Транспортировка нефти и нефтепродуктов водным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 08:24, реферат

Описание

В 1863 году этой проблемой заинтересовался Д.И. Менделеев. В качестве выхода он предложил перевозить нефтепродукты не в бочках, а в специально оборудованных трюмах судов методом налива. Этот метод перевозки получил название "русский способ". Через десять лет, когда идея была реализована братьями Артемьевыми и полностью себя оправдала, способ, предложенный великим русским ученым, стал применяться повсеместно.

Наличие большого количества морей, судоходных рек, каналов и озер на территории России обусловило широкое развитее водных перевозок нефти и нефтепродуктов. Для некоторых экономических районов страны водный транспорт является основным средством перевозки нефти и нефтепродуктов. По своим экономическим показателям во многих случаях этот вид транспорта успешно конкурирует с трубопроводным.

Содержание

Водные транспортировки нефти 3

Типы танкеров и их краткие характеристики 3

Погрузка и выгрузка танкера 6

ЧС при транспортировке нефти и нефтепродуктов 8

Виды и способы ликвидации аварийных разливов нефти 11

Заключение 18

Работа состоит из  1 файл

Транспортировка нефти и нефти продуктов морским транспортом.docx

— 55.19 Кб (Скачать документ)
 
Дальневосточный государственный технический университет ( ДВПИ им. В. В. Куйбышева) филиал г.Находка
Доклад
Транспортировка нефти и нефти продуктов водным способом
 
Бугаев  Андрей

06.12.2010

 

Оглавление

Водные  транспортировки  нефти 3

Типы  танкеров и их краткие  характеристики 3

Погрузка  и выгрузка танкера 6

ЧС  при транспортировке  нефти и нефтепродуктов 8

Виды  и способы ликвидации аварийных разливов нефти 11

Заключение 18 

 

Водные транспортировки нефти

     С ростом добычи увеличивались объемы транспортировки нефтепродуктов, совершенствовались способы доставки. Долгое время это  делалось весьма примитивно, караванным способом. Деревянные бочонки и бурдюки  наполнялись нефтью или керосином, грузились на повозки и таким  образом доставлялись до места. Или  же по воде - в дубовых, а позже  стальных бочках. Такой способ транспортировки  был очень дорог, стоимость нефтепродуктов была слишком высока.

     В 1863 году этой проблемой заинтересовался  Д.И. Менделеев. В качестве выхода он предложил перевозить нефтепродукты  не в бочках, а в специально оборудованных  трюмах судов методом налива. Этот метод перевозки получил название "русский способ". Через десять лет, когда идея была реализована  братьями Артемьевыми и полностью  себя оправдала, способ, предложенный великим русским ученым, стал применяться  повсеместно.

     Наличие большого количества морей, судоходных рек, каналов и озер на территории России обусловило широкое развитее водных перевозок нефти и нефтепродуктов. Для некоторых экономических районов страны водный транспорт является основным средством перевозки нефти и нефтепродуктов. По своим экономическим показателям во многих случаях этот вид транспорта успешно конкурирует с трубопроводным.

Типы  танкеров и их краткие  характеристики

     Основным  транспортом для перевозки нефти  и нефтепродуктов водным способом являются морские и речные танкеры, баржи  морские и речные (лихтеры). Водные нефтеперевозки, в сравнении с  железнодорожными, снижают затраты  на 10-15%, и на 40% в сравнении с  автомобильными.

     Малотоннажные танкеры с дедвейтом 30-70 тыс.тонн используются для специальных целей - в том числе для перевозок битумов; танкеры общего назначения, обладающие дедвейтом в 70-150тыс.тонн, применяются для перевозки нефтепродуктов; среднетоннажные танкеры (150-300 тыс.тонн) - для доставки как нефтепродуктов, так и нефти. Крупнотоннажными считаются танкеры дедвейтом более 300 тыс.тонн, и на них приходится основная нагрузка по транспортировке нефти морским путем.

