Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:30, курсовая работа
Основными задачами при расчете теплового двигателя является: определение его основных размеров; определение сил, действующих на детали КШМ механизма; оценка топливо экономических показателей двигателя.
Для этого производится тепловой расчет, кинематические и динамические показатели, а так же строится скоростная характеристика расчетным способом.
Основными задачами при расчете теплового двигателя является: определение его основных размеров; определение сил, действующих на детали КШМ механизма; оценка топливо экономических показателей двигателя.
Для этого производится тепловой расчет, кинематические и динамические показатели, а так же строится скоростная характеристика расчетным способом.
Расчетным режимом является номинальная мощность и номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя.
1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ОБЗОР
Двигатель Д-50 Минского тракторного завода представляет собой четырёхтактный четырёхцилиндровый дизель водяного охлаждения с разделённой камерой сгорания (вихревая камера).
Цилиндры
двигателя расположены
Расположение клапанов - верхнее, по одному впускному и выпускному клапану на каждый цилиндр.
Система охлаждения - открытого типа. Охлаждение двигателя с принудительной циркуляцией воды, осуществляемой центробежным насосом. Для регулировки температуры полы в системе охлаждения установлен термостат.
Система смазки двигателя - комбинированная, с масляным поддоном. Масло очищается полнопоточной реактивной центрифугой.
Для
очистки воздуха имеется
Очистка топлива осуществляется двумя соединенными последовательно пластинчатыми фильтрами грубой очистки и фильтром тонкой очистки, состоящим из трех сменных элементов из хлопчатобумажной пряжи.
Регулятор числа оборотов коленчатого вала - всережимный. Запуск двигателя осуществляется электростартером. Для облегчения запуска имеются свечи накаливания и декомпрессионный механизм.
Муфта сцепления на двигателе отсутствует.
Независимый отбор мощности не предусмотрен и с носка коленчатого вала не допускается.
Двигатель Д-50 рекомендуется устанавливать на экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, самоходные катки, самоходные краны, асфальтоукладчики, распределители строительных материалов, ремонтеры.
Таблица
1.1
Технические
характеристики дизелей водяного охлаждения
базовых модификаций двигателя
Д-260Т: дизелей Д-50, Д-240, СМД-80
Показатели | Д-50 | Д-240 | Д-260Т | СМД-80 | |
Завод-изготовитель | Минский моторный завод | Минский моторный завод | Харьковский завод тракторных двигателей | ||
Тип дизеля | Четырехтактный с непосредственным впрыском топлива | ||||
Тип камеры сгорания | Полузакрытая дельтовидная в поршне | Открытая торообразная в поршне | |||
Число и расположение цилиндров | 4Р, вертикальное | 6Р, вертикальное | 8-V-90° | ||
Степень сжатия | 16 | 16 | 16 | 15 | |
Эксплуатационная / номинальная мощность, л.с. (кВт) | 45/50 | 75/77 | 145/150 | 250/265 | |
Частота
вращения, об/мин:
номинальная при Мкр max |
1600 1000 |
2200 1400 |
2200 1500 |
2100 145-1650 | |
Максимальный
крутящий момент, кгс·м
(Н·м) |
25 (245) |
28 (274) |
52,9 (518) |
98 (960) | |
Запас крутящего момента, % | 12 | 12 | 12 | 15 | |
Сухая масса двигателя, кг | 400 | 430 | 550 | 1100 | |
Габаритные размеры (длина×ширина×высота), мм | 1021×656×
×1195 |
985×680×
×1270 |
1250×615×
×1230 |
1130×950×
×1210 | |
Материал
вкладышей:
коренных шатунных |
АО-20 АО-20 |
АО-20 АО-20 |
АО-20 АО-6 |
АО-20 АО-6 | |
Тип турбокомпрессора | Отсутствует | Отсутствует | ТКР-8,5 | ТКР-11Н | |
Давление
наддува, кгс/см2
(МПа) |
- - |
- - |
1,5-1,65 (0,15-0,165) |
1,6-1,7 (0,16-0,17) | |
Тип коленчатого вала | Пятиопорный, плоский, кованый, с разъемными противовесами | Семиопорный, объемный, кованый, с отсъмными противовесами, с развалом колен 120° | Пятиопорный, объемный, кованый, с цельными противовесами, с развалом колен 90° | ||
