Договор о транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Описание

Транспорт - это одна из сфер, которая характеризуется повышенной степенью техногенности, технической оснащенности, стратегическим значением для обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Поэтому отношения перевозки традиционно рассматриваются в контексте транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера.

Работа состоит из  1 файл

Договор транспортной экспедиции.docx

— 41.07 Кб (Скачать документ)

Введение

     Договорные  обязательства, связанные с организацией и осуществлением и иным обеспечением перевозок, составляют отдельную область  договорного права Республики Казахстан, а также других государств.

     Транспорт - это одна из сфер, которая характеризуется  повышенной степенью техногенности, технической  оснащенности, стратегическим значением  для обеспечения жизнедеятельности  общества и государства. Поэтому  отношения перевозки традиционно  рассматриваются в контексте  транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера.

     При этом также как и в отношениях страхования, расчетно-кредитных отношениях в область регулирования гражданского права отнесен такой пласт  отношений в деятельности транспорта, который имеет обязательственную (товаро-денежную) природу. Следует отметить, что ранее они признавались имеющими двойственную природу наряду с гражданско-правовой, в некоторых аспектах публично-правовую, если выражаться современной терминологией.

     Они могли возникать из административного  акта (имеются акты планирования перевозок) и из договоров. Вследствие этого  речь шла о транспортных обязательствах. В данное время план имеет значение лишь для внутренней, хозяйственной  деятельности организаций, осуществляющих перевозку , и потому вернее будет вести речь о договорах, касающихся перевозок - транспортных договоров.  

     Договор транспортной экспедиции 

     Договор транспортной экспедиции является самостоятельным  и исключительно транспортно-вспомогательным  договором. Отсюда вытекает его название, которое происходит от латинского слова expeditio - отправление.В действующем ГК учитывается указанная роль договора транспортной экспедиции, и ее регулированию посвящается отдельная 15 глава (статьи 708- 714).

     Договор транспортной экспедиции опосредует посредническую деятельность в особой области перевозочных отношений. Поэтому определить содержание прав и обязанностей сторон в полной мере без учета норм транспортного  законодательства невозможно.

     Данный  договор по своей сути является договором  о возмездием оказании услуг. Услуги, выступающие его предметом, четко  определяются в содержательной части  договора транспортной экспедиции. Правовая форма оказания услуг транспортной экспедиции может быть опосредована использованием элементов договора поручения, либо договора комиссии.

     В современных условиях услугами транспортных экспедиторов могут воспользоваться  любые субъекты, в том числе  заключающие разовые договоры перевозки  грузов или багажа, не предназначенных  для предпринимательской деятельности. В условиях социалистической системы  хозяйствования он считался неотъемлемым "винтиком" плановой экономики  и жестко привязывался к заключаемым  договорам перевозки. Кроме того, правовая природа этого договора в гражданско-правовом законодательстве не была соответствующим образом  учтена. Вследствие этого экспедиция могла быть расценена как некий "довесок" прав и обязанностей к договору перевозки.

     Договор транспортной экспедиции считается  наиболее применимым в случаях, когда  количество отправляемых или прибывающих  в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров и самостоятельное выполнение операций, связанных с оформлением перевозки, становится для грузоотправителя (грузополучателя) обременительным и экономически неоправданным.

     Следует заметить, что нормы о транспортной экспедиции предоставляют возможность  широко разнообразить характер и  объем действий, которые специализированный посредник- экспедитор будет обязываться  выполнить за клиента. Договор транспортной экспедиции может полностью избавить последнего от необходимости вступать в непосредственные отношения с  перевозчиками и связанных с  этим проблем.

