Транспортное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:06, реферат

Описание

В настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства в нашей стране осуществляется несколько своеобразно. Гражданский кодекс Российской Федерации в гл.40 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров, а также иных транспортных обязательств. Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные кодексы и уставы или нет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...……2
Транспортное законодательство…………………………………………………………2
Транспортная документация……………………………………………………..………5
Перевозка грузов железнодорожным и автомобильным транспортом…………....…10
Заключение…………………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы и нормативных актов……………………..……16

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 38.80 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...……2

Транспортное законодательство…………………………………………………………2

Транспортная документация……………………………………………………..………5

Перевозка грузов железнодорожным  и автомобильным транспортом…………....…10

Заключение…………………………………………………………………………….…15

Список использованной литературы и нормативных актов……………………..……16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

      В настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства в нашей стране осуществляется несколько своеобразно. Гражданский кодекс Российской Федерации в гл.40 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров, а также иных транспортных обязательств. Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные кодексы и уставы или нет. Так, они нашли свое отражение в принятых Воздушном кодексе Российской Федерации (1997 г.,), Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.,), Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.,), Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.,). В то же время сохраняют силу кодификационные акты транспортного законодательства, принятые в период существования СССР, например Устав автомобильного транспорта (1969 г.,). Он применяется в части, не противоречащей положениям гл.40 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующему законодательству, и будет иметь силу до принятия нового устава. Вместе с ними продолжают действовать нормативные акты, изданные в их развитие, - Правила перевозок грузов, пассажиров, инструктивные указания Государственного арбитража СССР по вопросам, имеющим отношение к транспорту.

 

ТРАНСПОРТНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ЕГО СИСТЕМА И СТРУКТУРА

 

       В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом, перевозка пассажиров и т.д.).

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку - по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного  законодательства, делятся на кодификационно-комплексные  и простые. К кодификационно-комплексным  актам относятся такие акты, которые  имеют своим предметом разнородные  общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примером таких  актов являются транспортные уставы и кодексы.

Простыми являются такие  акты, которые не противоречат кодификационным  актам и могут лишь уточнять, дополнять  и конкретизировать их.

Например, такими актами на транспорте являются Правила перевозок  грузов и пассажиров, действующие  на каждом виде транспорта, которые  уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в транспортных уставах  и кодексах.

В основе горизонтальной структуры  транспортного законодательства лежит  система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием  по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов  транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного). В эту систему входят законодательные  акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства  Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожно-транспортное законодательство, внутренневодное  транспортное законодательство, морское  транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).

Систему указанных актов  возглавляет Гражданский кодекс Российской Федерации, гл.40 которого посвящена  перевозке грузов и пассажиров. В  статьях 784-800 ГК РФ регулируются положения, являющиеся общими для всех видов  транспорта: понятие договора перевозки  грузов и пассажиров; вопросы ответственности  за утрату, порчу, недостачу и повреждение  груза или багажа; порядок предъявления претензий и исков и т.д.

В систему актов данной структуры входят также постановление  Верховного Совета РСФСР от 3 октября 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению  обеспеченности транспортом общего пользования РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 750 «О государственном обязательном страховании пассажиров»; Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1 996 г. № 382 «О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 1997 г); постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 411 «О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году»; постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 184 «О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте»; постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 г. № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» (с изменениями от 26 июня и от 4 августа 1995 г., от 12 февраля 1996 г); постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 466 «О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации» и целый ряд подобных актов.

Особенностью этих актов  является то, что в них регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.

В системе горизонтальной структуры транспортного законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно  вопросы об отдельных видах транспорта. Оно состоит из актов об управлении транспортными министерствами и  ведомствами, их компетенции, структуре. В эту систему входят также  кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следует отнести все  транспортные уставы и кодексы, действующие  в настоящее время на территории нашей страны. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г.; Воздушный  кодекс Российской Федерации 1997 г.; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.; Устав автомобильного транспорта 1969 г.

Каково же соотношение  этих кодификационных актов с  Гражданским кодексом Российской Федерации?

