Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 02:01, реферат
Различают относительные и абсолютные специальности. Относительными может овладеть каждый человек. Абсолютные специальности представляют особые, более высокие требования, и поэтому они не всем доступны. К ним относятся работа летчиков, космонавтов, подводников, водителей автомобилей и других наземных транспортных средств, операторов сложных систем управления и некоторые другие. Именно к абсолютным специальностям особенно необходимо определять пригодность человека, что является задачей профессионального отбора.
Профессиональный отбор - это система мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности.
Различают относительные и абсолютные специальности. Относительными может овладеть каждый человек. Абсолютные специальности представляют особые, более высокие требования, и поэтому они не всем доступны. К ним относятся работа летчиков, космонавтов, подводников, водителей автомобилей и других наземных транспортных средств, операторов сложных систем управления и некоторые другие. Именно к абсолютным специальностям особенно необходимо определять пригодность человека, что является задачей профессионального отбора.
Профессиональный
подбор - часть профессионального
отбора. Его задачей является выявление
лиц, которые по своим индивидуальным
особенностям наиболее соответствуют
отдельным видам той или иной
деятельности в рамках конкретной специальности.
Определение пригодности
Профессиональные отбор и подбор включают в себя:
Подавляющее большинство
дорожно-транспортных происшествий происходит
по вине водителей. В основе их ошибочных
действий лежат не только недостаточно
выработанные навыки в управлении автомобилем,
но и ограниченные психофизиологические
возможности. Люди различны по своим индивидуально-психологическим
свойствам, а следовательно, по психофизиологическим
возможностям за рулем автомобиля. Дисциплинированный,
старательный водитель в сложной дорожной
ситуации может допустить ошибку в управлении
автомобилем, если его психофизиологические
возможности ограничены. Этот недостаток
обычно не проявляется в простых условиях
вождения автомобиля. В сложных условиях
он может компенсироваться опытом водителя.
Когда дорожная обстановка требует от
водителя максимального использования
его возможностей в правильном и точном
восприятии, в распределении и переключении
внимания, в быстрых, точных реакциях и
проявлении волевых действий, эти качества
могут оказаться недостаточными, и водитель
допускает "ошибку", т. е. в создавшейся
ситуации он не способен найти правильное
решение. Возникает дорожное происшествие.
Для правильной оценки действий водителя,
анализа и заключения о причинах происшествия
необходимо знание его психофизиологических
особенностей, которые следует рассматривать
как составную часть мастерства вождения
автомобиля.
Установлено, что по вине водителей, которые
допустили много нарушений, происходит
в пять раз больше дорожно-транспортных
происшествий, чем по вине водителей, редко
допускающих ошибки. В США подсчитали,
что если таких водителей отстранять от
управления автомобилем, то число убитых
на автомобильных дорогах страны в год
значительно сократится.
Известно, что лица, предрасположенные
к дорожно-транспортным происшествиям,
могут быть выявлены специальными методами
психофизиологического обследования.
Такие обследования проводятся в ряде
стран и включают оценку психомоторных
реакций, дневного и ночного зрения, координации
движения, способности определять скорость
и др. В Австрии были проведены 4282 психофизиологических
экспертизы на пригодность водителей
к управлению автомобилем. Оказалось,
что полностью пригодны к управлению автомобилем
78,5% водителей, временно непригодны - 13,4%
и полностью непригодны - 8,1 %. Общий процент
признанных непригодными к управления
автомобилем - 21,5%. Важность использования
методов психофизиологического обследования
водителей среди мероприятий, проводимых
по безопасности движения, также свидетельствует
о необходимости проведения профессионального
отбора. Однако отбор желающих получить
профессию водителя по данным психофизиологических
обследований встречает ряд трудностей.
Следует учесть, что оценка профессиональных
способностей должна базироваться не
только на разностороннем обследовании
психических процессов, но и на изучении
особенностей личности. Кроме того, эти
данные могут изменяться под влиянием
различных воздействий. Поэтому делать
предсказания о способностях человека
к управлению автомобилем по данным однократного
психофизиологического обследования
очень трудно.
Заключение о непригодности
к управлению автомобилем может быть дано
лишь при значительном отклонении показателей
от установленных норм в результате ряда
обследований при поступлении в школу
водителей.
Ряд отечественных психофизиологов, работающих
в области безопасности движения, считают,
что обучаться и выполнять работу водителя
может каждый здоровый человек. Поэтому
в основе оценки пригодности человека
к водительской профессии должен лежать
принцип не отбора, а подбора водителей
для работы на автомобилях различного
назначения в зависимости от сложности
управления ими и индивидуально-психологических
качеств будущих водителей.
Подбор должен осуществляться с помощью
специального психофизиологического
обследования до обучения. В результате
обследования должно быть сделано заключение
и дана рекомендация о целесообразности
использования будущего водителя. Например,
работа на автомобиле "скорой помощи",
оперативных и пожарных автомобилях или
работа только на грузовых автомобилях
в карьерах, в поле и т. п.
Изучение индивидуально-психологических
особенностей водителя в процессе его
деятельности должно проводиться прежде
всего с целью решения вопроса о характере
его работы (работа в городе или на междугородных
перевозках, тип автомобиля, время суток,
продолжительность рабочей смены, важность
задания).
Следует учитывать, что отрицательные
психологические особенности водителя
могут компенсироваться другими качествами
и проявляться лишь в сложных дорожных
ситуациях, поэтому целесообразны периодические
обследования водителя с использованием
специальных тренажеров с имитацией различных
аварийных ситуаций.
Умение водителя действовать в аварийных
ситуациях должно явиться основным критерием
оценки мастерства водителя. Такую проверку
целесообразно проводить после длительных
перерывов в работе (например после болезни,
отпуска, длительного ремонта автомобилей
и т. п.), в течение которых происходит разрушение
выработанных профессиональных навыков
в управлении автомобилем, чего, как правило,
водитель не замечает. Эта проверка также
необходима при переходе на работу на
специализированные автомобили (пожарные,
оперативные, "скорой помощи").
В связи с этим необходимо подчеркнуть,
что при экзамене на получение высшего
класса важны не только знания водителя
по устройству и оборудованию автомобиля,
но и мастерство безопасного движения,
которое может характеризоваться данными
специального обследования на тренажере,
так как опыт водителя далеко не всегда
определяет его умение действовать в аварийной
обстановке, что должно являться основным
критерием мастерства управления автомобилем.