Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 02:13, реферат
Показатели раскрываемости краж автотранспорта, в том числе отдельно краж автомобилей, традиционно рассматриваются как одни из основных результатов деятельности органов внутренних дел. Специфичность указанных преступлений сделала необходимой выделение этого направления в качестве самостоятельной линии работы в подразделениях уголовного розыска и предварительного следствия, закрепление за ней наиболее опытных сотрудников.
Допрос подозреваемого в краже автотранспортного средства — одно из наиболее сложных следственных действий. Сложность данного следственного действия состоит в том, что оно, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования, когда следователь еще мало информирован о личности допрашиваемого и не располагает достаточными доказательствами его причастности к преступлению. Кроме того, необходимо учитывать, что в последние годы существенно расширены права подозреваемого на защиту. Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость тщательной подготовки к допросу подозреваемого.
У подозреваемого в совершении кражи автотранспортного средства подлежат выяснению следующие вопросы: когда, с кем и в связи с чем он оказался на месте происшествия; по чьей инициативе и при каких обстоятельствах была совершена кража автотранспортного средства; может ли подозреваемый показать место кражи, пути подхода и отхода с него; располагал ли подозреваемый сведениями о личности потерпевшего, о похищаемом транспортном средстве и месте его хранения; какие подготовительные действия осуществлялись с целью совершения преступления, и какие условия и приспособления для этого использовались; каким способом осуществлялось проникновение в гараж; какие приемы использовались для проникновения в салон (кабину) автомашины, для запуска ее двигателя, для нейтрализации противоугонных устройств; какие орудия и инструменты применялись в процессе совершения данного преступления, их подробная характеристика; использовалось ли при совершении кражи другое транспортное средство, его техническая характеристика; каковы количество соучастников преступления, их ролевые функции, установочные данные и максимально подробные сведения о внешних признаках и приметах; где могут находиться соучастники и каковы их преступные связи; какие меры применялись по сокрытию следов преступления; какое автотранспортное средство и другое имущество были похищены, их количество и качество, а также особые признаки; где, когда и при помощи каких лиц подозреваемый реализовал похищенное автотранспортное средство или его части; какая прибыль получена от реализации похищенного, как распределена между соучастниками преступления; совершал ли подозреваемый аналогичные преступления ранее(данные о судимостях и сроках отбывания уголовного наказания); предпринимал ли кто-либо из посторонних граждан меры к пресечению преступления, кто именно; кто может подтвердить показания допрашиваемого по поводу вышеизложенных обстоятельств.
Для расследования краж автотранспортных средств характерно широкое использование судебных экспертиз.
Судебно-автотехническая экспертиза. Применительно к расследованию преступлений рассматриваемой категории в задачу судебно-автотехнической экспертизы входит установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием автотранспортного средства, механизмом образования отдельных повреждений и неисправностей. Объектами исследования в этих случаях могут быть различные материальные источники информации: место кражи автомашины, место его обнаружения, само транспортное средство, его узлы и детали, вещественные доказательства.
Трасологическая экспертиза следов орудий и инструментов устанавливает обстоятельства, связанные с отождествлением орудий, инструментов и механизмов следового воздействия. Она назначается при расследовании краж, связанных с проникновением в гаражи, боксы, ангары и другие закрытые объекты, предназначенные для временного или постоянного хранения автотранспортных средств. При назначении экспертизы в распоряжение эксперта предоставляют: предметы со следами орудий и инструментов; слепки следов, которые не могут быть изъяты; протоколы следственных осмотров места происшествия и вещественных доказательств, а также приложения к ним (схемы, планы, фототаблицы). В случае установления подозреваемых лиц и изъятия у них похожего следообразующего предмета на экспертизу направляют и проверяемое орудие или инструмент.
Трасологическая экспертиза запирающих механизмов и предохранительных устройств назначается в случаях повреждения при совершении краж автомобильных и гаражных замков, охранных систем, различных противоугонных и блокировочных приспособлений. На разрешение данной экспертизы могут ставиться вопросы диагностического и идентификационного характера.
Указанные экспертизы, как правило,
производятся сотрудниками экспертно-криминалистических
подразделений органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты изучения уголовных дел о кражах автотранспортных средств позволяют сформулировать вывод о том, что эффективность раскрытия и расследования данных преступлений напрямую зависит от своевременности получения информации о неправомерном завладении автотранспортным средством; оперативности реагирования на заявления и сообщения о таких фактах; обоснованности возбуждения уголовных дел о кражах автотранспорта; надлежащей организации и технического обеспечения следственно-оперативных групп, выезжающих на места происшествий; качественного осмотра мест происшествий и максимального извлечения доказательной информации из обнаруженных следов и предметов; своевременности проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Раскрытие и расследование краж автотранспортных средств, разумеется, не могут исчерпываться наступательностью действий следователя только на первоначальном этапе. Активная и целенаправленная работа по делу должна осуществляться и на последующем этапе расследования. Лишь при этом условии будут обеспечены полнота и объективность уголовного процесса.
Информация о работе Угон, кража, автомобиль, преступление, хищение