Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:05, курсовая работа
Тарифы, связанные с выполнением работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.95 № 147-ФЗ (с изменениями от 26.03.2003 № 39-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности транспортных услуг, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
1. Понятие о пассажирских тарифах……………………………………………………....3
2. Тарифные расстояния…………………………………………………………………....4
3. Пассажирские тарифы в пригородном сообщении…………………………………....4
4. Тарифы на перевозку ручной клади и багажа……………………………………….....5
5. Бесплатные перевозки…………………………………………………………………...6
6. Льготные тарифы……………………………………………………………………….10
7. Прочие тарифы и сборы………………………………………………………………..16
Список литературы
Санкт–Петербургский
Государственный университет им. А.С.Пушкина
«Тарифы,
льготы, сборы на ж/д
транспорте»
по специальности
Транспортное
обслуживание туризма
Санкт–Петербург
2011
Пассажирские
тарифы включают в себя как плату за перевозку
пассажиров, багажа и грузобагажа, так
и сборы за оказание различных услуг, на
которые оформляются проездные документы
(билеты). Понятие тарифа включает в себя
не только размер, но и способ расчета
взимаемых платежей.
Тарифы, связанные с выполнением работ
(услуг), относящихся к сфере естественной
монополии, устанавливаются в соответствии
с Федеральным законом «О естественных
монополиях» от 17.08.95 № 147-ФЗ (с изменениями
от 26.03.2003 № 39-ФЗ) и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы устанавливаются на
основе себестоимости и уровня рентабельности
транспортных услуг, обеспечивающего
безубыточность деятельности организаций
и индивидуальных предпринимателей на
железнодорожном транспорте.
Тарифы на железнодорожном транспорте,
не относящиеся к сфере естественной монополии,
устанавливаются на договорной основе
и контролируются государством в соответствии
с законодательством о конкуренции и об
ограничении монопольной деятельности
на товарных рынках.
Потери в доходах владельца инфраструктуры
или перевозчика, возникшие в результате
государственного регулирования тарифов,
сборов и платы на железнодорожном транспорте
общего пользования или установления
льгот и преимуществ, касающихся провозной
платы, на основании федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также законов субъектов
Федерации, возмещаются в полном объеме
за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядок компенсации потерь в доходах
устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Сведения об изменениях, вносимых в
тарифы, сборы и плату на железнодорожном
транспорте и связанных с перевозкой пассажиров,
багажа и грузобагажа, публикуются федеральным
органом исполнительной власти в отрасли
железнодорожного транспорта в печатном
издании этого органа не позднее чем за
пять дней до их введения в действие.
Пассажирские тарифы различаются по
видам сообщений. На железных дорогах
применяются тарифы на проезд в пригородных
поездах и на проезд в поездах дальнего
следования и местного сообщения. Большинство
пассажиров пользуются железной дорогой
в пригородном сообщении. Это поездки
в пределах обращения пригородных поездов,
как правило, на расстояние до 150 км. В зависимости
от местных условий электропоезда следуют
и на большие расстояния: Воронеж—Мичуринск
(180 км), Москва —Тула (194 км), Санкт-Петербург—Лодейное
Поле (242 км).
Поездки пассажиров в пределах одной
железной дороги классифицируются как
поездки в местном сообщении. Например,
к местному сообщению относятся как поездка
от Санкт-Петербурга до Москвы (650 км), так
и поездка до Мурманска (1445 км), осуществляемые
пассажиром по Октябрьской железной дороге.
Поездки пассажиров по нескольким железным
дорогам (двум и более) относятся к поездкам
в прямом сообщении. В свою очередь, прямое
сообщение следует подразделить:
- на поездки по России по внутреннему
тарифу;
- поездки с пересечением государственной
границы Российской Федерации по межгосударственному
тарифу;
- смешанное (при следовании маршрутами
различных видов транспорта).
Поездки в международном сообщении
между странами ближнего зарубежья (бывшего
СССР) осуществляются по межгосударственному
тарифу. При следовании в дальнее зарубежье
применяются соглашение СМПС и тариф «Восток
— Запад».
Во всех случаях размер тарифных платежей
зависит от расстояния поездки. Применяемая
в настоящее время система тарифов по-прежнему
отражает затратный механизм пассажирских
перевозок, но уже в значительной степени
зависит и от качества предоставляемых
пассажиру услуг.
