Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как отрасль материального производства транспорт имеет свои особенности. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя продукцию всех отраслей хозяйства к месту потребления.
Центральный район обслуживается сложной и разветвленной транспортной системой, представленной всеми видами транспорта. Ядром этой системы является Московский транспортный узел. В узле 11 радиально расходящихся электрифицированных железных дорог, которым принадлежит ведущее место.
Данный
район обслуживается
Транспорт как одна из составляющих отраслей народного хозяйства находится в глубоком кризисном состоянии. За годы реформ все российские перевозчики, за исключением городского пассажирского транспорта и легковых автомобилей, резко сократили объем работ. Обновление парка подвижного состава ведется крайне низкими темпами. Отечественный перевозчик активно вытесняется с внешне торговых маршрутов, в частности, сокращается доля автоперевозок во внешнеторговых связях.
Наиболее значимыми по размерам перевозок грузов транспортом общего пользования являются три его вида – железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, на каждый из которых приходится примерно по 30% объема перевозок. Без трубопроводного транспорта объемы перевозок конкурирующими видами транспорта – автомобильным и железнодорожным – достигают 50 и 42 %. При общем спаде объемов перевозок за годы реформ их уменьшение на железнодорожном транспорте происходило более замедленными темпами, чем на автомобильном – с 1990 по 19997 г. в 1,5 и 3,9 раза соответственно. В результате в структуре перевозок перераспределяются их доли в пользу железнодорожного и трубопроводного транспорта; идет плавное падение доли в перевозках автомобильным транспортом: за 8 лет она сократилась с 42,9 до 29,5%.
Хотя снижение уровня перевозочной работы на железнодорожном транспорте продолжается, тем не менее, динамика показателей меняется в положительную сторону. По оперативной номенклатуре грузов, включенных в план МПС, заявки грузоотправителей выполнены почти по всем 40 грузам кроме угля, железной руды, строительных грузов и вагонов со сборными грузами. На большинстве дорог наблюдалась тенденция к росту погрузочной работы: за 1997 год темпы ее снижения составили 2,7% по сравнению с 11,4% в 1996 году.
Продолжилось
сокращение эксплуатационного парка:
электровозов на 9,5% тепловозов на 15,7% при
падении объемов работ
Система организации перевозок грузов в контейнерах не обеспечивает их конкурентоспособности с другими видами транспорта. Повышению эффективности контейнерного парка способствовала бы передача хозяйственных функций во вновь создаваемую компанию, с перспективой ее акционирования, что позволило бы упорядочить перевозки экспортно-импортных и транспортных грузов и увеличило бы их объем. Контейнерный парк стареет и пополняется медленно. Совершенствование перевозок грузов в контейнерах, например по Транссибу, предусматривает эффективную технологическую связь с морскими портами.
Финансово экономические проблемы на железнодорожном транспорте являются главными в настоящее время и на ближайшую перспективу. Для отрасли характерно стабильное поступление налогов. Несмотря на низкий уровень платежей клиентуры за перевозки и почти 3 млрд. руб. задолженности силовых министерств, улучшено положение с платежами в федеральный бюджет.
С
завершением в России демонтажа
жесткой административной системы
стала очевидной слабость позиций
полного невмешательства
На транспорте в рамках стратегии создания свободного рынка, основанного на механизмах рыночного регулирования, проводятся приватизация и акционирование, создается конкурентная среда за счет дезинтеграции отдельных предприятий и видов транспорта. Но в большинстве случаев итогом деятельности по реформированию транспорта является потеря им многих позиций не только на международном, но и на внутреннем рынке транспортных услуг. приобретает актуальность идея формирования системы управления, основанной на поддержании баланса интересов всех сторон, имеющих отношение к транспорту, прежде всего пассажиров, грузовладельцев и государства, а также регионов, городов, предпринимателей. Действенность системы зависит также от многих других факторов, в числе которых – государственный бюджет, задачи отдельных федеральных ведомств, международные обязательства России, безопасность транспорта, его влияние на окружающую среду. Совокупность этих факторов и составляет общественный интерес, регулятором которого должна быть межведомственная координация.
В силу инфраструктурного характера транспорт в большей степени, чем другие отрасли, требует государственного регулирования. Развитые страны накопили достаточный опыт государственного регулирования экономики, в том числе транспорта. Однако попытки механического перенесения опыта одной страны в практику другой нецелесообразны, так как не учитывают национальных особенностей. Для отечественной транспортной системы такое заимствование зарубежного опыта может привести к окончательной потере позиций, как на внешнем, так и на внутреннем транспортном рынке.
В
современных условиях основная проблема
– создание базы для стабильного
финансирования транспортных проектов
и программ. По мере развития рыночных
реформ роль государства как
В
отрасли перешли на тендерную
систему бюджетных и
Центральной проблемой на железнодорожном транспорте является создание концепции структурной перестройки, включающей вопросы приватизации ряда предприятий, создание условий равного доступа для перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта, образование крупнейших операторских компаний собственников грузового подвижного состава.
В
1997 году из множества концепций
За годы реформ попытки приватизировать, акционировать железные дороги предпринимались неоднократно. Хотя в 1994 году они были причислены к естественным монополиям, а в 1995 году государственная собственность была подтверждена законом о федеральных железных дорогах, проблема возникает вновь.
Между тем железнодорожный транспорт – крупнейший после Газпрома налогоплательщик. Кроме того, железные дороги – практически единственная транспортная отрасль, которая сохранила высокую степень управляемости.
Основными доводами в пользу реформ на транспорте являются необходимость создания конкуренции в МПС и лишение железных дорог монополизма. Конкурентное поле должно возникнуть в результате обособления грузовых и пассажирских перевозок в специально создаваемых компаниях, находящихся в государственной собственности.
При
реализации структурных преобразований
на железнодорожном транспорте недопустимо
ухудшение финансово-экономического положения
в отрасли, дробления финансовых потоков,
что обусловлено особенностями функционирования
данного вида транспорта. К ним относятся
значительные размеры территории России
и низкий уровень ее транспортной обеспеченности
по сравнению с другими странами; размещение
основных видов сырьевых ресурсов в восточной
части страны, а производства – в европейской,
что определяет направления грузопотоков
и роль железнодорожного транспорта в
качестве основного.
15 мая 1998 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации №448, утверждающее концепцию структурной реформы федерального железнодорожного транспорта. В ней говорится о необходимости проведения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, основной целью которой является снижение совокупных затрат на перевозки железнодорожным транспортом на основе:
Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие конкуренции на железнодорожном транспорте. Между тем специфика российских железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения грузов на значительные расстояния железные дороги, по существу, не конкурируют с другими видами транспорта, практически невозможна и конкуренция при перевозках грузов по параллельным направлениям.
Кроме того, при проведении структурной реформы федерального железнодорожного транспорта должны учитываться следующие условия:
Часть
видов деятельности, осуществляемая
в системе железнодорожного транспорта,
является монопольной. Причем по причинам
технологического характера этот монополизм
не может быть преодолен традиционными
рыночными методами. Это делает необходимым
выделение на железнодорожном транспорте
производственно-
К
монопольному производственно-
-инфраструктура железнодорожного транспорта;
-услуги,
оказываемые предприятиями и
организациями инфраструктуры
-технические
и информационные системы,
Информация о работе Общая характеристика транспортного комплекса России