Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 02:22, реферат
В процессе проведения эксперимента измерения различ¬ных показателей не могут быть выполнены абсолютно точно, поскольку сами измерительные приборы, инстру¬менты имеют определенную погрешность. Погрешности измерении возникают также вследствие несовершенства методов и средств измерений, недостаточно тщательного проведения опыта, влияния различных неучтенных фак-торов в процессе опыта, субъективных особенностей экс-периментатора.
1. Введение …..
2. Промахи и грубые погрешности.
3. Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история развития
4. Вывод
5. Список литературы.
Кроме того,
если испытуемый полагает, что
экспериментатор им
Таким образом, и мотивация саморепрезентации, и мотивация социального одобрения (вопреки первоначальной гипотезе Кристиансена) равно актуализируется у испытуемых в психологическом эксперименте.
Для контроля
влияния личности испытуемого
и эффектов общения на
1. Метод "плацебо вслепую", или "двойной слепой опыт". Контролируется эффект Розенталя (он же - эффект Пигмалиона). Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура проводится в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа получает "нулевое" воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. Этот план позволяет элиминировать и эффект ожиданий испытуемого, и эффект ожиданий экспериментатора.
Психофармаколог Х.К. Бичер исследовал с помощью этого экспериментального плана влияние морфия на болевую чувствительность. Работая по схеме "плацебо вслепую", он не смог различить данные контрольной группы от данных экспериментальной. Когда же он провел эксперимент традиционным способом, то получил классические различающиеся кривые.
"Двойной слепой опыт" контролирует эффекты Розенталя и Хотторна.
2. "Метод обмана". Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. При его применении возникают, естественно, этические проблемы, и многие социальные психологи гуманистической ориентации считают его неприемлемым.
Экспериментатор придумывает ложные цели и гипотезу исследования, независимые (ортогональные) от основных. Выдуманные цель и гипотеза сообщаются испытуемому. Содержание ложной гипотезы варьирует в зависимости от характера эксперимента: могут применяться как простые гипотезы "здравого смысла", так и сложные теоретические конструкции, которые получили название "когнитивные плацебо".
Возможным
вариантом "метода обмана" является
простое сокрытие истинных
3. Метод "скрытого"
эксперимента. Часто применяется
в полевых исследованиях, при
реализации так называемого "
Здесь очень
велика опасность всяческих
злоупотреблений со стороны
Главная трудность
проведения такого эксперимента
- учет неконтролируемых
Метод "естественного
эксперимента", предложенный А.Ф.
Лазурским, является одной из
модификаций этого
4. Метод независимого
измерения зависимых
например, при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого.
5. Контроль восприятия испытуемым ситуации. Обычно для этого применяется предложенная Орне схема постэкспериментального интервью. Кроме того, используются меры для того, чтобы учитывать или контролировать отношение испытуемого к экспериментатору и эксперименту, понимание им инструкции, принятие целей исследования. К сожалению, данные, получаемые при постэкспериментальном опросе, позволяют лишь отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации результатов эксперимента, когда уже ничего нельзя исправить.
Как всегда, следует помнить, что нет абсолютного метода и приема, все они хороши или плохи в зависимости от конкретной ситуации. Ни один не дает абсолютно достоверного знания.»[5]
Таким образом,
социально-психологический
Вывод
Все вышеизложенное показывает, что любой результат эксперимента должен восприниматься критически и многократно проверяться. Лучше перепроверку осуществлять в другое время дня или, если есть возможность, по истечении нескольких дней.
После завершения всех серий эксперимента исследователь принимает то или иное решение: признать основную часть работы законченной; провести дополнительный информации и отбор материала с целью подтверждения гипотезы; признать работу неудавшейся и. т. д, Если самостоятельные опыты продолжаются длительное время, рекомендуется проводить периодически их обсуждение в научном коллективе. Это позволяет скорректировать ход эксперимента, направить его в требуемое русло.
Список Литературы
професора В.И. Крутова и доцента В.В. Попова (Москва Высшая школа 1989 год.)