Тариф для проезда в поездах дальнего
следования и местного сообщения рассчитывается
по таблицам Прейскуранта № 10-02-16. Основой
пассажирского тарифа служит стоимость
проезда в жестком общем вагоне (с местами
для сидения) пассажирского поезда. Стоимость
проезда пассажиров устанавливается в
зависимости от типа вагона и категории
поезда. Структура таблиц Прейскуранта
приведена в прил. 1. В отличие от пригородных
тарифов в поездах дальнего следования
и местного сообщения с пассажира обязательно
взимается страховой тариф.
В любом случае
стоимость проезда зависит не только от
условий, но и от расстояния поездки. Тарифные
расстояния в пассажирских перевозках
определяются по ходу следования поезда,
чем отличаются от грузовых, где тарифное
расстояние всегда определя ют по кратчайшему
пути. В качестве справочника может быть
использована книжка служебного расписания,
где взяты тарифные расстояния из программного
обеспечения системы «Экспресс».
Для общего пассажирского тарифа установлено
74 тарифных пояса. С увеличением расстояния
протяженность тарифных поясов увеличивается
с 10 до 400 км.
Рассмотрим пример. Пассажир следует
от станции Бологое Октябрьской железной
дороги до станции Ростов-Главный Северо-Кавказской
железной дороги. Через Ростов следуют
круглый год поезда № 35/36 (до Адлера через
Тулу—Елец), № 44/43 (до Новороссийска через
Курск—Харьков), № 49/55 (до Кисловодска
через Мичуринск— Воронеж). Тарифное расстояние
по маршрутам следования этих поездов
получается различным: 1638, 1672 и 1615 км соответственно.
Тарифные расстояния могут несколько
отличаться, но при определении стоимости
проезда они как бы уравниваются в одном
и том же тарифном поясе. В приведенном
выше примере пассажиры платят одинаково
— по тарифному поясу 40.
Для объяснения подобных противоречий
следует помнить методологическое правило
построения тарифных платежей, зависящих
от расстояния поездки. Это правило заключается
в следующем: с увеличением расстояния
поездки происходит уменьшение тарифных
ставок с пассажирокилометра, хотя абсолютная
плата за поездку (в рублях) увеличивается.
Официальным документом, определяющим
тарифные расстояния, является Тарифное
руководство № 4, изданное в виде трех
книг (М.: ИКЦ «Академкнига», 2002). В первой
книге помещены таблицы тарифных расстояний
всех железнодорожных участков (от каждого
пункта до ближайших к ним узлов). Участки
расположены последовательно в географическом
порядке. Во второй книге указаны в алфавитном
порядке все раздельные пункты (в каждой
строке даны расстояния до транзитных
пунктов). В третьей книге содержатся таблицы
расстояний между транзитными пунктами.
Пригородные
тарифы подразделяются на зонный, абонементный,
покилометровый и общий. Общий и покилометровый
тарифы применяются на малодеятельных
участках и линиях с небольшим размером
движения пригородных поездов. Общий тариф
разделен на участки по 5 км при дальности
поездки до 100 км, затем по 10 км при дальности
поездки до 150 км. Покилометровый тариф
используется при продаже катушечных
билетов, когда стоимость проезда зависит
от расстояния поездки. Абонементный тариф
используют при оформлении пригородных
билетов длительного действия (на один,
два, три месяца либо сезонный — на четыре
месяца). Для расчета стоимости абонементных
билетов применяется принцип покилометрового
тарифа.
Зонный тариф применяется в крупных
узлах, когда пригородный участок разделен
на зоны (примерно по 7 — 10 км). Стоимость
проезда от станций, входящих в одну зону,
до станций, входящих в другую зону, одинакова.
За проезд между станциями и остановочными
пунктами, входящими в одну и ту же зону,
платят стоимость проезда одной зоны.
Принцип зонного тарифа используют при
оформлении абонементных билетов «выходного
дня» которые действительны на проезд
по пятницам, субботам, воскресеньям, предпраздничным
и праздничным дням, а также накануне и
после них по любому участку узла до зоны,
указанной в билете.
Для сравнения приведем пример стоимости
билетов от Балтийского вокзала Санкт-Петербурга
до Гатчины по различным при¬городным
тарифам (таблица 10.6).
В пригородном
сообщении тарифы устанавливаются по
согласованию с местной администрацией.
Например, официальная причина выхода
совместного распоряжения губернаторов
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в марте 2003 г. — совершенствование тарифов
на перевозку пассажиров железнодорожным
транспортом пригородного сообщения,
унификация стоимости проезда в черте
города, снижение убыточности пригородного
сообщения. Согласно этому документу стоимость
проезда на одну зону составляет 4 руб.
