Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:03, реферат
Современный этап развития мировой транспортной системы. Экспорт и импорт транспортных услуг. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров.
Международный рынок транспортных услуг
1. Современный этап развития мировой транспортной системы.
2. Экспорт и импорт транспортных услуг.
3. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.
4. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров.
___________________________
1. Современный этап развития мировой транспортной системы
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.
Она сформировалась в XX веке и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в:
"разделении труда" между отдельными видами транспорта;
увеличении пропускной способности транспортных путей;
повышении скоростей движения;
появлении принципиально новых транспортных средств и технологий перевозки.
Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7-10 раз.
Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78% общей длины мировой транспортной сети и 75% мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 кв. км. территории, а в развивающихся — 5-10 км.
Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных сucmем: Северной Америки (на нее приходится около 30% общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.
В самом общем виде роль отдельных видов транспорта в системе международного товародвижения оценивается на основе следующих основных характеристик:
маршруты перевозок железнодорожным транспортом ограничены предопределенными путями, и этот вид транспорта характеризуется наиболее высокой долей, приходящейся в общей величине эксплуатационных расходов на затраты по содержанию постоянных устройств. Несмотря на сравнительно высокий уровень издержек на перевозки полными отправками по магистральным линиям, этому виду транспорта в большей степени свойственны проблемы эксплуатационного порядка, что нередко приводит к задержкам в доставке грузов;
на воздушном как наиболее скоростном и дорогостоящем издержки перевозки резко снижаются по мере увеличения расстояния, а на протяженных маршрутах этот вид транспорта становится вполне конкурентоспособным по отношению к автомобильному и железнодорожному, так как с увеличением расстояния затраты на этих видах транспорта сокращаются в меньшей степени, чем на воздушном. По отношению к морскому транспорту преимущество авиатранспорта в скорости возрастает с увеличением расстояния, однако не в пользу воздушного транспорта увеличивается и разрыв в издержках перевозки, так как эксплуатационные затраты на морском транспорте снижаются по мере увеличения маршрута в большей степени, чем на авиатранспорте;
морской транспорт характеризуется относительно высокими затратами по содержанию постоянных устройств, что ограничивает его конкурентоспособность на коротких маршрутах, однако при перевозках на дальние расстояния морской транспорт отличают наиболее низкие издержки по сравнению с любым другим видом транспорта;
на автомобильном транспорте эксплуатационные расходы являются наиболее высокими, однако затраты на содержание постоянных устройств - относительно невелики, что обеспечивает этому виду транспорта конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Наибольшая гибкость этого вида транспорта в отношении возможности выбора альтернативного маршрута перевозки обеспечивает ему главенствующую роль в качестве средства доставки товаров непосредственно потребителю.
2. Экспорт и импорт транспортных услуг
Экспорт транспортных услуг – это оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при перевозке грузов отечественных и иностранных грузовладельцев. Как разновидность – экспорт инфраструктурных услуг.
Импорт транспортных услуг – это оказание международных транспортных услуг иностранным перевозчиком при перевозке грузов отечественных грузовладельцев.
Рис. Формирование системы экспорта/импорта транспортных услуг
Международные транспортные услуги
1. Грузоперевозки
2. Пассажироперевозки
3. Аренда транспортных средств с экипажем
4. Обеспечивающие и вспомогательные услуги
3. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности
Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности – это комплекс технических, технологических элементов, экономических, правовых, организационных воздействий, форм и методов управления транспортными процессами и операциями, обеспечивающий выполнение условий внешнеторговых контрактов.
Направления развития системы транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности:
укрупнение и унификация грузовых единиц;
специализация транспортных средств и перегрузочного оборудования;
повышение степени автоматизации технологических процессов;
формирование комплексной транспортной услуги.
Основные транспортные документы
1. Коносамент - является договором морской перевозки, подтверждает факт принятия груза к перевозке и обладает товарораспорядительной функцией;
2. Транспортная накладная - является подтверждением наличия договора на перевозку и факта принятия груза к перевозке;
3. Чартер - является договором чартерной перевозки, подтверждает факт принятия груза к перевозке;
4. Сквозной коносамент - является договором интермодальной перевозки, подтверждает факт принятия груза к перевозке и обладает товарораспорядительной функцией.
Транспортная составляющая в цене внешнеторгового контракта
Это доля расходов на организацию поставки товара в его цене у покупателя или в месте продажи и использования.
Дешевый товар – высокая транспортная составляющая. Дорогой товар – низкая (иногда ей пренебрегают).
На величину транспортной составляющей в цене товара влияют следующие факторы:
подготовка груза к перевозке;
способ перевозки и выполнения стивидорских работ;
транспортно-экспедиторское и агентское обслуживание;
транспортное страхование.
4. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров
В практике международной торговли при заключении контрактов широко применяются стандартные схемы поставки товаров «Инкотермс-2000» (INCOTERMS - International Commercial Terms). Каждая схема однозначно определяет момент перехода ответственности за товар с продавца на покупателя и распределяет ответственность по оплате различных транспортных операций. Данные схемы носят рекомендательный характер. Инкотермс-2000 содержит 13 схем.
Инкотермс 2000 (INCOTERMS 2000)
Группа | Название группы | Схема поставки | Название схемы |
E | Отправление | EXW | Ex work |
F | Основная перевозка не оплачена | FCA FAS FOB | Free at carrier Free alongside ship Free on board |
C | Основная перевозка оплачена | CPT CIP CFR CIF | Carriage paid to… Carriage and insurance paid to … Cost and freight (named port) Cost, insurance and freight (named port) |
D | Прибытие | DAF DES DEQ DDU DDP | Delivered at frontier Delivered ex ship Delivered ex quay Delivered duty unpaid Delivered duty paid |
Переход ответственности за товар с продавца на покупателя
EXW - определяет переход ответственности за товар на покупателя на складе продавца.
FCA - переход ответственности в момент приема товара перевозчиком.
FAS - переход ответственности на причале порта отправления.
FOB - переход ответственности в момент фактического пересечения грузом поручней судна при погрузке.
CPT – ответственность переходит в пункте, указанным в контракте при передаче товара от перевозчика покупателю.
CIP – аналогично CPT.
CFR и CIF – переход ответственности в порту доставки.
DAF – переход ответственности в момент поступления товара на таможенную территорию страны покупателя.
DES – переход ответственности в порту страны покупателя при закреплении судна у причала.
DEQ – ответственность переходит в момент фактического пересечения грузом поручней судна при выгрузке.
DDU и DDP – ответственность переходит при доставке товара на склад покупателя.
Распределение ответственности по оплате транспортных операций
Схема поставки | Упаковка | Доставка к перевозчику | Экспортные пошлины | Погрузка | Основная перевозка (фрахт) | Страховка | Выгрузка | Импортные пошлины | Доставка от перевозчика |
EXW | + | - | - | - | - | - | - | - | - |
FCA | + | + | + | - | - | - | - | - | - |
FAS | + | + | - | - | - | - | - | - | - |
FOB | + | + | + | + | - | - | - | - | - |
CPT | + | + | + | + | + | - | - | - | - |
CIP | + | + | + | + | + | + | - | - | - |
CFR | + | + | + | + | + | - | - | - | - |
CIF | + | + | + | + | + | + | - | - | |
DAF | + | + | + | + | + | - | - | - | |
DES | + | + | + | + | + | + | - | - | - |
DEQ | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
DDU | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
DDP | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Пояснение: “+” – операция оплачивается продавцом; “-” – операция оплачивается покупателем; “” – операция оплачивается либо продавцом, либо покупателем по договоренности.
1