В соответствии со ст.2 ГК РФ гражданским законодательством  регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные  отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим  в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных  транспортных актов.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что Гражданский  кодекс - отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железнодорожного транспорта, Кодекс внутреннего водного транспорта - кодификационные акты комплексного характера, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. Гражданский кодекс приобретает, например, для Кодекса торгового мореплавания в соответствующей его части общее значение, согласно прямому указанию на это в ст.1 Кодекса торгового мореплавания. Хотя указание, аналогичное ст.1 Кодекса торгового мореплавания, отсутствует в других кодификационных транспортных актах, фактически они находятся в таком же положении в силу существующей логической и системной связи между ними и Гражданским кодексом.

В основе вертикальной структуры  системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.

Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную  подсистему гражданского законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие  акты, регулирующие транспортные отношения  на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным  Собранием Российской Федерации, Президентом  Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Во главе отдельных  системных образований транспортного  законодательства стоят крупные  кодификационные акты. Это транспортные уставы и кодексы. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся  в иерархической зависимости  от такого крупного акта, хотя и принимаются  и утверждаются одним и тем  же органом. Особенно четко это можно  проследить при изучении иерархического строения системы актов, регулирующих отношения на железнодорожном, морском  и воздушном транспорте.

ТРАНСПОРТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

Обобщенный перечень документов, сопровождающих груз:

  • Товарно–транспортная накладная
  • Счет-фактура
  • Акт загрузки автотранспортного средства
  • Сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение
  • Карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение
  • Сертификат о происхождении
  • Доверенность на перевозку
  • Накладные
  • Сводные ведомости (перечень мест, поштучный перечень продукции с заводскими номерами).

Товарно-транспортная накладная — документ, подтверждающий заключение договора перевозки, характеризующий перевозимый груз, место его погрузки и разгрузки, протяженность маршрута перевозки и содержащий отметки грузоотправителя и грузополучателя.

Будучи основным документом на перевозку груза, товарно-транспортная накладная также служит основанием:

• для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя;

• для оприходования этих товарно-материальных ценностей у грузополучателя;

• для учета транспортной работы и других услуг, предоставляемых   транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей;

• для проведения расчетов между транспортным предприятием и его клиентурой за предоставленные услуги.

Товарно- транспортная накладная содержит следующие данные:

• дата и место составления накладной;

• наименование и адрес отправителя груза;

• наименование и адрес перевозчика;

• дата и место принятия груза;

• место, предназначенное для доставки (место назначения);

• наименование и адрес получателя груза;

• общепринятое обозначение характера груза и род его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов — их обычно принятое обозначение;                                               

• вес груза брутто или выраженное в других единицах измерений количество груза;

• число грузовых мест, наличие их специальной маркировки нумерация мест;

• платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до момента сдачи груза получателю;

• сведения о наличии инструкций, требуемых для выполнения процедуры таможенного оформления и других процедур.

Товарно-транспортная накладная может содержать также  дополнительные данные:

• указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается;

• платежи, которые обязан осуществить отправитель;

• сумма, подлежащая оплате при сдаче груза к перевозке;

• объявленная стоимость груза;

• инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;

• согласованный сторонами договора срок, в течение которого осуществляется перевозка;

• перечень документов, переданных перевозчику отправителем груза.

Путевой лист характеризует выполнение водителем производственных заданий (перевозок), а также учитывает режим работы водителя и автотранспортного средства, расход горюче-смазочных материалов. Служит для оперативного учета. Путевой лист содержит следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество водителя;

2) номер водительского удостоверения;

3) фамилия, имя, отчество диспетчера, выдавшего путевой лист, и его подпись;           

4) результат технического осмотра автотранспортного средства механиком;

5) результат медицинского осмотра водителя;

6) показания спидометра при выезде автотранспортного средства на маршрут и возврате с маршрута;

7) марка и количество выданного топлива;

8) род перевозимого груза;

9) время выезда и возврата автотранспортного средства;

10) маршрут движения автотранспортного  средства.

 Перечень личных документов, которые должен иметь водитель при выполнении международных перевозок:

Информация о работе Транспортное законодательство