Таким образом, поездка на 152-й километр
в Кузнечное (туда и обратно) обойдется
пассажиру в 128 руб. По-иному изменена стоимость
проезда в пределах первых двух зон (от
0 до 15 км удаления от Санкт-Петербурга):
теперь поездка на этих участках будет
стоить 7 руб. в одну сторону. Причем городские
власти решили, что все последующие изменения
стоимости разового проезда пассажиров
железнодорожного транспорта пригородного
сообщения в пределах первых двух зон
будут производиться одновременно с изменением
стоимости проезда в метрополитене.
Абонементные билеты «на предъявителя»
и «выходного дня» продаются для проезда
по любому участку узла до зоны, указанной
в билете. Абонементные билеты «на предъявителя»
продаются на месяц с любого числа начиная
с даты их действия и заканчивая тем же
числом (исключительно) соответствующего
месяца и года с правом проезда во все
дни недели.
В соответствии
с п. 32 Правил оказания услуг каждый пассажир
имеет право бесплатного провоза с собой
на один проездной документ (билет), кроме
мелких вещей, ручной клади не более 36
кг, а в вагонах с двухместными купе (СВ)
— 50 кг ручной клади, размер которой по
сумме трех измерений не превышает 180 см.
К ручной клади относятся вещи пассажиров,
которые помещаются на местах для размещения
ручной клади.
В соответствии с п. 32 Правил оказания
услуг каждый пассажир имеет право бесплатного
провоза с собой на один проездной документ
(билет), кроме мелких вещей, ручной клади
не более 36 кг, а в вагонах с двухместными
купе (СВ) — 50 кг ручной клади, размер которой
по сумме трех измерений не превышает
180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров,
которые помещаются на местах для размещения
ручной клади.
- массой до 14 кг за отдельную плату
по тарифу багажа массой 10 кг с выдачей
пассажиру квитанции «Багаж на руках»;
- массой до 50 кг на один дополнительно
купленный за полную стоимость проездной
документ (билет) в одном купе вагона с
двухместными купе (СВ) и вагона с четырехместными
купе;
- общей массой до 150 кг в отдельном купе
с оплатой полной стоимости проездных
документов за четыре места.
Допускается перевозка в качестве ручной
клади за дополнительную плату электронной
и бытовой аппаратуры, видео- и аудиотехники,
которая по сумме трех измерений превышает
180 см, независимо от наличия у пассажира
ручной клади, но не более одного предмета
на проездной документ во всех вагонах
(кроме жестких вагонов с местами для сидения)
поездов, в том числе и пригородных. Оформление
этой перевозки в билетной кассе производится
по квитанции «Багаж на руках». Если перевозка
указанных предметов осуществляется на
дополнительно купленный билет, то дополнительная
плата по тарифу багажа массой 30 кг не
взимается.
В поезде пригородного сообщения пассажир
имеет право дополнительно к установленной
норме провезти до 50 кг ручной клади за
плату, определяемую в соответствии с
п. 151 Правил перевозок. Перевозка в поездах
пригородного сообщения ручной клади
сверх установленной нормы оформляется
выдачей дополнительного пригородного
билета со взиманием платы по фиксированным
ставкам, установленным железной дорогой.
Перевозка в поездах всех категорий
мелких домашних животных, собак и птиц
допускается сверх установленной нормы
провоза ручной клади во всех вагонах
(кроме вагонов с двухместными купе (СВ)
и вагонов повышенной комфортности) при
наличии ветеринарной справки и с оплатой
за перевозку в соответствии с п. 151 Правил
перевозок — «Перевозка мелких домашних
животных, собак и птиц общей массой одного
места до 20 кг в поездах дальнего и местного
следования оплачивается как за 20 кг багажа,
а массой более 20 кг — с оплатой за фактическую
массу».
Следует помнить, что при расчете за
перевозку ручной клади и багажа масса
во всех случаях округляется в сторону
увеличения до полных десятков килограммов.
К перевозке багажом на один билет,
оформленный на одного пассажира, допускается
не более 200 кг.
Не допускаются к перевозке багажом
вещи и предметы, масса одного места которых
или менее 10 кг, или превышает 75 кг, иди
размер одного из измерений более 3 м. Неделимые
места массой свыше 75 кг, но не более 165
кг и размером одного из измерений не более
3 м принимаются к перевозке багажом не
более одного места на один проездной
документ.
Приведем примеры расчета провозной
платы за перевозку багажа и грузобагажа.
