Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Нефть издавна транспортировали от мест добычи к местам потребления.
Археологи установили, что за 6000 лет до н.э. на берегу Евфрата в Иди существовал древний нефтяной промысел. Добытая нефть, в частности, переправлялась вниз по Евфрату к городу Ур и применялась в строительном деле. Для перевозки нефти по реке строились специальные наливные сосуды. Грузоподъемность этих древних "танкеров" достигала 5 т.
В настоящее время
накоплен значительный опыт по перевозке
танкерами сжиженных
Первые отечественные
танкеры "Кегумс" и "Краслава"
для перевозки сжиженных
Характеристика типов
танкеров, применяемых в настоящее время
для перевозки сжиженных углеводородных
газов, приведена в табл.1.
Таблица 1 Типы танкеров для перевозки сжиженных газов
Тип танкера | Танкеры с резервуарами под давлением | Танкеры с теплоизо-лированными резервуарами под пониженным давлением | Танкеры с теплоизо-лированными атмосферными резервуарами (изотермические) |
Давление СУГ, МПа | 1.6 | 0,3…0,6 | 0,1 |
Температура СУГ. °С | +45 | -5... +3 | - 40 (пропан)
103 (этилен) 163 (метан) = |
Транспортирование сжиженных углеводородных газов танкерами является одним из наиболее дешевых видов водного транспорта. В 1972 г. в эксплуатации находилось свыше 300 танкеров-газовозов общей вместимостью около 2 млн. м3.
Новым направлением в организации водных перевозок нефтепродуктов является использование подводных лодок для их доставки в районы Крайнего Севера. В настоящее время нефтепродукты поступают сюда морским и речным транспортом, в танкерах и таре. Однако на отдельных участках Северного морского пути сплошное ледовое покрытие препятствует навигации в течение семи месяцев. Кроме того, потребители нефтепродуктов очень разбросаны, а устойчивая инфраструктура распределения нефтепродуктов отсутствует.
В настоящее время в нашей стране разработан проект подводного танкера-ледокола, способного перевозить до 12 тыс. т нефтепродуктов за рейс.
Достоинствами водного транспорта являются:
1) относительная дешевизна перевозок;
2) неограниченная пропускная способность водных путей (особенно морских);
3) возможность завоза нефтепродуктов в отдаленные районы страны, не связанные железной дорогой с НПЗ.
К недостаткам водного транспорта относятся:
1) сезонность перевозок
по речным и частично морским
путям, что вызывает
2) медленное продвижение грузов (особенно вверх по течению рек);
3) невозможность
полностью использовать тоннаж
судов при необходимости
4) порожние рейсы судов в обратном направлении.
Автотранспортом можно перевозить все типы углеводородных жидкостей. В нашей стране его применяют для транспортирования нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.
Автомобильный транспорт используется для завоза нефтегрузов потребителям, удаленным на небольшое расстояние от источников снабжения (наливных пунктов, складов и баз). Например, автотранспортом отгружаются нефтепродукты с нефтебаз в автохозяйства, на автозаправочные станции и сельские склады горючего.
Автоперевозки нефтегрузов осуществляются в таре (нефтепродукты - в бочках, канистрах, бидонах; сжиженные углеводородные газы - в баллонах), а также в автомобильных цистерна.
Автомобильные цистерны классифицируют:
по типу базового шасси: автомобили-цистерны, полуприцепы-цистерны, прицепы-цистерны;
по виду транспортируемого продукта: для топлив, для масел, для мазутов, для битумов, для сжиженных газов;
по вместимости: малой (до 2 т); средней (2...5 т); большой (5. .15т); особо большой (более 15т).
В качестве базовых
шасси для автомобильных
Градация автомобильных цистерн по вместимости соответствует классификации грузовых автомобилей по грузоподъемности.
В марках автоцистерн отражены сведения о типе базового шасси и вместимости цистерны. Примеры условных обозначений:
АЦ-4,2-130 - автомобиль-цистерна вместимостью 4,2 м3 на шасси автомобиля ЗИЛ-130;
ПЦ-5,6-817 - прицеп-цистерна вместимостью 5,6 м3 на шасси прицепа ГКБ-817;
ППЦ-16,3 - полуприцеп-цистерна вместимостью 16,3 м3.
Устройство и оборудование
автоцистерн рассмотрим на примере
автомобиля-цистерны АЦ-4,2-130
Рис.3 Автомобиль-цистерна
АЦ-4,2-53А: 1-огнетушитель, 2-шасси автомобиля
ГАЗ-53А, 3-цистерна, 4-крышка горловины,5-лестница,
6-пенал для рукавов, 7-отстойник с трубопроводом,
8-электрооборудование, 9-узел крепления
цистерны, 10-трубопровод гидравлической
системы, 11-табличка, 12-цепь заземления,
13-глушитель
Он предназначен
для транспортировки
Калиброванная цистерна
эллиптической формы
Цистерна оборудована двумя пеналами для хранения и транспортировки рукавов, противопожарными и заземляющими средствами, креплениями для шанцевого инструмента и принадлежностей, металлической площадкой и лестницей. На АЦ-4,2-130 устанавливают самовсасывающий вихревой насос СВН-80.
