Утилизация судов атомно-технического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:18, контрольная работа

Описание

В настоящее время в России разработана общая концепция утилизации АПЛ и программа их утилизации с помощью западных инвесторов успешно выполняется. Однако концепция утилизации судов АТО не разработана. Имеются отдельные примеры утилизации (конвертации) судов АТО, осуществленные по причине их аварийного состояния или необходимости вывода их эксплуатации, а также размещения на них дополнительного количества РАО. На некоторых судах АТО проведены подготовительные работы (выгрузка ОЯТ, РАО, перевод суда в отстой и т.д.) продиктованные выше назваными причинами.

Работа состоит из  1 файл

Утилизация судов атомно-технического обслуживания.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     В этом случае весь корпус судна разделывается  на сегменты и блок с хранилищем ОЯТ и другие крупные блоки  размещаются на строящемся береговом  комплексе хранения реакторных отсеков  АПЛ в губе Сайда, сооружение которого осуществляется с участием западных инвесторов (Германия). Во второй очереди комплекса предусматривается площадка для хранения крупногабаритных блоков вспомогательных судов (судов АТО). После разработки технологии выгрузка ОЯТ может быть проведена непосредственно из блока, в том числе в береговых условиях (так называемый отложенный вариант).

     Топливо из хранилища выгружать.

При этом варианте должно быть предусмотрено извлечение топлива из хранилища и утилизация судна в соответствии с отдельным  сегментом утвержденного проекта.

     При этом при разработке проекта на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) должно быть определено, по какому из вариантов будет проходить утилизация судна. Необходимо отметить, что обращение с ОЯТ и утилизация судна являются взаимосвязанными вопросами.

     Отдельной проблемой при этом варианте стоит исследование и обоснование безопасного хранения так называемых «просыпей» ОЯТ, которые, по мнению специалистов, уже имеются, и будут образовываться при извлечении, прежде всего дефектного топлива. 

     Представляется  целесообразным при разработке проекта рассмотреть все аспекты каждого из вариантов. 

     1.2.Место  проведения работ.

     С экологической точки зрения вопрос места проведения работ по утилизации судов АТО и в первую очередь  извлечения ОЯТ является одним из важных. И здесь важно оценить опыт проведенных работ по извлечению ОЯТ из судов ВМФ на Дальнем Востоке (выгрузка плавучей технологической базы ВМФ - ПМ-80, ПМ-32) и пробной выгрузки ОЯТ из плавучей технологической базы «Лепсе» ОАО «Мурманское морское пароходство».

     И в этом вопросе не должно быть никаких тайн и сокрытий информации от специалистов и чиновников, принимающих решения. Если есть факты радиоактивных загрязнений территории предприятий, выход за пределы санитарно-защитной зоны, то они должны быть тщательно проанализированы и положены в основу оценки рисков при разработке проектов.

     Так, при принятии решения проблемы ОЯТ  из плавучей технологической базы «Лепсе», по мнению некоторых специалистов, наилучшим местом проведения работ  по извлечению ОЯТ из этого судна  АТО является предприятие, находящееся вдали от крупных городов, а не на ФГУП «Атомфлот» — у границы почти 400-х тысячного города Мурманска.  

     2.Наличие,  количество и состояние  ТРО и ЖРО.

Наличие, количество и состояние ТРО и ЖРО является вторым определяющим экологическим фактором утилизации судов АТО. Радиационная обстановка на судах АТО, не имеющих хранилища ОЯТ, определяется содержимым цистерн и монжюсов можно сортировать, поместить в экологически безопасные упаковки для последующего хранения, то проблема ЖРО является более сложной.

     В течение длительного периода  на судах АТО, прежде всего ВМФ, применялась  практика перемешивания в цистернах  ЖРО различного физико-химического  состава и как следствие образование  осадка на дне цистерн с накоплением  радионуклидов в нем и, как следствие, повышение уровня радиации в смежных помещениях. Прием в одну цистерну щелочных и кислых вод привел к их коррозии. Из топливных цистерн в цистерны для хранения ЖРО попали нефтепродукты.