     По  договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента- отправителя  или получателя груза) выполнить  или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных  с перевозкой груза, в том числе  заключить от имени клиента или  от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

     Форма договора транспортной экспедиции. Этот договор должен заключаться в письменной форме. Причем законодательство не предусматривает требований к обязательным реквизитам, которые должны содержаться в договоре транспортной экспедиции как в документе. Отсутствует и специальное указание на последствия несоблюдения требуемой письменной формы. Вследствие этого можно сделать вывод, что в некоторых случаях письменные договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание могут и не заключаться. Связано это с тем, что в соответствии с п.2 статьи 709 ГК РК отправитель (получатель) груза в случае необходимости выдает доверенность экспедитору. Из нее и будет вытекать факт наличия договорных отношений между определенными субъектами, хотя конечно доверенность не может в полной мере заменить письменный текст договора. С другой стороны, на практике транспортно-экспедиционные организации будут сами заинтересованы в четкой регламентации прав и обязанностей сторон. Это будет способствовать укреплению их деловой репутации в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно отметить, что имеются определенные предпосылки для того, чтобы в некоторых случаях договор транспортной экспедиции заключался в письменной форме как договор присоединения.

     Договор транспортной экспедиции консенсуальный, взаимный и возмездный договор.

     Субъектами (участниками) договора транспортной экспедиции являются сторона- экспедитор и сторона-клиент. Существующая свобода договорных отношений позволяет в обоих качествах выступать как юридическим, так и физическим лицам. Однако возможность фактического участия в отношениях транспортной экспедиции для клиентов будет зависеть от того, имеется ли у них компетенция по заключению того или иного договора перевозки. Она в некоторых случаях может отсутствовать.

     Например, условиями договора купли-продажи  или иного договора, направленного  на перемещение товаров (передачу собственности, иных прав на имущество), может быть предусмотрено, что должник (продавец, лизингодатель и т.д.) должен доставить  груз, используя перевозку без  услуг транспортной экспедиции, которая  может привести к удорожанию товара. Если в таких случаях должник  все-таки заключит договор транспортной экспедиции, то он окажется в роли правонарушителя  перед своим первоначальным контрагентом по договору.

     Другая  вероятность ограничения возможности (способности) лица выступить клиентом по договору транспортной экспедиции будет основана на его особом положении  в качестве субъекта гражданско-правовых отношений. Речь идет, к примеру, о  государственных учреждениях, которым  могут быть выделены определенные сметные  средства на заключение договоров перевозки  без возможности пользования  услугами транспортной экспедиции. Не исключено, что заключению договора транспортной экспедиции в качестве клиента могут препятствовать и  иные объективные обстоятельства.

     Когда мы говорим об участии в договоре в качестве экспедиторов, то мы подразумеваем  участие в них субъектов предпринимательской  деятельности. В соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан " О  транспорте в Республике Казахстан" при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан иметь лицензию. Надо сказать, что указанный закон  содержит недостаточно точную формулировку о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности. Она ведь может осуществляться не только перевозчиками, но наряду с  ними и иными специализированными  субъектами. Для устранения указанного недостатка, как представляется, необходимо разработать и внести в законодательство отдельные положения о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности. Безусловно, что существующий подход законодателя еще раз демонстрирует  тесную взаимосвязь отношений перевозки  и транспортно-экспедиционных отношений. Следует только указать в законодательстве, что и экспедитор наряду с перевозчиком является одним из участников транспортных отношений.

     Экспедитор  может привлекать к оказанию услуг  отдельные специализированные организации (специалистов). Однако из-за этого последние  не становятся участниками транспортно-экспедиционных отношений, обязанности по договору несет сам экспедитор. Привлеченные лица будут являться участниками  самостоятельных договоров, заключенных  ими с экспедитором.

     Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, касающиеся организации (обеспечения) перевозок. Услуги эти имеют одновременно как фактический, так и юридический характеры.

