Грузовые станции, характеристика и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

Грузовые станции являются стыковыми пунктами различных видов, а также железнодорожного транспорта широкой, узкой и западноевропейской колеи.В зависимости от основного назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяются на неспециализированные (служащие для погрузки и выгрузки разных грузов) и специализированные (для отдельных грузов).

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Грузовой и комм(2) (1).doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)
 
 

План

1. Грузовые станций,  характеристика  и классификация

2. Порядок открытия и закрытия станций для коммерческих операций

3. Сооружения и  устройства на грузовых станциях

3. Опорные станций,специализация

4. Права и обязанности и ответственность товарных кассиров ,      приемосдатчиков грузов и багажа

6. Заключение

7.Использованные  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Назначение и классификация грузовых станций. 

Грузовые станции  представляют собой комплекс путевых  и грузовых устройств, технических  и служебных помещений, предназначенных для выполнения грузовых и коммерческих операций, приёма, расформирования, формирования, коммерческого осмотра, технического обслуживания и отправления грузовых поездов.

 Как правило,  эти станции расположены в  крупных промышленных и населённых пунктах, где зарождаются и погашаются грузопотоки, и обслуживаются физические лица, промышленные предприятия и организации, – юридические лица различных форм собственности.

 Грузовые станции  являются стыковыми пунктами  различных видов транспорта (железнодорожного с автомобильным, водным, промышленным, трубопроводным), а также железнодорожного транспорта широкой, узкой и западноевропейской колеи.

 В зависимости  от основного назначения и  характера выполняемой работы  грузовые станции подразделяются  на неспециализированные (служащие для погрузки и выгрузки разных грузов) и специализированные (для отдельных грузов).

Неспециализированные (в том числе линейные грузовые или опорные промежуточные станции) предназначены для переработки (в  основном на своих складах) тарно-штучных грузов, перевозимых в контейнерах, некоторых категорий навалочных и других грузов, для обслуживания промышленных предприятий, баз и складов (необщего пользования).

Специализированные  грузовые станции предназначены  для массовой погрузки-выгрузки однородных грузов (зерно, уголь, руда, минерально-строительные материалы, нефть, лес и др.).

 Опорной является  грузовая станция, выполняющая  коммерческие операции по собственной  погрузке-выгрузке, а также по  погрузке-выгрузке прикреплённых  к ней малодеятельных грузовых станций, оснащённая средствами автоматизации, включёнными в сеть передачи данных с дорожными информационно-вычислительными центрами (ИВЦ), и имеющая связь (телефонную, электронную и др.) с прикреплёнными станциями.

Перегрузочные станции осуществляют в значительных размерах перегрузку грузов с узкой колеи на широкую и обратно.

Портовые станции  предназначены для обслуживания морских и речных портов при перевалке  грузов с железной дороги на водный транспорт и наоборот. Они размещены  максимально близко к порту или непосредственно на территории порта.

Паромные станции  сооружаются для обслуживания морских  паромных переправ.

 Для выполнения  операций, связанных с прибытием  и отправлением, перегрузкой и  временным хранением, сортировкой,  техническим и коммерческим обслуживанием контейнеров, в крупных городах и портах сооружаются специальные станции-терминалы, включающие пути для обслуживания грузового движения и перегрузочный комплекс.

 В районе пограничных  переходов между железными дорогами  Российской Федерации и сопредельных стран имеются пограничные станции и межгосударственные передаточные станции, которые осуществляют не только технологические и коммерческие операции, но производят таможенные, пограничные, медико-санитарные, санитарно-карантинные и другие операции.

 В зависимости  от объёма и характера работы  грузовые станции, как и все  другие железнодорожные станции  кроме пассажирских, подразделяются  на шесть классов: внеклассные, 1, 2, 3, 4, 5 класса.

 На сети дорог,  наряду с крупными и средними, имеются малодеятельные станции, открытые для производства грузовых и коммерческих операций на местах общего пользования. Выполнение грузовой и коммерческой работы на этих станциях не позволяет эффективно использовать комплекс технических средств железнодорожного транспорта, препятствует механизации погрузочно-разгрузочных работ, затрудняет информатизацию перевозочного процесса, приводит к излишнему содержанию эксплутационного штата, затрудняет управляемость грузовой и поездной работой. Тем не менее, для закрытия таких станций необходимо представлять комплексное технико-экономическое обоснование. Огромные потери приносит развоз на малодеятельные станции вагонов под погрузку или выгрузку, а также их уборка. В связи с этим экономически выгодно концентрировать грузовую работу на меньшем числе станций, где имеются необходимые устройства и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. 

2. Порядок открытия и закрытия станций для коммерческих операций 

Основное направление  концентрации грузовых операций – закрытие малодеятельных станций для грузовых операций и создание опорных станций, которое позволяет снизить себестоимость перевозок, повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и эффективность использования подъёмно-транспортной техники, а также сократить простой подвижного состава, ускорить доставку грузов, повысить пропускную способность железных дорог и в целом улучшить обслуживание отправителей и получателей грузов.

 Для этой цели  автомобильные дороги с благоустроенными  подходами к грузовым станциям располагаются параллельно железнодорожным линиям.

 Экономическая  целесообразность закрытия малодеятельных  станций и передачи их работы  на опорные определяется технико-экономическими  расчетами, с учётом их деятельности  в интересах силовых структур.

 В зависимости  от местных условий и экономической  целесообразности могут быть  применены и другие формы концентрации  грузовой работы:

1. Частичное закрытие  станции (на определённый период  года).

2. Концентрация операций  с отдельными видами грузов (таких как наливные, лесные, минеральные удобрения).

3. Концентрация перевозок  мелких отправок.