Напомним правила:
1) минимальная расчетная масса багажа
и грузобагажа 10 кг;
2) при определении провозной платы
масса грузобагажа до 1000 кг округляется
до полных 10 кг, а масса грузобагажа свыше
1000 кг — до полных 100 кг. Масса багажа во
всех случаях округляется до полных 10
кг;
3) при определении провозной платы
за перевозку багажа или грузобагажа массой
более 10 кг ставка за 10 кг умножается на
количество десятков килограммов в отправке
(после округления).
Пример 1. Принимается к отправлению
багаж массой 1721 кг на расстояние 500 км.
Согласно Правилам перевозок багажа на
1 билет принимается не более 200 кг. Принятое
сверх этой нормы оплачивается по тарифу
грузобагажа. Согласно таблице стоимость
отправки багажа массой 10 кг на расстояние
500 км составляет 15,5 руб. Стоимость перевозки
200 кг багажа на это же расстояние составит:
15,5 х 20 = 310,0 руб. Оставшаяся масса 1721 -200=
1521 кг округляется (по правилам) до 1600 кг.
Согласно таблице стоимость отправки
грузобагажа массой 10 кг на расстояние
500 км составляет 29,4 руб. Стоимость перевозки
1600 кг грузобагажа на это же расстояние
составит: 29,4 х 160 = 4704 руб. Общая стоимость
перевозки составит: 310 + 4704 =5014 руб.
Пример 2. Принимается к отправлению
грузобагаж массой 363 кг на расстояние
300 км. Его масса округляется до 370 кг. Согласно
таблице стоимость отправки грузобагажа
массой 10 кг на расстояние 300 км составляет
20 руб. Стоимость перевозки 370 кг грузобагажа
на это же расстояние составит: 20 х 37 = 740
руб.
Пример 3. Принимается к отправлению
грузобагаж массой 1625 кг на расстояние
500 км. Его масса округляется до 1700 кг. Согласно
таблице стоимость отправки грузобагажа
массой 10 кг на расстояние 50 км составляет
29,4 руб. Стоимость перевозки 1700 кг грузобагажа
на это же расстояние составит: 29,4 х 170
= 4998 руб.
Проезд железнодорожников
осуществляется по специальным проездным
документам, которые выдаются как по служебным,
так и по личным надобностям. Следует различать
бесплатные и платные железнодорожные
билеты. Бесплатные билеты выдают работникам
ОАО «РЖД», в том числе работникам отраслевого
профсоюза, пенсионерам и студентам учебных
заведений железнодорожного транспорта,
которые обучаются по целевому направлению
подразделений ОАО «РЖД». Платные билеты
выдают работникам железнодорожных предприятий
и учреждений, которые не входят в отраслевую
структуру.
Следует также различать железнодорожные
билеты по срокам действия: они могут быть
как годовыми, так и ограниченными по периоду
действия, а также разовыми. Кроме того,
эти билеты могут быть именными либо на
предъявителя. Ежегодно меняется цвет
защитной сетки железнодорожных билетов.
На обороте билета любой формы указаны
права проезда, которые предоставлены
владельцу билета. Могут быть сделаны
отметки о расширении таких прав, например
«Разрешен проезд в вагоне СВ по форме
3-К» и др. Номер формы бесплатного билета
указывают в начале пятой строки проездного
документа системы «Экспресс».
Назначение бесплатных проездных билетов
указано в таблице 10.3.
Разрешается
бесплатно провозить багаж массой 36 кг
при проезде по личным надобностям по
билетам форм 6, 6-В, 6-Г и 6-Г-1.
Проездные билеты форм 9-А и 9-Б дают
право бесплатного провоза 16 кг багажа
на билет.
Для поездок по служебным надобностям
разовые билеты выдаются в соответствии
с заданием по командировке. Пассажир
имеет право выехать (закомпостировать
билет) в последний день его действия независимо
от даты прибытия. При оформлении проезда
железнодорожников по служебным формам
следует различать их права, предоставленные
данными формами, и условия проезда; для
этого методологической основой расчета
доплат служат Правила перевозок. Разовые
служебные (бесплатные) билеты действительны
в течение трех месяцев со дня их выдачи.
В отдельных случаях изменяют или продлевают
срок действия разовых билетов, выданных
в текущем календарном году.
При поездках в вагонах и поездах выше
той категории, которая указана в бесплатном
билете, железнодорожники производят
до¬плату. В системе «Экспресс» доплата
рассчитывается программно как разность
в стоимости проезда.
В ряде случаев применяется льготная
доплата 50 % при проезде по разовым билетам:
к форме 6-Г при проезде в мягком (СВ) вагоне;
к форме 6 — при проезде в скором поезде.
