Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:07, реферат
Мировая экономика, как единая система, возникла во многом благодаря развития морского транспорта. Международная торговля, как наиболее древняя форма международных экономических отношений, традиционно имеет характер морской торговли, то есть основная часть грузов в мировой экономике доставлялась в предыдущие исторические эпохи и доставляется в настоящее время морским путем.
Введение. 1.
Роль и значение морского транспорта. 4.
Конкурентоспособность морских перевозок. 9.
Преимущества морского транспорта. 10.
Основные недостатки данного вида транспортировки. 11.
Морской транспорт в мировой экономике. 12.
Литература
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Роль и значение морского транспорта. 4. Конкурентоспособность морских перевозок. 9. Преимущества
морского транспорта. Основные недостатки данного вида транспортировки. 11. Морской
транспорт в мировой экономике. Литература Введение Мировая экономика, как единая система, возникла во многом благодаря развития морского транспорта. Международная торговля, как наиболее древняя форма международных экономических отношений, традиционно имеет характер морской торговли, то есть основная часть грузов в мировой экономике доставлялась в предыдущие исторические эпохи и доставляется в настоящее время морским путем. Экономико-статистические данные показывают, что значение морского транспорта не только не уменьшится в 21 веке, но и существенно возрастет. Этому способствуют такие его преимущества по сравнению с другими видами транспорта, как низкая себестоимость перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также его универсальность, то есть способность перевозить практически любые грузы. Длительное время перевозки морским путем людей и грузов были единственным способом сообщений между различными странами и народами. Первые сообщения о морском транспорте содержатся в Библии и в других священных религиозных текстах. Древнейшие мореходы: египтяне, финикийцы, карфагеняне, греки, римляне благодаря строительству судов и активной морской торговле сумели значительно расширить сферы влияния своих государств. Именно судоходство позволило им основать колонии в ранее недоступных местах и наладить постоянный торговый обмен между ними. Но в древности морская торговля была менее развита, чем сухопутная, ввиду низкого качества судов, их технического несовершенства , а так же недостаточных знаний навигации и астрономии. Международная торговля начала интенсивно развиваться в эпоху Великих географических открытий , а они, в свою очередь , оказались возможными вследствие усовершенствования судостроения, изобретения и использования таких технически сложных для той эпохи мореходных инструментов, как компас и астролябия. Государства, которые в полной мере воспользовались преимуществами морского флота, стали доминировать в мировой экономике и политике. В начале это были Испания и Португалия, затем Нидерланды, но в конце 17 века первой морской державой Европы и мира стала Англия, которая сохраняла свою монополию вплоть до 20 века. Благодаря наличию торгового судоходства и обеспечивавшего его военно-морского флота, Англия сумела создать крупнейшую мировую империю, просуществовавшую до окончания Второй мировой войны. В
настоящее время морской Что касается России, то она является страной, территорию которой омывают воды трех из четырех мировых океанов: Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого. Протяженность морских границ России существенно больше , чем сухопутных (38,8 тыс. км. И 14,5 тыс. км. Соответственно), что подчеркивает значение морских сообщений для развития торговли и обеспечения устойчивого роста экономики страны. Но достичь данной цели невозможно без развития морского транспорта и береговой инфраструктуры на основе достижений науки и техники, расширения географии внутренних и внешних перевозок. Поэтому морской транспорт , связывающий Россию с другими государствами – субъектами мировой экономики , должен стать одной из приоритетных отраслей российской экономики. Именно развитие этой отрасли поможет России занять принадлежавшее ей по праву достойное место в мировой экономике. В
данном пособии использовались источники
Международной морской Роль морского транспорта. Морской транспорт в целом играет важную роль как материальный фактор развития международного разделения труда, которое обуславливает рост мирового производства и товарообмена между государствами. Поэтому совершенно естественно стремление каждой страны осуществлять перевозки на своих судах в интересах обеспечения независимости внешней торговли от иностранного тоннажа и конъюнктуры фрахтового рынка. Развитие национальных флотов позволяет не только экономить валюту на фрахте судов, ко и экспортировать услуги морского транспорта и получать значительные доходы в иностранном валюте, которые в свою очередь способствуют увеличению импорта и развитию международной торговли. Международный
характер производственной деятельности
в судоходстве предопределил
специфику осуществления Важная
особенность судоходства - это его
постоянная связь со многими отраслями
(в том числе и с другими
видами транспорта). Следствием является
необходимость быстрой Взаимодействие судоходства и промышленных отраслей усиливается по мере развития специализации и кооперирования. Процессы специализации и кооперирования создают объективную основу для постоянных экономических и правовых связей между перевозчиками (в том числе разных видов транспорта) и последними и промышленностью. В частности, эти связи осуществляются в рамках смешанных перевозок, судоходных линий и иных объединений судовладельцев, внутри нефтяных и промышленных корпораций. Одним
из результатов кооперирования является
то, что через посредство сухопутных
перевозчиков, судоходство входит в
экономические и правовые связи,