4. Ликвидация малодеятельных  железнодорожных путей необщего  пользования с передачей их  грузооборота на места общего  пользования или созданием объединенных транспортных хозяйств для группы предприятий.

5. Создание опорных  станций нового типа.

 Эти станции  берут на себя руководство  и ответственность за работу  прикреплённых к ним промежуточных  станций. Общее оперативное управление  в пределах обслуживаемого опорной станцией района обеспечивает комплексный подход к выполнению начальных и конечных операций перевозочного процесса.

 Создание опорных  станций нового типа позволяет  сформировать новую структуру  организации и управления перевозочным  процессом, снизить эксплуатационные расходы, связанные с сокращением маневровых локомотивов, закрытием отдельных путей и парков станций, складов, грузовых устройств и товарных контор.

 К одной из  прогрессивных и экономически  эффективных форм организации  грузовой работы железных дорог относится специализация грузовых станций в крупных узлах по родам грузов.

 Специализация  станций позволяет увеличить  их перерабатывающую способность,  сократить потребность в складской  площади, полностью механизировать  погрузочно-разгрузочные работы средствами дорог, повысить производительность погрузочно-разгрузочных механизмов, сократить простой вагонов под грузовыми операциями, организовать транспортно-экспедиционное обслуживание отправителей и получателей грузов и централизованный завоз и вывоз грузов, создать условия для автоматизации грузовых и коммерческих операций с использованием ЭВМ.

 На практике  эта форма находит свое выражение  в создании специализированных  баз выгрузки массовых грузов (каменного угля, минеральных строительных  материалов, леса, металла, цемента и др.), контейнерных терминалов, крупных механизированных комплексов по переработке тарно-штучных грузов, тяжеловесных грузов и др.

 Специализированные  базы преимущественно предназначены  для выгрузки массовых грузов. Их организуют в промышленных районах для обслуживания групп промышленных предприятий, получающих грузы, однородные с точки зрения применения средств механизации погрузочно-разгрузочных работ (сырье, материалы, топливо и др.). Выбор наилучшего варианта специализации грузовых станций в узле определяется технико-экономическими расчётами.

 Техническое оснащение  грузовых станций определяется  их назначением, объёмом работы, типом и характером поступления  и отправления местных вагонопотоков  и их распределением по грузовым  пунктам, в том числе, местам общего и необщего пользования, примыканием железнодорожных путей промышленных предприятий, баз, пунктов перевалки и их техническим оснащением.

 На железнодорожных  станциях, предназначенных для производства  грузовых и коммерческих операций предусматривается соответствующее путевое развитие (приёмо-отправочные, сортировочные и вытяжные пути), а также погрузочно-разгрузочные сооружения и устройства, крытые и открытые склады и платформы, площадки для контейнеров, тяжеловесных и других грузов; эстакады, повышенные пути, устройства для перегрузки из вагонов непосредственно на автотранспорт или через склад; платформы и площадки для разгрузки навалочных и сыпучих грузов, колёсной техники и других грузов.

 Грузовые устройства  и путевое развитие концентрируются в одном грузовом районе станции вместе со специализированными площадками для переработки однородных грузов. Иногда в пределах станций сооружается несколько специализированных грузовых районов для переработки отдельных родов грузов.

 Оформление и обработка поездных документов, сбор комплексной информации о подходе поездов, вагонов и грузов, подготовка данных для оперативного планирования работы грузовой станции осуществляется в стан-ционном технологическом центре (СТЦ).

 На грузовых  станциях имеются устройства СЦБ и связи, освещения и водоснабжения, иногда имеются устройства для экипировки маневровых локомотивов, пункты подготовки вагонов под погрузку, пути очистки и промывки вагонов, очистные сооружения и др.

 Работа грузовой  станции основана на базе автоматизированной системы управления грузовой станцией (АСУГС). К ЭВМ подключаются абоненты на рабочих местах, каждое из которых оборудовано ЭВМ.

 Кроме того, на  грузовых станциях предусматриваются  пункты для обслуживания и  ремонта погрузочно-разгрузочных машин, административно-бытовые и служебно-технические здания, вагонные весы, габаритные ворота или электронная система контроля габарита погрузки и другие устройства и сооружения.

 Для осмотра  крыши вагонов и внутренней  части кузова полувагонов устанавливаются смотровые вышки с прожекторным освещением и устройствами для обнаружения неисправных вагонов или вагонов с остатками грузов. Для этих целей могут применяться средства промышленного телевидения с усовершенствованными конструкциями телевизионных камер, позволяющими получать чёткое изображение с короткого расстояния до объекта при скоростях 40 км/ч и выше и производить видеозапись.

3. Опорные станций,специализация

В зависимости от объема грузовой работы опорные станции  могут иметь различные размеры устройств и оснащения. На основе обобщения опыта концентрации грузовой работы на опорных промежуточных станциях ряда дорог ЦНИИСом по согласованию с Главным грузовым управлением МПС установлены четыре категории грузовых дворов: на 25,45, 60 и 90 условных вагонов. Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям: пассажирская, грузовая, техническая и промежуточная.

  1. Пассажирская железнодорожная станция предназначена для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов
  2. Грузовая железнодорожная станция предназначена для выполнения грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами.
  3. Техническая железнодорожная станция предназначена для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на: сортировочные, участковые, предпортовые.
  4. Промежуточная станция предназначена в основном для выполнения технических операций по приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам.
  5. Межгосударственная передаточная станция имеет необходимое путевое развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением видов государственного контроля. На них оформляются передаточные ведомости и формируются необходимые сообщения в ИВЦ дороги для ведения учёта передачи и номерного наличия вагонного парка.
  6. Узловая станция — промежуточная станция, участковая станция или сортировочная станция, к которой примыкает не менее трёх железнодорожных направлений.

Информация о работе Грузовые станции, характеристика и классификация