Система зажигания -
бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя,
коммутатора, катушки зажигания, свечей,
выключателя зажигания и проводов
высокого и низкого напряжения. На
часть автомобилей ранее устанавливали
микропроцессорную систему управления
двигателем (на основе контроллера "Электроника
МС 2713-02" или "МС 4004"), часть автомобилей
для экспорта оснащали системой снижения
токсичности согласно нормам США 1983 г.
Датчик-распределитель зажигания типа
40.3706 или 40.3706-01, четы-рехискровой, неэкранированный,
с датчиком управляющих импульсов (Холла)
и встроенными вакуумным и центробежным
регуляторами опережения зажигания. На
двигателе 21081 устанавливался датчик-распределитель
40.3706-10 с иными характеристиками центробежного
и вакуумного регуляторов опережения
зажигания, их крышка маркируется отличительной
меткой красного цвета. Начальные углы
опережения зажигания приведены в разделе
"Общие сведения". Датчик-распределитель
выполняет две основные функции: во-первых,
задает момент искрообразования в зависимости
от начальной его установки, числа оборотов
коленчатого вала и нагрузки на двигатель,
а во-вторых, распределяет импульсы высокого
напряжения ("искру") по цилиндрам
в соответствии с порядком их работы. Для
этого служит ротор (бегунок), надетый
на валик датчика распределителя. Для
того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок
и крышка датчика-распределителя устанавливаются
на датчик-распределитель только в одном
положении, так же как и его валик - в прорезь
на торце распределительного вала. В бегунке
имеется помехоподавительный резистор
сопротивлением 1 кОм. Проверить работоспособность
датчика Холла можно, собрав схему, показанную
ниже на рисунке. Медленно вращая валик
датчика-распределителя зажигания, следим
за показаниями вольтметра. Напряжение
должно резко меняться от минимального
(не более 0,4 В) до максимального (не более,
чем на 3 В меньше напряжения питания).
Если стальной экран с прорезями задевает
за датчик (определяется по легкому заеданию
или царапающему звуку при вращении валика,
а также после частичной разборки датчика
распределителя), проверьте осевой люфт
валика (не более 0,35 мм, регулируется подбором
шайб) и посадку экрана на валике. При необходимости
замените датчик-распределитель в сборе.
Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит
и должен заменяться новым (за исключением
обрыва проводов между самим датчиком
и колодкой на корпусе датчика-распределителя).
Грубо оценить исправность вакуумного
регулятора можно непосредственно на
автомобиле. На заведенном двигателе отсоединяем
от штуцера карбюратора вакуумный шланг,
ведущий к регулятору. Если теперь создать
в шланге разрежение (можно ртом), обороты
мотора должны возрасти, а при снятии разрежения
- вновь снизиться. Разрежение должно сохраняться
по крайней мере несколько секунд, если
пережать шланг. Визуально в работоспособности
вакуумного регулятора можно убедиться,
частично разобрав датчик-прерыватель
(см. "Разборка датчика-прерывателя
зажигания") и подавая разрежение к
впускному штуцеру регулятора. При этом
экран датчика-распределителя должен
поворачиваться на угол 7±1°, а при снятии
разрежения - без заедания возвращаться
обратно. Точную проверку и настройку
вакуумного и центробежного регуляторов
опережения зажигания производят на специальных
стендах. В домашних условиях это делать
не рекомендуется. При выходе из строя
вакуумного регулятора его следует заменить,
при неисправности центробежного - заменить
датчик-распределитель. Коммутатор типа
3620.3734, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 размыкает
цепь питания первичной обмотки катушки
зажигания, преобразуя управляющие импульсы
датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Коммутатор проверяется осциллографом
по специальной методике, неремонтопригоден,
при подозрении на неисправность рекомендуется
заменять. Запрещается отсоединять разъем
коммутатора при включенном зажигании
- это может вызвать его повреждение (равно
как и других компонентов системы зажигания).
Катушка зажигания - типа 3122.3705 - сухая,
с замкнутым магни-топроводом, или типа
8352.12, 027.3705, 27.3705, 27.3707-01, АТЕ1721 - маслонаполненная,
с разомкнутым магнитопроводом. Данные
для проверки: сопротивление первичной
обмотки при 25°С - 0,43±0,04 Ом (3122.3705) или 0,42±0,05
Ом (8352.12), вторичной обмотки - 4,08+0,4 кОм
(3122.3705) или 5±1 кОм (8352.12). Сопротивление
изоляции на массу - не менее 50 МОм. Свечи
зажигания - типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или
А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехопо-давительными
резисторами сопротивлением 4-10 кОм). Высоковольтные
провода - с распределенным сопротивлением
2550±270 Ом/м. Запрещается прикасаться к
высоковольтным проводам на работающем
двигателе - это может привести к электротравме.
Запрещается также запускать двигатель
или позволять ему работать с разорванной
высоковольтной цепью (снятыми проводами
или крышкой датчика-прерывателя) - это
может привести к прогару изоляции и выходу
из строя электронных компонентов системы
зажигания. Как исключение допускается
кратковременная проверка системы зажигания
"на искру", при этом контакт проверяемого
высоковольтного провода должен быть
надежно закреплен на расстоянии 5-10 мм
от "массы" автомобиля. Запрещается
удерживать провод руками или инструментом
(даже с изолированными ручками). Выключатель
зажигания типа 2108-3704005 или KZ813 с противоугонным
запорным устройством, блокировкой против
повторного включения стартера без предварительного
выключения зажигания. При повороте ключа
в положение "зажигание" подается
напряжение на управляющий вход дополнительного
реле типа 113.3747-10, которое, в свою очередь,
подает напряжение на катушку зажигания
и коммутатор. Таким образом, разгружаются
контакты выключателя зажигания. Блок
управления ЭПХХ отключает электромагнитный
клапан при увеличении частоты вращения
коленчатого вала до 2100 мин-1 и включает
при снижении частоты вращения до 1900 мин-1,
если концевой выключатель карбюратора
замкнут на массу (педаль "газа" отпущена).
При нажатой педали "газа" (разомкнутом
выключателе) клапан включен независимо
от числа оборотов коленчатого вала. Питание
на блок управления подается только при
включенном зажигании, поэтому при выключении
зажигания одновременно отключается и
клапан (независимо от положения концевого
выключателя карбюратора). Для проверки
работы блока управления подключаем вольтметр,
как показано на рисунке (срабатывание
клапана можно определить и по его стуку,
без подключения вольтметра). Отсоединяем
провод от концевого выключателя карбюратора
и замыкаем его на "массу". Запускаем
двигатель и, постепенно увеличивая частоту
вращения коленчатого вала, следим за
показаниями вольтметра. После запуска
двигателя он должен показывать не менее
10 В (клапан открыт), а при частоте около
2100 мин-1 напряжение должно резко снизиться
до величины не более 0,5 В (клапан -закрыться).
После этого медленно понижаем обороты
двигателя, при частоте около 1900 мин-1 напряжение
должно скачкообразно увеличиться до
прежней величины (клапан - открыться).
Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300
мин-1 (клапан закрыт) и отсоединяем от
"массы" провод концевого выключателя
карбюратора - клапан должен открыться.