Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:52, реферат
Транспорт — важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
Транспортная система Германии, изложенная в цифрах
Поскольку
Германия расположена в самом
центре Европы, ее густая транспортная
сеть не только обслуживает потребности
ее собственной высокоразвитой, передовой
экономики, но и обеспечивает связи
с соседними странами. В связи
большой интенсивностью хозяйственных
связей с соседями в общем грузообороте
всех видов транспорта велика доля трансграничных
перевозок. В суммарном грузообороте основную
роль играет автомобильный транспорт
(около 2/3), за которым следуют железнодорожный
(около 1/6), внутренний водный (около 1/7),
трубопроводный (около 3,5%). В пассажирообороте
еще больше доля автомобильного транспорта
(более 9/10) и меньше доля железнодорожного
(около 6%).
Рост автомобильного
транспорта в пассажирообороте объясняется
ростом числа легковых автомобилей индивидуального
пользования, которое превысило в Германии
в 2003 г. 44,9 млн. а в грузоперевозках – экономичностью
и удобствами доставки грузов.
Государственные органы в Германии с 30-х
годов традиционно уделяют большое внимание
развитию сети автодорог высшего класса
– автострад, не имеющих пересечений на
одном уровне, общая протяженность которых
приблизилась к 12 тыс. км. Из общей протяженности
железных дорог электрифицировано около
2/5. В условиях сосуществования ФРГ и ГДР
в обоих государствах приоритетным было
направление Север – Юг, обеспечивающее
связи морских портов с глубинными районами.
После объединения Германии наиболее
приоритетным стало широтное направление.
Западногерманские
автобаны напрямую, через государственную
границу связаны с аналогичными сетями
автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии,
Франции и Австрии; пограничный контроль
на границах между странами ЕС был постепенно
ликвидирован.
Рейн является
главной водной транспортной артерией
Германии, отличающийся ровным и спокойным
течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена
(чуть выше Базеля). На Рейне находится
ряд крупных портов, в том числе Дуйсбург
– крупнейший в мире речной портовый комплекс
с грузооборотом 40– 55 млн. т в год, Кёльн,
Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм. Мозель
судоходен на всем протяжении до Лотарингии
(Франция), связывая ее с Саарским индустриальным
районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта
и чуть выше по течению.
Общая протяженность внутренних водных
путей на территории Германии – около
6,8 тыс. км. Густота их больше в Восточной
Германии, но пропускная способность больше
в Западной. Суммарный годовой объем перевозок
составляет обычно 230–260 млн. т, из которых
более 2/3 приходится на межгосударственные
перевозки. Важнейшие каналы – Среднегерманский
(по которому осуществляется межбассейновая
связь рек Германии, впадающих в Северное
море), Дортмунд – Эмс, рурские каналы,
связывающие промышленные центры Рура
с Рейном, Эльбский обводной канал, дающий
прямой выход промышленному юго-востоку
Нижней Саксонии к Гамбургу, и Майн–Дунай.
Морской флот Германии по общему тоннажу
находится в мире в третьей десятке, но
по тоннажу контейнеровозных судов уступает
только США, Панаме и Тайваню. Суммарный
грузооборот германских морских портов
составляет более 200 млн. т в год. Крупнейший
морской порт Германии – Гамбург, с годовым
грузооборотом в 65–80 млн. т в год и более.
Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен.
Прочие крупнейшие морские порты – Бремен
с аванпортом Бременхафен, Эмден и Росток.
Авиационный
транспорт во внешних сообщениях играет
большую роль, чем во внутренних. Доля
авиационного транспорта в обеспечении
внешнеторговых перевозок Германии составляет
по весу лишь 0,1%, но по стоимости – около
10%. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают
поблизости аэропортами. Из 16 имеющихся
в Германии международных аэропортов
важнейшие находятся во Франкфурте-на-Майне,
в Дюссельдорфе, Мюнхене и Гамбурге.
Крупнейший во всей континентальной Европе
и основной в Германии аэропорт, находится
во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после
Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа
и Мюнхена. Ведущая авиационная компания
Германии – «Люфтганза». И Берлин, и Франкфурт
– многофункциональные города с преобладанием
непроизводственных функций, и развитие
их аэропортов связано прежде всего с
ростом «третичной сферы», возрастанием
роли в общей иерархии городов Германии
и всей Европы.
В объединенной
Германии общая длина железнодорожных
путей достигла 44 тыс. км. Это играет особую
роль, как для внутреннего туризма, так
и для внешнего.
Важным нововведением для железнодорожного
транспорта ФРГ стало широкое использование
скоростных пассажирских поездов типа
«Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях
отходящие в часы «пиковых» нагрузок в
среднем с часовым интервалом. Благодаря
комфортабельности и хорошим техническим
характеристикам такие экспрессы, без
остановок ездящие между центрами крупных
городов, составляют серьезную конкуренцию
авиационному транспорту на расстояниях
до 800 км. Практически все дороги приспособлены
для движения высокоскоростных поездов
(до 280 км/ч).
Транспортная политика Германии
Основными стратегическими приоритетами развития транспортной системы Германии являются:
Транспортная политика Германии определяется целым комплексом общегосударственных документов: концепцией, стратегическими (до 10 лет), тактическими (5 лет) и оперативными (до 1 года) планами, которые включают национальные планы развития, как отдельных отраслей транспорта, так и транспортной инфраструктуры. Основным планом реализации транспортной политики является «План развития инфраструктуры транспорта объединенной Германии до 2010 года». Этот документ определяет развитие инфраструктуры транспорта объединенной Германии на период до 2010 года. Его положения детализируются отдельными подпрограммами для разных видов транспорта. Каждый год план детализируется и обновляется. Основными факторами, обусловившими необходимость принятия Плана, стали объединение Германии, радикальные перемены в европейской политике и новый комплекс экологических требований к транспортным системам.
Основные направления развития инфраструктуры:
Признано, что мощность национальной транспортной инфраструктуры, в первую очередь - автомобильных магистралей, недостаточна для удовлетворения перспективных транспортных потребностей. Предполагается ликвидация этого дефицита за счет опережающего развития железнодорожных линий.
Перспективы
развития связываются с
План
не рассматривается, тем не менее, как
универсальная программа