Гражданска, административная, уголовная ответственность водителя и владельца транспортного средства

Автор работы: s****************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 15:53, реферат

Описание

Гражданская правовая ответственность водителя — владельца источника повышенной опасности. Источник повышенной опасности — это материальные объекты, обладающие вредоносными свойствами и не поддающиеся в процессе деятельности полному контролю человека, вследствие чего они могут причинить вред другим лицам. Транспортное средство, участвующее в дорожном движении, есть физический источник повышенной опасности, искусственно созданный трудом человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Гражданская ответственность………………………………………………..….4
Административная ответственность…………………………………………….9
Уголовная ответственность…………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...………19

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством  водителя, находящегося в состоянии  опьянения либо не имеющего права  управления транспортным средством.

Статья 12.33. Повреждение  дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Статья 12.34. Нарушение  правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов  или других дорожных сооружений.

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. 

Статья 12.36. Утратила силу.

Статья 12.36.1. Нарушение  правил пользования телефоном водителем  транспортного средства.

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 

     Если  нарушение правил дорожного движения повлекло причинение материального  ущерба или причинение легкого вреда  здоровью потерпевшего, то наступает  административная ответственность, а  в случае причинения здоровью более  тяжкого вреда наступает уголовная  ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Уголовная ответственность 

     Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта предусмотрена ст. 264 УК.

     Данное  нарушение наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

     При анализе составов административных правонарушений отмечалось, что административно  наказуемым является причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. А уголовная ответственность наступает только в случае причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерти. Причинение средней тяжести вреда здоровью человека в настоящий момент ненаказуемо ни в уголовном, ни в административном порядке.

     По  делам данной категории следователь  должен назначить экспертизу, которая  устанавливает, какой конкретно  пункт (или пункты) ПДД нарушил  водитель и в результате каких  действий. После этого должна быть установлена причинная связь между конкретными действиями водителя и наступлением тяжких последствий.

     В случае, когда нарушение правил дорожного  движения и эксплуатации транспорта повлекло по неосторожности смерть человека, наказание усиливается. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

     Если  же нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств  повлекло по неосторожности смерть двух лиц или более, то наказание еще более усиливается: до семи лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

     Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный  кодекс Российской Федерации» (далее — Закон о внесении изменений и дополнений в УК) декриминализирована ответственность за причинение крупного ущерба имуществу при ДТП, т.е. такой уголовной ответственности в настоящее время нет, Однако продолжает действовать ст. 168 УК, предусматривающая ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Транспортное средство, как уже отмечалось, является именно таким источником. Согласно прим. 4 к ст. 158 УК крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб. В связи с этим, если в результате ДТП будет причинен ущерб в размере, превышающем указанную сумму, ответственность может наступить по ст. 168 УК.

     Это же касается и таких действий, как оставление места’ ДТП. В соответствии с ПДД при ДТП водитель обязан немедленно остановиться и выставить знак аварийной остановки. Но Законом о внесении изменений и дополнений в УК ответственность за оставление места ДТП в настоящее время исключена из УК.

     Однако  следует учитывать, что продолжает действовать ст. 125 УК, предусматривающая  ответственность за оставление в  опасности. По данной статье наказуемым является заведомое оставление без  помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. При наличии всех указанных признаков наказание может быть назначено судом в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

     Кроме того, установлена уголовная ответственность  за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Это относится к лицам, ответственным за техническое состояние транспортных средств. Ответственность наступает в том случае, если недоброкачественный ремонт или выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В данном случае также необходимо, чтобы между техническими неисправностями и наступившими вредными последствиями была причинная связь. Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

     Те  же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

     Если  недоброкачественный ремонт транспортных средств или выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями повлекли по неосторожности смерть двух лиц или более, то наказание повышается до семи лет лишения свободы.

     Следует помнить, что ответственность накладывается  не только на лиц, осуществляющих выпуск транспортных средств в эксплуатацию, но и на водителей, однако для них ответственность может наступать по ст. 264 УК. Согласно ПДД водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

     При возникновении в пути других неисправностей, при наличии которых запрещена  эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это  невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

     Если  же водитель заблаговременно поставил в известность о технической  неисправности закрепленного за ним транспортного средства лицо, ответственное за выпуск танкового  в эксплуатацию, и получил от него распоряжение в выходе на линию, то согласно ст. 42 УК в случае совершения водителем неумышленного преступления (каковым является и преступление, предусмотренное ст. 264 УК) ответственность за причинение вреда будет нести лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. 
 
 

Заключение 

     Совсем  не обязательно, что все указанные  виды юридической ответственности  могут наступить для участника  ДТП. Но и не допускать такого негативного  последствия нельзя. Как известно в юриспруденции со времен римского права, «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Издательство «Сибирское университетское, 2011 г. - 476с.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях для автомобилистов: Издательство Эксмо, 2010 г. – 50с.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации Издательство: РФ, 2009г.
  4. http://proadvokat.ru/906.htm

Информация о работе Гражданска, административная, уголовная ответственность водителя и владельца транспортного средства