     Как следует из статьи 708 ГК РК, услуги экспедитора  заключаются в том, что он совершает  ряд действий в пользу клиента  для того, чтобы создать правовые предпосылки перевозки груза. Исходя из сказанного, можно заключить, что  экспедитор может определить потенциального перевозчика, согласовать предстоящую  с его участием перевозку с  клиентом. Экспедитор по поручению  клиента может собрать (предоставить) ему представляющую для него интерес  информацию о возможных условиях договоров перевозки с участием различных перевозчиков и иные аналогичные  действия. Наконец экспедитор может  в рамках оказания им услуг заключить  договор (договоры) перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Заключение договора перевозки  и будет означать создание вышеупомянутых правовых предпосылок.

     Услуги, о которых говорится в легальном  определении договора транспортной экспедиции, можно назвать основными, поскольку в ч. 2 п.1 статьи 708 ГК РК говорится о возможности оказания экспедитором дополнительных услуг. Сразу  отметим, на наш взгляд, такое деление  услуг (на основные и дополнительные) имеет практическое значение. Те услуги, которые мы относим к основным, характеризуют существо транспортной экспедиции. Поэтому их оказание является обязательным, и они являются неотъемлемой составляющей предмета транспортной экспедиции. Отсюда будет вытекать представление  об обязательных условиях данного договора.

     Необходимость в дополнительных услугах может  диктоваться упущениями (недостатками) в существующей транспортной инфраструктуре, возникающими непредвиденными ситуациями, например введение требования о получении  разрешения на вывоз определенных товаров (прохождение карантинного, радиационного  контроля и т.д.). Закрепление в  предмете договора дополнительных услуг  может обусловливаться пожеланиями  клиента снять с себя любые  затруднения, связанные с фактической  реализацией договора перевозки. В  качестве дополнительных услуг договором  транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких  необходимых для доставки груза  операций, как получение требуемых  для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных или иных формальностей, проверка количества или состояния  груза, его погрузка или выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

     Права и обязанности сторон.

       Как и в соответствии с любым иным договорным обязательством, должник, в данном случае экспедитор, обязан надлежащим образом выполнить лежащие на нем обязанности по оказанию экспедиционных услуг. Клиент является должником экспедитора в отношении обязанности оплаты за оказанные ему услуги и иные обязанности, предусмотренные договором, а также непосредственно нормами законодательства.

     Рассматривая  права и обязанности, следует  учесть, что они могут трактоваться расширенно, исходя из применения к  транспортной экспедиции в гражданском  кодексе отсылочного регулирования. Так, если экспедитор заключает договор  перевозки от имени клиента, то в  части неурегулированной нормами  главы 35 между ними возникают такие  же права и обязанности, как у  доверителя и поверенного. В случаях, когда экспедитор заключает договор  перевозки от своего имени к его  отношениям с клиентом, также в  неурегулированной главой 15 части, применяются нормы о договоре комиссии.

     Экспедитор  должен заключать договор перевозки  в соответствии с указаниями клиента. С согласия отправителя груза  экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы отправителя, учитывая при  этом интересы отправителя, уровень  тарифов и сроки доставки.

     Для того, чтобы экспедитор мог надлежащим образом заключить договор перевозки, отправитель (получатель) груза обязан предоставить экспедитору документы  и другую информацию о свойствах  груза, условиях его перевозки, а  также иную информацию, необходимую  для исполнения экспедитором этой своей  обязанности.

     Экспедитор  обязан сообщить отправителю (получателю) груза об обнаруженных недостатках  полученной информации, в случае неполноты  информации он должен запросить у  отправителя (получателя) груза необходимые  дополнительные данные.

     Если  необходимая информация со стороны  отправителя (получателя) не предоставляется, экспедитор вправе не приступать к  исполнению своих соответствующих  обязанностей до предоставления такой  информации.

     Экспедитор, если из договора транспортной экспедиции не вытекает необходимость личного  исполнения им своих обязанностей, вправе привлечь к исполнению своих  обязанностей других лиц. Возложение исполнение обязательства на третье лицо не освобождает  экспедитора от ответственности  за выполнение договора перед клиентом.

Информация о работе Договор о транспортной экспедиции