Полуприцепы-цистерны
не имеют собственного двигателя. Их
устройство рассмотрим на примере ППЦ-16,3
(рис.4).
Рис.4 Полуприцеп-цистерна
ППЦ-16,3: 1-корпус цистерны, 2-крышка компенсационной
емкости, 3-наливная горловина, 4-поручень,
5-пенал, 6-бампер, 7-цепь заземления, 8-тележка,
9-запасное колесо, 10,11-шкафы для оборудования,
12-ящик ЗИП, 13-опорное устройство, 14-опорная
плита, 15-плита наката, 16-световозращатель
Она предназначена для транспортировки и кратковременного хранения светлых нефтепродуктов. Они транспортируются с помощью специальных тягачей (например, КамАЗ-5410).
Специальное оборудование смонтировано на шасси полуприцепа ОдАЗ-9370 и состоит: из цистерны с горловинами, лестницей, поручнем, пеналами, ящиком запчастей и принадлежностей; технологического оборудования, расположенного в боковом шкафу и включающего в себя систему трубопроводов и запорной арматуры; электрооборудования, а также средств контроля и дистанционного управления узлами полуприцепов-цистерн. Кроме того, в состав дополнительного оборудования, размещаемого в боковом шкафу, входят фильтр тонкой очистки топлива, два счетчика жидкости, раздаточные рукава, намотанные на барабаны и раздаточные краны.
Основными элементами автоцистерны для перевозки сжиженных газов являются:
наружный стальной кожух, внутри которого на 6 вертикальных цепях подвешен латунный сосуд емкостью 2,6 м3;
контрольно-измерительные приборы и запорная арматура, которые размещены на задней стенке корпуса в специальном шкафу;
два испарителя, расположенные по бокам цистерны и предназначенные для создания необходимого давления с целью передавливания жидкости.
Пространство между корпусом и латунным сосудом заполнено тепловой изоляцией.
Достоинствами автомобильного транспорта нефтегрузов являются:
1) большая маневренность;
2) быстрота доставки;
3) возможность завоза грузов в пункты, значительно удаленные от водных путей или железной дороги;
4) всесезонность.
К его недостаткам относятся:
1) ограниченная вместимость цистерн;
2) относительно высокая стоимость перевозок;
3) наличие порожних обратных пробегов автоцистерн;
4) значительный расход топлива на собственные нужды.
В зависимости от
вида транспортируемого продукта различают
следующие типы узкоспециализированных
трубопроводных систем: нефтепроводы,
нефтепродуктопроводы, газопроводы и
трубопроводы для транспортирования нетрадиционных
грузов. Независимо от того, что транспортируется
по трубам, все узкоспециализированные
системы состоят из одних и тех же элементов
(на примере нефтепровода (рис.5)):
Рис. 5 Состав сооружения
магистрального нефтепровода: 1 - подводящий
трубопровод; 2 - головная нефтеперекачивающая
станция; 3 - промежуточная
Подводящие трубопроводы связывают источники нефти с головными сооружениями МНП.
головной и промежуточных перекачивающих станций;
Головная НПС предназначена для приема нефтей с промыслов, смешения или разделения их по сортам, учета нефти и ее закачки из резервуаров в трубопровод. Головная НПС располагается вблизи нефтепромыслов.
Промежуточные НПС служат для восполнения энергии, затраченной потоком на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей перекачки нефти. Промежуточные НПС размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчету (через каждые 50... 200 км).
конечного пункта
Конечным пунктом магистрального нефтепровода обычно является нефтеперерабатывающий завод или крупная перевалочная нефтебаза.
На магистральных
нефтепроводах большой
линейных сооружений.
К линейным сооружениям магистрального нефтепровода относятся:
1) собственно трубопровод (или линейная часть);
2) линейные задвижки;
3) средства защиты
трубопровода от коррозии (станции
катодной и протекторной
4) переходы через естественные и искусственные препятствия (реки, дороги и т.п.);
5) линии связи;
6) линии электропередачи;
7) дома обходчиков;
8) вертолетные площадки;
9) грунтовые дороги, прокладываемые вдоль трассы трубопровода.
Собственно трубопровод - основная составляющая магистрального нефтепровода - представляет собой трубы, сваренные в "нитку", оснащенные камерами приема и пуска скребков, разделителей, диагностических приборов, а также трубопроводы-отводы.
Минимальное заглубление трубопроводов до верха трубы должно быть не менее (м):
при обычных условиях прокладки 0,8
на болотах, подлежащих осушению 1,1
в песчаных барханах 1,0
в скальных грунтах, болотистой местности при
отсутствии проезда автотранспорта и сельхозмашин 0,6