     Нефтеналивное судно состоит из жесткого стального  каркаса, к которому крепится обшивка. Каркас судна выполнен из продольных и поперечных жестких связей. Грузовые помещения танкера разделены несколькими поперечными (уменьшают удары жидких грузов о переборки и борта при качке) и продольными переборками на резервуары и уменьшения воздействия жидкого груза на устойчивость судна – танки, которые соединяются между собой через перекрываемые клинкетами отверстия, расположенные у днища. Открываются и закрываются клинкеты посредством маховика, выведенного на палубу. Некоторые из танков них служат только для приема водного балласта. Доступ к танкам можно получить с палубы - через горловины небольшого размера с плотными крышками.

     Нефть и нефтепродукты загружают в  танкеры с берега, а разгрузку  ведут при помощи корабельных  насосов и трубопроводов, проложенных  в танках у днища и вдоль палубы. Кроме трубопроводов для загрузки танки также оснащены и другими технологическими трубопроводами и устройствами: зачестными, подогревателями, устройствами для орошения, мойки палубы, вентиляции и пропаривания танков, средствами пожаротушения и др. Однако супертанкеры дедвейтом более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера.

     Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Большинство из них принадлежат  независимым судоходным компаниям. Нефтяные корпорации заключают с  ними договоры фрахтования, получая  право на использование судна.

     Каждое  нефтеналивное судно характеризуется следующими основными показателями:

  1. Водоизмещение – вес воды, вытесненной груженым судном. Водоизмещение судна при полной осадке равно собственному весу судна и полного груза в нем;
  2. Дедвейт – полный вес поднимаемого груза (транспортируемого и для собственных нужд);
  3. Грузоподъемность – вес транспортного груза;
  4. Осадка при полной загрузке;
  5. Скорость хода при полной загрузке.

     Отношение дедвейта к водоизмещению называется коэффициентом утилизации водоизмещения (для танкеров колеблется в пределах 0,65 – 0,75 и характеризует степень  совершенства судна).

     Существенное  отличие конструкции нефтеналивных  судов от других транспортных судов  обусловлено особым свойством жидкого  груза:

  1. Жидкий груз, имеющий свободную поверхность, перетикает при крене на один борт, уменьшая устойчивость судна;
  2. Удары жидкого груза при качке создают дополнитеьные нагрузки на переборки и борта;
  3. Увеличение объема жидкого груза при повышении температуры требует свободного объема в танках при полной загрузке судна;
  4. Повышенная пожарная опасность требует принятия некоторых противопожарных мер;
  5. Необходимость применения специальных технологических трубопроводов и насосов для производства грузовых операций.

     Для производства нефтегрузовых операций при водных перевозках служат нефтяные гавани и причальные сооружения. При  их сооружении соблюдают следующие  требования. Минимальная глубина  воды h (в м ) в гавани у причалов где - наибольшая осадка судна; - наибольшая высота волны. Нефтеная гавань должна иметь достаточную акваторию для размещения необходимого числа причалов и для свободного маневрирования судов. Должна быть укрыта от господствующих ветров. Для защиты водоема от загрязнения нефтепродуктами в гавани должны быть  предусмотрены специальные меры на случай аварийного разлива.

     В морских гаванях нефтяные пирсы  располагаются перпендикулярно  к берегу. Расстояние между смежными пирсами должно быть более 200м и не менее длины самого крупного танкера , прибывающего в порт.

     В речной гавани нефтяные причалы размещаются  параллельно берегу на расстоянии не менее 300м от сухогрузных причалов. Речные причалы нефтебаз располагаются, как правило ниже по течению от населенных пунктов, крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота, на расстоянии не менее 1000м. При невозможности соблюдения этого условия речные причалы нефтебаз могут быть сооружены и выше по течению, но в этом случае указанное расстояние должно быть не менее 5000м.

Погрузка  и выгрузка танкера

     Перед загрузкой танкера производится его подготовка к перевозке нефти  и нефтепродукта она включает в основном три этапа:

  • Подготовка грузовых танков;
  • Проверка непроницаемости грузовой и зачистной систем, клинкетов, механизмов, обслуживающих грузовые танки;
  • Проверку технической исправности систем подогрева груза, газоотводной и систем пожаротушения и орошения палубы.

