатного типа,действует только при включенном  зажигании. Имеет два датчика (на каждом баке), включаемыми поочередно

 Манометр  для контроля давления воздуха в  системе пневматического 

 привода тормозов ...……………….............. МД-213, двухстрелочный; верхняя

стрелка показывает давление в воздушных баллонах, нижняя – давление в тормозных камерах

Манометр давления воздуха в шинах ……..… МД-223, со шкалой до 6 кгс/см 2

Амперметр ……………...........……………………….. Со шкалой 30А…0…30 А 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Виды технического обслуживания

Общие сведения о ТО

     Работоспособность автомобиля в течение периода  его эксплуатации обеспечивается комплексом технических воздействий, которые  можно разделить на две группы: направленные на уход за механизмами  и системами; направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов  и механизмов автомобиля.

     Комплекс  мероприятий первой группы составляет систему ТО и носит профилактический характер, а второй - систему восстановления (ремонта).

     Система ТО транспортных средств - планово-предупредительная. ТО проводят принудительно, в плановом порядке через определенный пробег. По периодичности, перечню выполняемых  работ и трудоемкости ТО подразделяют на следующие виды:

     ежедневное  ТО (ЕО);

     первое  ТО (TO-l);

     второе  ТО (ТО-2);

     сезонное  ТО (СО).

     Каждый  вид ТО включает в себя установленный  перечень работ (операций), которые  должны быть выполнены. Эти операции можно разделить на две составные  части: контрольную и исполнительскую. Контрольная (диагностическая) часть  обязательная, а исполнительская  выполняется по потребности

Ежедневное  ТО

     Оно направлено на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида автомобиля, контроль заправки его  водой, маслом, топливом и заключается  в контрольном осмотре транспортного  средства перед выездом и при  возвращении.

     Контрольный осмотр выполняется перед выходом автомобиля из парка и на остановках. В парке контрольный осмотр проводят с целью про верки технической готовности машины. Контрольный осмотр в пути предназначен для проверки состояния агрегатов, механизмов и крепления груза.  

Периодические виды ТО

     TO-l и ТО-2 предназначены для выявления и предупреждения неисправностей и отказов, снижения интенсивности изнашивания деталей. Периодические виды ТО заключаются в выполнении крепежных, регулировочных и смазочных работ. Их выполняют через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации автомобилей, определенных Положением о ТО автомобильного транспорта.

     К категории 1 относятся автомобильные  дороги с асфальтобетонным покрытием  в пригородной зоне и на улицах небольших городов. Категория V - это  дороги с наиболее неблагоприятными условиями (карьеры, временные подъездные пути и т. п.).

     Первое  ТО. Оно проводится периодически в межсменное время через установленные интервалы по пробегу.

     В случае необходимости исправить  обнаруженные неисправности или  отрегулировать соответствующие механизмы.

     Второе  ТО. Перечень операций, выполняемых при ТО-2, включает все операции TO-l и ежедневного ТО.

Сезонное  ТО

     Оно проводится два раза в год и  предназначено для подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года.

     Сезонное  обслуживание совмещают с очередным ТО - 2 при установившейся температуре окружающего воздуха ниже +5 ос (осенью) или выше +5 ос (весной).  

 

Техника безопасности слесаря при техническом  обслуживании и ремонте

     Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует  проводить на специально оборудованных  постах. Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка карбюратора, реле-регулятора и т. д.) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.

     При работе с бензином нужно соблюдать  правила обращения с ним Бензин - легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует  осторожно обращаться с тарой  из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять  при работе с этилирозапным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество — тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин — ядовит». Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.

     Тормозные жидкости и их пары также могут  вызвать отравление при попадании  в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать  все меры предосторожности, а после  обращения с ними следует тщательно  вымыть руки.

     Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые  корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при  попадании на кожу вызывают сильные  ожоги и разрушают одежду. При  попадании кислоты на кожу нужно  быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.

     Растворители  и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а  их пары при вдыхании могут вызвать  отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом  помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно  тщательно мыть руки теплой водой  с мылом.

     Отработавшие  газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить водители и принимать  меры по предупреждению отравлений отработавшими газами.

     Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов  от глушителя; выполнение этих работ  в помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.

     Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких  случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравлениям.

     При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и наличие  защитного заземления. Напряжение переносного  освещения, используемого при техническом  обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током напряжением 127—220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться резиновым  ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной  розетки работу следует прекратить.

     Водитель  должен знать причины возникновения  и правила тушения пожара в  парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью электрооборудования  и отсутствием течи топлива. При  загорании автомобиля его следует  немедленно удалить со стоянки и  принять меры к тушению пламени. Для тушения пожара нужно применять  густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду. 
 

 

Заключение

     Определение технического состояния агрегатов  особенно необходимо, когда узел или  агрегат отказал. По отдельным практически  установленным признакам можно  найти сопряжение или узел, где  нарушена работоспособность. Но это  крайний случай. Желательно момент наступления отказа предвидеть заранее  с тем, чтобы его исключить.

     В практических условиях узел (агрегат) ремонтируют, детали заменяют на основе имеющегося опыта эксплуатации автомобилей  в заданных условиях, пробег до ремонта  оценивают по статистическим данным с большой погрешностью. Повышение  точности оценки технического состояния  агрегата позволяет уменьшить затраты  на ремонт неисправного агрегата за счет прогнозирования пробега автомобиля до наступления предельного изменения  технического состояния, если известны предельная величина, закономерность изменения критерия в процессе эксплуатации и состояние узла (агрегата) за предыдущий пробег.

     Причиной  изменения технического состояния  узла является износ. Но, пожалуй, определяют непосредственно по износу только техническое  состояние шин, коробки передач, заднего моста, рулевого управления - по изменению высоты протектора, по зазорам в зубчатых передачах, в  шарнирах и других сопряжениях. Величину неисправности узлов, агрегатов  оценивают по изменению эксплуатационных показателей: расходу масла, прорыву  газов в картер двигателя, шумам, температуре нагрева и др.

     Для поддержания подвижного состава  автомобильного транспорта в технически исправном состоянии, необходимом  для нормальной эксплуатации, принята  планово-предупредительная система  технического обслуживания и ремонта.

     Технически  исправное состояние подвижного состава достигается путем технического обслуживания и ремонта.

 

Используемая  литература 

    1. Анохин В.И. Отечественные автомобили. М.: Машиностроение, 2000.

    2. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев – М.: Академия, 2004.

    3. Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта. М.: Академия, 2004.

    4. Дажин В.Г. Техническая эксплуатация автомобилей: Методические указания     к курсовой работе :ВоПИ, 2005.

    5.Иващенко Н.И. «Технология ремонта автомобилей» К.: Высшая школа, 2002.

    6. Калисский В.С., Нагула Г.Е. Автомобиль категории С: Учебник водителя, 2000.

    7. Карташов В.П., Мальцев В.М. «Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей» М.: Транспорт – 2003,С.200.

     8. Полосков В.П. Устройство и эксплуатация автомобилей: Учеб. Пособие /.,          2001.

    9. Сарбаев В.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Ростов н/д: Феникс, 2004.

    10. Чижкова Ю.П., Акимов А.В., Акимов О.А., Акимов С.В. Электрооборудование автомобилей: Справочник, М.: Транспорт, 2000. 

      
 

 


 

Приложение  №1

Схема электрооборудования


Информация о работе Диагностика Электрооборудования ЗИЛ130