Следует обратить внимание на повышение
категорийности проезда железнодорожников
по разовому билету формы 6. Отраслевым
тарифным соглашением разрешен бесплатный
проезд в купейных вагонах пассажирских
поездов, в том числе и фирменных. Железнодорожники
по билету формы 6 доплачивают 50% за скорость
в жестких вагонах только по России. При
проезде в мягких (СВ) вагонах доплаты
взимаются полностью.
При оформлении доплат с железнодорожников
взимают страховой тариф и комиссионный
сбор.
На
участках, где нет в обращении поездов
пригородного сообщения, инвалидам и участникам
Великой Отечественной войны, прокурорским
работникам, имеющим классные чины, и судьям
разрешается бесплатный проезд в поездах
местного следования на расстояние до
150 км.
При оформлении билета пассажиру, следующему
с пересадками, кассир начальной станции
отправления на бесплатном или льготном
проездном документе (билете) указывает
полный путь следования от начальной до
конечной станции с учетом пунктов пересадки.
При этом проезд оформляется по кратчайшему
маршруту следования поездов, но не болев
чем с тремя пересадками.
В пункте пересадки бесплатный или
льготный проездной документ (билет) на
дальнейший путь следования оформляется
на бланках вспомогательных документов
по талонам, оформленным системой «Экспресс»
в пункте первоначального отправления.
Бесплатный или льготный проездной
документ (билет) может быть предъявлен
в пункте пересадки для дальнейшего оформления
проезда в течение 24 ч с момента прибытия
поезда, в котором следовал пассажир. На
бесплатном или льготном проездном документе
(билете) будет указан оставшийся путь
следования пассажира.
Допускается замена выданного через
систему «Экспресс» бесплатного проездного
документа (билета). При отказе от поездки
его владелец должен возвратить ранее
приобретенный проездной документ (билет)
в билетную кассу до отправления поезда.
После операции возврата кассир выдает
ему талон, дающий право на оформление
новой поездки. При возврате проездного
документа (билета), оформленного по ручной
технологии, кассир возвращает владельцу
бесплатный проездной документ (билет)
с отметкой «Компостер снят, дата, время»,
который служит основанием для оформления
новой поездки.
Проезд пассажиров на железнодорожном
транспорте во всех случаях осуществляется
по проездным документам (билетам). Это
относится ко всем категориям пассажиров,
которым в соответствии с законодательством
России и субъектов РФ предоставлен льготный
или бесплатный проезд на железнодорожном
транспорте.
Все проездные документы (билеты), в
том числе выданные бесплатно и льготные,
не подлежат передаче другим лицам и действительны
только при предъявлении соответствующих
документов, удостоверяющих личность
пассажира.
Все проездные документы (билеты), в
том числе выданные бесплатно и льготные,
не подлежат передаче другим лицам и действительны
только при предъявлении соответствующих
документов, удостоверяющих личность
пассажира.
Постараемся разобраться в правилах
проезда пассажиров по льготным и бесплатным
документам.
Прежде всего надо усвоить, что права
этих пассажиров различаются по четырем
позициям:
1) бесплатный или льготный проезд. По
двум талонам за два года или талонам «туда»
и «обратно» на льготный проезд со скидкой
50 % может быть разрешен один бесплатный
проезд;
2) период применения льгот и количество
поездок по ним. Если право бесплатного
или льготного проезда предоставляется
только один раз в год, то проездные документы
выдаются в обмен на талоны в любое время
года. Здесь же обратим внимание на льготный
период с 1 октября по 15 мая, в течение которого
скидка 50 % применяется без ограничения
поездок. Одна категория пассажиров заметно
отличается по периоду применения льготного
тарифа с 1 сентября по 15 июня — школьники,
пользующиеся бесплатным проездом в общих
вагонах местных поездов к месту учебы;
3) по категории условий применяются
ограничения бесплатного проезда. Пассажиры
четырех категорий пользуются бесплатным
проездом, как максимум, в купейном вагоне
скорого поезда. При проезде в вагоне СВ
необходимо произвести доплату в размере
50 % разности стоимости проезда;
4) по видам сообщения льготы распределяются
на применяемые во внутреннем (по России)
или в межгосударственном (СНГ) сообщении.
Наибольшими привилегиями при проезде
по железным дорогам России пользуются
депутаты и члены правительства.
Перечень льгот в виде бесплатного
проезда или в виде скидки с установленного
тарифа и порядок их предоставления предусмотрены
в гл. 8 Правил перевозок и в приложении
к этим правилам: «Перечень льгот, предоставляемых
в соответствии с законодательством Российской
Федерации при проезде железнодорожным
транспортом». Льготный проезд оформляют
билетные кассы тех государств, которые
предоставляют льготы.