Клапанный механизм | Двухклапанный с плоским толкателем | Двухклапанный с плоским толкателем | Двухклапанный с плоским толкателем и одним кулачковым валиком | ||
Топливный насос высокого давления (с подкачивающим и ручным насосами) | УТН-5 четырехсекционный, рядный | УТН четырехсекционный, рядный | УТН шестисекционный, рядный | НД22/8Б5 двухсекционный, распределительного типа, с автоматической муфтой опережения впрыска | |
Регулятор | С пусковым обогатителем | Автоматическим пусковым обогатителем | С пусковым обогатителем | ||
Угол
предварения впрыска, град
Топливные фильтры: предварительной очистки тонкой очистки |
20 ФГ-25 ФТ-105 с двухступенча-тыми бумажными фильтрующими элементами |
26 ФГ-25 Одноступенчатый с тремя сменными бумажными элементами типа БФДТ |
29 ФГ-75 ФТ-150 с
двухступенчатым фильтрующим |
23-25 ФГ-75 ФТ-150 с
двухступенчатым фильтрующим элементом | |
Форсунки | ФШ6-2, закрытого типа с фиксирован-ным однодырчатым распылителем | ФД-22, закрытого типа с фиксиро-ванным четырех-дырчатым распылителем | ФД-22, закрытого типа с фиксиро-ванным четырех-дырчатым распылителем | ФД-22, закрытого типа с фиксиро-ванным четырех-дырчатым распылителем | |
Давление впрыска, кгс/см2 (МПа) | 135+5 (13,6-1) |
175+5 (17,2+0,5) | 175+5 (17,2+0,5) | 175+5(14,7+0,5) | |
Воздухоочиститель | Сухого типа: мультициклон с эжекционным отсосом пыли, основной и предохраните-льный фильтр-патроны | Инерционно-масляного типа:моноциклон противоточного типа и инерцион-но-масляная ступень | Сухого типа: мультициклон с эжекционным отсосом пыли, основной и предохраните-льный фильтр-патроны | Инерционно-масляного типа: моноциклон противоточного типа и инерционно-масляная ступень | |
Применяемое
масло:
летом зимой |
ДС-11 ДС-8 |
М-10Г2 М-8Г2 |
М-10Г2 М-8Г2;М-8Д |
М-10Г2;М-10Д М-8Г2;М-8Д | |
Система смазки | Комбинированная, под давлением от масляного насоса и разбрызгиванием | ||||
Маслоохладитель (воздушно-масляный радиатор) | Двухрядный | Двухрядный | Секционный, трубчатый, пластинчатый | Двухрядный | |
Масляный насос (шестеренный с приводом от коленчатого вала) | Односекционный | Односекционный | Односекционный | Односекционный | |
Подача насоса, л/мин | 36 | 36 | 67 | 108 | |
Масляный фильтр (пол-нопоточная масляная центрифуга) | Бессопловая, 3 типоразмера | Бессопловая, 3 типоразмера | Бессопловая, 3 типоразмера | Реактивная, V типоразмера. Дополнительно перед турбокомп-рессором устанав-ливают масляный сетчатый фильтр | |
Объем системы смазки, л | 15 | 15 | 13 | 30 | |
Давление в системе смазки, кгс/см2 (МПа) | 1-2 (0,1-0,2) | 2,5-3 (0,25-0,3) | 2,5-4 (0,25-0,4) | 2,5-4 (0,3-0,5) | |
Расход
масла в процентах к расходу
топлива
в том числе на угар |
1,5 0,8 |
2 0,8 |
1,5 0,8 |
1,6 0,8 | |
Система
охлаждения:
тип |
Жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией воды | ||||
подача насоса, л/мин | 150 | 120 | 320 | 440 | |
объем системы, л | 20 | 19 | 31 | 64 | |
Регулирование теплового состояния | Термостатичес-кое и шторкой перед радиато-ром | Автоматическое
с помощью отклю-чаемого |
Термостатичес-кое и шторкой перед радиато-ром | Термостатическое и шторкой перед радиатором | |
Контроль теплового состояния | Температура воды и масла на выходе из дизеля не выше 100°С | ||||
Вентилятор:
тип |
Осевой, всасывающего типа, с клиноременным приводом, шестилопастной | ||||
диаметр, мм | 510 | 460 | 510 | 680 | |
производительность, м3/г | 12000 | 5300 | 13800 | 19900 | |
Пусковое устройство | Электростартёр СТ 212 | Электростартер
СТ 212А с электрофакель-ным |
Электростартер
СТ 212А с электрофакель-ным |
Электростартер
СТ-103 | |
Устройство предпусковой подготовки | ПЖБ-22 | ПЖБ-220А | ПЖБ-200А | ПЖД-44 | |
Срок службы дизеля, мотто-часов | 4000 | 6000 | 6000 | 6000 | |
Гаситель крутильный колебаний | Демпфер жидкостного трения |
При
тепловом расчете вновь проектируемого
двигателя предварительно рассчитывают
параметры действительного
Исходными данными для расчета являются: Ре - мощность (номинальная), nн - частота вращения (номинальная), e - степень сжатия.