с одной стороны, с предприятиями
- непосредственными Кроме основного значения судоходства для мировой экономики, определяемого специфической производственной деятельностью судоходства, оно оказывает влияние на развитие мирового хозяйства в качестве потребителя капиталов в их денежной форме, промышленной продукции, топлива, рабочей силы, заказчика услуг. Следует
особо отметить, что морское торговое
судоходство как чуткий барометр
моментально реагирует на изменения
политической и экономической обстановки
в том или ином районе мира. Углубление
международного разделения труда и
всемирных экономических связей
стимулируется потеплением Поэтому
тенденции, особенности и проблемы
развития морского торгового судоходства
раскрыты недостаточно. Создалось определенное
несоответствие между размахом исследований
общих явлений и процессов
мировой экономики и Особенно
это стало заметно, после политических
и экономических изменений, произошедших
в последнее десятилетие; в этой
связи анализ тенденций развития
торгового судоходства имеет
важное научное значение не только
для изучения этой сферы, но и для
понимания сложных проблем Прогресс, достигнутый разными странами в области развития, был неодинаковым. Ряд развивающихся стран, прежде всего в Азии, имели высокие темпы роста и, некоторым из них удалось ускорить их. Вместе с тем во многих более бедных развивающихся странах, особенно в Африке прогресс был весьма скромным. В целом разрыв в экономических условиях в развивающихся странах, как представляется, углубился. Эти
общие тенденции развивались
на фоне стремительных изменений
в мировой экономике, изменений,
которые можно охарактеризовать
с помощью таких Чрезвычайно
важное значение имеет изучение проблем,
связанных с созданием Глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция постепенно привлекли внимание к такому феномену как - международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг воспринималось как что-то сопутствующее традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (перевозки, телекоммуникации, банковское и страховое дело, туризм и т.п.) и ее значительном экспортном потенциале. Следует отметить, что во многих странах на долю услуг приходится около половины валового внутреннего продукта страны, поэтому недостаточное включение данной сферы в международную торговлю оказывает отрицательное воздействие на эффективность всей экономики данного государства. Между
тем отсутствие общепризнанных правил
в международной торговле услугами
привело к значительному Все
более существенно воздействуя
на ход мирового экономического развития
торговля услугами становится сферой
острого международного соперничества.
Особую важность в этих условиях приобретает
проблема регулирования торговли услугами.
Решить ее трудно и сложно не только
по причине нередких расхождений
в интересах экспортеров и
импортеров услуг, но и в следствии
специфики данного сектора Основная цель Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) состоит в либерализации указанной торговли. В качестве главного метода достижения цели избрано создание условий для более высокого уровня конкуренции в международном разделения труда в сфере услуг. Условия предполагаются создать посредством отмены или сужения ограничительной практики, существующей в области торговли услугами, что в свою очередь, возможно на основе применения принципов Г АТС. Считается, что в условиях действия указанных принципов рыночный механизм приобретает особую устойчивость. Такими принципами являются следующие: открытость, прогрессивная либерализация, национальный режим, режим наиболее благоприятствуемой нации (недискриминации), доступ к рынку. Переход
России на новые условия хозяйствования
оказал существенное влияние на деятельность
морского торгового флота страны.
Расширение местных органов власти,
судоходных компаний, отдельных частных
лиц, приводит к серьезным изменениям
в текущей деятельности как центральных,
так и местных органов власти.
Важный политический и экономический
аспект лежит в сфере занятости,
в отношениях государства с другими
отраслями экономики. Это ключевая
проблема без которой невозможно
рассмотреть будущих изменений
в отрасли. Проблема состоит также
и в том, что современный кредитно- Существенный
интерес представляет определение
роли морского транспорта в процессе
воспроизводства, меры правительства
по стимулированию его деятельности.
Уровень развития морского транспорта
зарубежных стран интересен для
осмысления и использования положительного
опыта в решении вопросов, жизненно
важных для российского торгового
флота в современных условиях. Конкурентоспособность
морских перевозок. Насколько
актуальны морские перевозки сегодня? По
мнению аналитиков землячества Литвы
академии Masterforex-V, есть ряд фактов, неоспоримо
говорящих о выгоде морского транспорта: Преимущества
морского транспорта. Необходимость
морского транспорта очевидна. А есть
ли преимущества у морского транспорта?
Есть: Основные
недостатки данного вида транспортировки. Как
отмечают аналитики землячества
Литвы академии Masterforex-V, есть у морских
перевозок и недостатки: Причем
на этот показатель влияет не только скорость
судна, но и время, затрачиваемое
на погрузочно-разгрузочные работы. Однако
современные технологии позволяют
значительно ускорить эти работы,
не в последнюю очередь за счет
использования мультимодальных
перевозок, когда груз переносится
сразу же на другой вид транспорта
(железнодорожный или Морской
транспорт в мировой экономике. Характерной
чертой современного развития международных
морских перевозок является то, что
в них всё более возрастает
участие развивающихся стран, доля
торгового флота которых в
мировом тоннаже превысила 15%. Механизм
воздействия судоходства на общемировую
экономическую конъюнктуру |
ЛИТЕРАТУРА.
Информация о работе Место и роль морского транспорта в международной экономике