     Существуют  три способа зачистки грузовых танков нефтеналивных судов:

  1. Ручной;
  2. Механизированный;
  3. Химико-механезированый.

     Ручной  способ – это низко производительный способ, требующий много времени  и средств. Порядок зачистки танка  при этом следующий. После прокачки холодной забортной водой каждый танк подвергается пропариванию паром в течении нескольких часов. Когда температура в танках снизится до 30-40 градусов Цельсия, после их вентилирования туда посылают двух мойщиков, которые скатывают горячей водой (30-40 градусов)все поверхности танков из шлангов под давлением не более 0,6 МПа. Мойщики должны быть полностью одеты в защитную одежду и использовать изолирующие дыхательные аппараты.

     Механизированный  способ – осуществляется водой, которая  в танки подается под давлением  через специальные моечные машины – гидромониторы. Мойка производится в основном забортной водой различной  температуры или растворами моющих средств.

     Химико-механизированный способ – осуществляется теми же средствами, что и при механическом,  но в место воды используются различные моющие средства.

     Химико-механизированный способ должен удовлетворять следующим требованиям: обеспечению хорошего качества отмыва и сокращению его сроков, снижению времени нахождения судна под очисткой, исключению слива нефтепродуктов в море.

     Перед  постановкой танкера под погрузку опресовываются на рабочее давление зачистная магистраль и клинкеты. Прежде чем начать опресовку, все  магистрали прокачиваются забортной  водой для удаления остатков нефтепродуктов. На герметичность проверяют также  систему подогрева груза путем  продувки ее острым паром.

     Погрузка  и выгрузка танкера производится на основании согласованного и утвержденного капитаном грузового плана и под руководством одного из помощников капитана с соблюдением следующих условий:

  1. Для разгрузки корпуса танкера от опасных концентраций напряжений нефтепродукт (а при порожнем рейсе балласт) следует размещать по отсекам с учетом возможного равномерного размещения веса по длине судна. Загрузка и выгрузка танков необходимо производить по строго определенной очередности. Например, кормовую и носовую группы танков необходимо загружать равномерно.
  2. Для предотвращения нормального крена судна бортовые танки следует загружать равномерно.

    При нормальной загрузке танкера необходимо предусматривать:

  1. Максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости судна при условии обеспечения сохранности груза во время погрузки, перевозки и выгрузки;
  2. Наилучшую технологическую схему погрузки, позволяющую достичь сокращения продолжительности грузовых операций до минимума при условии обеспечения пожарной безопасности;
  3. Обеспечение нормальной остойчивости, дифферента и осадки судна на всех этапах рейса, т.е. во время грузовых операций и на переходе.

     Для выполнения расчетов, связанных с  распределением груза по танкам, необходимы следующие исходные данные:

  • Высота каждого танка;
  • Коэффициент незаполненного объема в танках;
  • Удельный вес жидкого груза.

     Далее эти данные способствуют нахождению необходимых данных по справочным таблицам.

     Для того чтобы нефтепродукты были доставлены к месту назначения в соответствующем  качестве, необходимо строго соблюдать  все правила и технологию перевозки  нефтепродуктов морем.

ЧС  при транспортировке  нефти и нефтепродуктов

     В Мексиканском заливе 20 апреля 2010г. случилась  трагедия, произошла крупнейшая техногенная катастрофа – авария, а затем и взрыв на морской буровой платформе Deepwater  Horizon  компании ВР. Пожар после взрыва не смогли потушить, до тех пор пока платформа не затонула сама по себе. Когда платформа затонула произошло резкое осложнение технического состояния этого аварийного объекта. В результате в океан вылились десятки тысяч тонн, которые поступали на поверхность, создавая реальную угрозу крупнейшей экологической катастрофы за всю историю мировой нефтедобычи. В момент взрыва на платформе работало 126 человек, из них 11 погибло. Хотя все это возможно было избежать применяя эффективные технологии пожаротушения.

Информация о работе Транспортировка нефти и нефтепродуктов водным транспортом