В
ходе расчета необходимо задаваться
некоторыми коэффициентами, принимая
во внимание данные по существующим двигателям.
Причем, следует обратить внимание,
что результаты расчета двигателя
значительно зависят от совершенства
оценки принятых коэффициентов, учитывающих
особенности проектируемого двигателя.
ИСХОДНЫЕ
ДАННЫЕ:
Номинальная мощность: 36,8 кВт
Номинальная частота вращения: 1600 мин-1
Число и расположение цилиндров: 4-Р
Степень сжатия: 16
S/D = 1,137
D = 110 мм; S = 125 мм
Рабочий объём: 4,75 л
Скорость поршня: 6,7 м/с
Среднее эффективное давление при ном. мощности: 0,581 МПа
Минимальный удельный расход топлива: 265 г/кВт*ч
Зададимся значениями: То; ро; Тr ; рr; DТ; ра.
Температура То и давление ро окружающей среды принимаются в соответствии со стандартными атмосферными условиями:
То=273+25=298 К; ро = 0,1 МПа.
Температура Тr и давление рr остаточных газов зависят от частоты вращения и нагрузки двигателя, сопротивления выпускного тракта, способа наддува.
Для двигателей с газотурбинным наддувом:
рr=(0,75…0,95)рк,,
давление наддувочного воздуха рк для существующих двигателей:
рк=(1,5…2,2)ро
рк=2·0,1=0,2
pr=0,2·0,8=0,16
Температура остаточных газов зависит в основном от коэффициента избытка воздуха a, степени сжатия e, частоты вращения коленчатого вала, нагрузки. Значения Тr для дизельных двигателей - 600…900 К, выберем Тr = 600 К.
DТ - степень подогрева свежего заряда во впускном тракте принимается в следующих пределах:
для двигателей с наддувом - 0…10 ; выберем DТ = 100.
Давление в конце впуска ра принимается из следующих соотношений:
для дизелей с наддувом - ра= рк - Dра, → ра = 0,2 – 0,01=0,19 (МПа)
У двигателя потери давления Dра за счет сопротивления впускного тракта находятся в пределах:
для дизелей с наддувом - (0,03…0,1)рк;→ Dра = (МПа)
Определяем величину: gr (коэффициент остаточных газов), Тa (температура конца наполнения) и hv (коэффициент наполнения) по следующим формулам:
(
(К)
Температура воздуха за компрессором:
В зависимости от принятого значения коэффициента избытка воздуха a = 1,3 определим массу свежего заряда, введенного в цилиндры двигателя:
М1 = a lо /29 кмоль,
М1 = 1,8·14,5 /29 = 0,9 (кмоль);
где: lo = 14,5 кг. воздуха/кг. топлива – для дизельного двигателя.
Масса воздуха в кмолях: Lo = lo/29; Lo = 14,5/29=0,5; (29 –масса 1 кмоль воздуха).
Определяем параметры процесса сжатия: n1; рс; Тс; Мс.
Показатель политропы сжатия п1 определяем из соотношения:
n1
= 1,41 – 100/nн
n1 = 1,41 – 100/1600=1,35;
где nн – номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин.
Давление конца сжатия:
(МПа)
Температура конца сжатия:
.
(К)
Масса рабочей смеси в конце сжатия:
,
(кмоль)
Теплоемкость рабочей смеси в конце сжатия:
Сv.c=20,16+1,74×10
-3Тс,
Сv.c=20,16+1,74×10
-3 ·1004,7=22 (кДж/(кмоль
град))
Определим массу продуктов сгорания в цилиндрах двигателя: