Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа
На современном этапе развития экономики трубопроводный транспорт, являясь важнейшей составной частью транспортной системы России, играет значительную роль в обеспечении народного хозяйства топливно-энергетическими ресурсами. Экономическая эффективность и надежность доставки нефти из районов добычи в районы переработки являются основными критериями оценки функционирования трубопроводного транспорта.
2.3. Назначение насосного агрегата НМ 10000-210
Насосная станция - наиболее сложное
и ответственное звено
Эффективная эксплуатация насосных станций – один из важнейших вопросов нефтепроводного транспорта. Достаточно лишь выделить вопрос об экономии электроэнергии на перекачку. Ведь насосные агрегаты нефтепроводов – это весьма энергоёмкое мощное оборудование , в процессе работы которого затрачиваются миллиарды киловатт-часов электроэнергии.
Одним из главных элементов насосной станции являются насосные агрегаты, которые передают энергию перекачиваемой жидкости , благодаря чему осуществляют её движение по трубопроводу .
Насосным агрегатом называется агрегат, состоящий из насоса и приводящего его в движение двигателя , соединённых между собой .
На насосных станциях
магистральных нефтепроводов
В связи с этим одна из главных задач эксплуатации насосного оборудования нефтепроводов – получение максимального к.п.д. насосов в любой момент времени.
Агрегат нефтяной электронасосный центробежный магистральный типа «НМ» на подачи 10000 м3/ч предназначен для транспортирования по магистральным трубопроводам нефти с температурой до 80*С, кинематической вязкостью не более 3см2/с, с содержанием механических примесей по объёму не более 0,05% и размером не более 0,2мм .
Насос – это устройство, в котором внешняя механическая энергия преобразуется в энергию перекачиваемой жидкости, в результате чего осуществляется её напорное перемещение. Насосы изготовлены по 1 группе надёжности ГОСТ6134-71 в климатическом исполнении УХЛ, категории размещения 4 ГОСТ15150-69 .
Наименование показателей . Насоса |
НМ10000 - 210 |
Подача , м3/ч |
10000 |
Напор , м |
210 |
Допускаемый кавитационный запас , м |
65 |
Частота вращения , об/мин |
3000 |
Предельное давление , кгс/см2 |
75 |
Мощность (r=860кгс/см2) , кВт |
5550 или 7900 |
К . П . Д. (на воде) ,% |
89 |
Утечка через одно концевое уплотнение ,л/ч |
0,3 |
Давление в камере уплотнения ,кгс/см2 |
55 |
Габаритные размеры (длинна х ширина х высота) , мм |
2505х2600х2125 |
Уровень звука на опорном радиусе 3м , дБА , не более |
100 |
Двигатель |
CТД |
Напряжение , В |
10000 |
Мощность , кВт |
6300 ;8 000 |
Частота вращения , об/мин |
3000 |
Род тока |
переменный |
Масса в сборе, кг |
26000 ; 27530 |
Принцип действия насоса
Насос НМ 10000-210 – центробежный горизонтальный с двухсторонним подводом жидкости к рабочему колесу и двухзавитковым спиральным отводом жидкости от рабочего колеса. Этот насос разработан специально для нефтяной промышленности и предназначен для транспортировки нефти и нефтепродуктов с температурой 268 – 353 К, кинематической вязкостью до 3х10- 4 м2/с , содержанием механических примесей до 0,06% по объёму с размером частиц до 0,2 мм.
Входной и напорный патрубки насоса , направленные в противоположные стороны от оси насоса , расположены в нижней части корпуса , что обеспечивает удобный доступ к ротору и внутренним деталям насоса без отсоединения патрубков от технологических трубопроводов . Входной и напорный патрубки присоединяются к технологическим трубопроводам сваркой .
Базовой деталью насоса является корпус с горизонтальной плоскостью разъёма и лапами, расположенными в нижней части .
2.5. Корпус насоса
Конструкция корпуса насоса зависит от трёх основных факторов:
давления, температуры и свойств перекачиваемой жидкости. Для нефтяных насосов наибольшее распространение получили корпуса с осевым разъёмом.
Большая часть современных магистральных насосов имеет корпус в виде спирали вокруг колеса , так называемый спиральный корпус .
Корпус спирального типа выполняется разъёмным по горизонтальной плоскости и состоит из двух половин: верхней (крышки корпуса) и нижней.
Такая конструкция позволяет легко и быстро разбирать насо , для чего достаточно снять верхнюю половину корпуса и поднять ротор , предварительно освободив его от подшипников , внутренние отверстия корпуса и отверстий под концевые уплотнения растачивают в собранном корпусе .
Наличие горизонтального разъёма позволяет производить разборку насоса без отсоединения трубопроводов.
в верхней части корпуса насоса имеется отверстие для выпуска воздуха при заполнении насоса перекачиваемой жидкостью, а в нижней – отверстие для слива при разборке насоса.
Корпуса современных насосов представляют собой стальные отливки сложной формы, в которых выполнены подводящие полости – подводы , отводы и переводные каналы .Корпус насоса выполнен из стали 25Л-|| или 20Л-|| . В нижней части корпуса расположены входной и напорный патрубки и опорные лапы .
Отливка корпусных деталей должна обеспечивать высокую точность геометрических размеров и чистоту поверхностей проточной части . Вся внутренняя полость корпуса насоса при работе заполнена перекачиваемой жидкостью и находится под давлением , поэтому механическая прочность корпуса проверяется гидравлическими испытаниями .
Корпуса современных магистральных насосов типа НМ рассчитаны на предельное рабочее давление 7,5 МПа.
Крышка корпуса крепится к нижней части шпильками , обеспечивающими контактное уплотняющее усилие по плоскости разъёма , которая уплотняется прокладкой толщиной 0,5 – 1 мм.
Для транспортировки
насоса в крышке имеются
2.6. Ротор насоса
Ротор насоса – отдельная сборочная единица , определяющая динамическую устойчивость работы насоса , его надёжность , долговечность и экономичность Ротор насоса состоит из вала с насаженными на него рабочим колесом, защитными втулками , дистанционными кольцами и крепёжными деталями .
Вал предназначен для передачи момента вращения от электродвигателя к рабочему колесу, неподвижно закреплённому на валу при помощи шпонок и установочных гаек. Правильная установка ротора в корпус в осевом направлении достигается подгонкой толщины дистанционного кольца . Ротор насоса центруется перемещением корпусов подшипников с помощью регулировочных валков , после чего корпуса подшипников штифтуются .
Опорами ротора
являются подшипники
Для восприятия остаточных неуравновешенных сил служит радиально-упорный сдвоенный шарикоподшипник с принудительной смазкой . Концевые уплотнения ротора механические , рассчитаны на рабочее давление 4,9 МПа .
Конструкция торцевого уплотнения допускает разборку и сборку насоса без демонтажа крышки насоса и корпусов подшипников . Герметизация торцовых уплотнений обеспечивается плотным прилеганием неподвижного кольца к вращающемуся кольцу за счёт гидростатического давления жидкости .
Максимальный диаметр вала насоса выбирается в месте посадки рабочего колеса , а к концам диаметр вала ступенчато уменьшается . Посадочные размеры вала обрабатываются по второму классу точности .
Валы нефтяных насосов изготовляют из сталей 40Х(ГОСТ 4543-71) и 30Х1(ГОСТ5632-72) .
Основной элемент ротора и насоса - рабочее колесо , в котором механическая энергия , получаемая от электродвигателя , преобразуется в гидравлическую энергию перекачиваемой жидкости .
На насосах НМ 10000-210 применяется рабочее колесо с двухсторонним входом которое выполняется цельнолитым и представляет собой как бы два колеса с односторонним входом , сложенные основными дисками . Это колесо имеет один основной и два передних диска .Основное достоинство таких рабочих колёс - их хорошая осевая уравновешенность .
Вращение от ротора электродвигателя к насосу передаётся с помощью зубчатой муфты с проставкой между внешними обоймами . При снятии проставки демонтаж зубчатой муфты и торцовых уплотнений обеспечивается без снятия крышки корпуса и электродвигателя .
Если в качестве привода используется двигатель в обычном исполнении , насос и двигатель устанавливаются в изолированных друг от друга помещениях . Помещения изолируются с помощью воздушной завесы , образующейся в щелевом зазоре между зубчатой втулкой электродвигателя и воздушной камерой при подаче в камеру сжатого воздуха . Минимальный перепад давления между воздушной камерой и помещением насосной 0,03 м.
Чтобы повысить экономичность
работы насосов , в период поэтапного
освоения нефтепроводов
Подачи, % от номинальной. | ||
50 |
70 |
125 |
Частичные подачи, м3/ч . | ||
5000 |
7000 |
12500 |
Насос и электродвигатель могут быть установлены на отдельных фундаментных рамах или на общей плите . Конструкцией насосов предусмотрены места для установки приборов дистанционного контроля температуры подшипников , утечек жидкости через концевые уплотнения ротора , температуры перекачиваемой жидкости , давления на входе и выходе насоса .
2.7. Монтаж, подготовка к пуску и опробование насосного агрегата
НМ 10000 – 210
Надёжная работа насосных агрегатов во время эксплуатации во многом зависит от того , как проведены их первоначальный монтаж , наладка и предпусковые испытания .
Перед началом монтажных работ необходимо ознакомиться со схемами, чертежами и инструкциями по монтажу устанавливаемого оборудования, подготовить необходимый комплект слесарно-монтажного и контрольно-измерительного инструмента .
Место установки насоса должно иметь свободный доступ для его осмотра и ухода за ним во время эксплуатации, а также для сборки и разборки. Фундамент насоса должен быть прочным и устойчивым, чтобы насосный агрегат не вибрировал. Затем производится ревизия насоса. С поверхностей и деталей насоса удаляется консервация и заменяется на тонкий слой жидкого масла . Снимают крышку насоса , вскрывают подшипники и тщательно очищают и промывают в керосине торцовые уплотнения, уплотнения рабочих колёс и вкладышей подшипников.
Проверяют зазоры по вкладышам подшипников, осевое и радиальное расположение ротора насоса. После проведения подготовительных работ производят подгонку шпонок к пазам вала электродвигателя и втулке зубчатой муфты . Предварительно нагретая в кипящей масляной ванне втулка зубчатой муфты напрессовывается на вал электродвигателя , затем надевают втулку зубчатой муфты на вал насоса и закрепляют гайкой .
Насос и электродвигатель устанавливают на фундаменте по высоте и по осям в плане таким образом , чтобы обеспечивалось расстояние между фундаментом и нижними плоскостями фундаментных рам не менее 65 мм для последующей возможной подливки бетонов .
Расстояние между
торцами валов измеряется при
среднем положении ротора
Предварительную центровку электродвигателя с насосом с точностью до 0,03мм осуществляют с помощью специального приспособления и набора металлических прокладок .
Фундаментные шпильки предварительно отцентрованного агрегата затягивают с моментом сил 9Дж . Фундаментные рамы заливают бетоном и после его затвердевания шпильки окончательно затягивают с моментом сил 12Дж .Если насос отклонился от горизонтали , под его лапы подкладывают металлические подкладки и окончательно центруют агрегат .
К входному и напорному патрубкам установленного на фундаменте насосного агрегата приваривают технологический трубопровод.
Во избежании возникновения воздушных мешков во входном трубопроводе насос рекомендуется устанавливать с максимально коротким входным трубопроводом , который должен иметь небольшой уклон от насоса .
После сварки проверяют
качество сварных швов и испытывают
насос совместно с
После присоединения к насосу вспомогательных трубопроводов разгрузки, слива утечек ,подвода и отвода масла проверяют центровку агрегата
Если электродвигатель
При установке воздушной камеры необходимо тщательно выдержать зазор между воздушной камерой и зубчатой втулкой электродвигателя и убедиться достаточен ли зазор между воздушной камерой и торцовой крышкой зубчатой муфты при смещённом в сторону возбудителя роторе электродвигателя .
Информация о работе Насосные агрегаты нефтеперекачивающих станций