Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам.
Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти, твёрдых материалов
В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный Трубопроводный транспорт
К магистральному Трубопроводному транспорту относятся газо- и нефтепроводы, по которым обычно транспортируют продукты от мест добычи к местам переработки и потребления — на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктопроводам перемещают готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления.
Трубопроводный транспорт используют для транспортировки грузов, поддающихся передаче по трубам, в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. К Трубопроводный транспорт относятся нефте-базовые, внутрипромысловые нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газоразводящие, водопроводные и канализационные сети и т.п.
Трубопроводный транспорт — прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам).
Дальнейшее развитие магистрального Трубопроводный транспорт связано с увеличением диаметра труб, с повышением давления газа и нефти в трубах, с применением более мощных компрессорных агрегатов и т.п. Для снижения стоимости транспортировки предполагается осуществлять подачу газа в охлажденном (жидком) виде.
Трубопроводы — очень дешевый вид транспорта. Расходы на транспортирование тонны нефти по трубе в несколько раз меньше, чем на перевозку автомобильным или железнодорожным транспортом. И поэтому трубопроводы в наши дни пересекают реки и болота, горные хребты, пустыни, ложатся на морское дно, проходят там, где никогда не было и не будет дорог.
- Недавно начали строить трубопроводы и из пластмассовых труб. Такие трубы гораздо меньше весят, дешевле металлических, не боятся коррозии и могут 15—20 лет служить без ремонта. Вот только пока не научились делать такие трубы большого диаметра.
- По трубам можно перемещать из одного места в другое не только газы и жидкости, но и, например, уголь или железную руду. Размолотые в порошок, перемешанные с водой, эти материалы ведут себя словно жидкость, точно так же перекачиваются насосами по трубам.
- Таким образом, трубопроводный транспорт становится соперником железных дорог в перевозке ряда грузов. Все более важную роль играет одна из разновидностей трубопроводного транспорта — пневмотранспорт, который для движения использует сжатый или, напротив, разреженный по сравнению с атмосферой воздух.
В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.
История
- Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х годов.
- В
2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 %.
- Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 %.
- Длина магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км.