     Удаление  ЖРО с судов АТО, находящихся  в неудовлетворительном техническим и аварийном состоянии, существенно повышает экологические риски и, прежде всего, связанные с дополнительным облучением персонала и загрязнением окружающей среды. Отдельной технической задачей, имеющей экологическую значимость, является утилизация цистерн хранения ЖРО, имеющих высокоактивные осадки, Удаление их из цистерн связано с облучением персонала, а омоноличивание осадка и отказ от выгрузки приведет к увеличению образования ТРО,

     Удаление  ЖРО, работы по дезактивации цистерн, монжюсов, удаление образовавшихся в цистернах осадков является радиационно-опасной операцией, требующей разработки индивидуальной схемы обращения для каждого судна АТО.

     При этом следует отметить, что в некоторых  случаях слабоактивные ЖРО, цистерны с ЖРО, контейнеры с ТРО иногда играют роль биологической защиты персонала судов АТО от ОЯТ и более высокоактивного оборудования, хранящегося на судне.

     Это обстоятельство необходимо учитывать  при определении первоочередности проведения работ.

     При решении вопросов с РАО необходимо принять во внимание техническое  состояние и характеристики упаковок ТРО, которые подлежат выгрузке, организовать места их временного безопасного  хранения и подготовки для длительного  хранения.  

     3. Техническое состояние судна.

     Суда  АТО были построенные как по специальным  проектам (серии), а некоторые были переоборудованные для этих целей  из серийных танкеров, сухогрузов, лесовозов, барж и т.д. Как было отмечено основное количество в 60-70-х годах прошлого века в период массового строительства военного и гражданского атомного. В аварийном состоянии каждое третье судно АТО. Восемьдесят процентов судов АТО выработали установленные сроки и подлежат утилизации.

     Эти обстоятельства определяют невозможность  использования, имеющегося оборудования для осуществления работ по передаче с них РАО, прежде всего ЖРО, с использованием штатных систем и механизмов (трубопроводы, насосы и т.д.). Это приведет к необходимости использовать временные системы, мобильные установки. Использование их всегда повышает техногенный и экологический риск. А наличие многочисленного типа судов не позволяют в полной мере унифицировать оборудование или создать береговые системы.

     Подъем  затопленных и полузатопленных  судов связан с рискам распространения  радиоактивности при разгерметизации емкостей и трубопроводов, загрязнением радионуклидами используемых технических средств (понтоны, буксиры) и распространением загрязнения за пределы объектов отстоя судов АТО.

     Техническое состояние судов АТО, на которых  храниться ОЯТ на судах (плавучие технологические базы) непосредственно связано с экологическими рисками при проведении работ по его выгрузке. Это и вышедшее из строя основное и вспомогательное технологическое оборудование, системы дезактивации, вентиляции и т.д.

     Отдельной проблемой стоит состояние защитных покрытий конструкций помещений  судов АТО (палуб переборок, подволоков), оборудования (цистерн, трубопроводов, контейнеров и т.д.). Это обстоятельство существенно повышает риск распространения  радиоактивных загрязнений, увеличения образования количества вторичных РАО при утилизации судов АТО. А, учитывая, что, как правило, в местах, где имеет место разрушение защитных покрытия, скапливаются радионуклиды возрастает риск дополнительного облучения персонала (как внешнего, так и внутреннего) на всех этапах утилизации судов АТО.  

     4. Радиационная обстановка.

     Наличие на судне ОЯТ, РАО, история использования  судна определяет радиационную обстановку. На судах АТО уровни мощность дозы гамма-излучения, загрязнения радионуклидами помещений и оборудования - неравномерный. Учитывая, принятую при проектировании и постройке зонирование судов на жилую и производственную.

     Последняя - разделялась на «чистую и грязную  зоны». В «чистой зоне» размещается  помещения и оборудование, необходимое любому судну: основные механизмы - двигатель, электрическое оборудование, топливные цистерны, цистерны жизнеобеспечения экипажа (питьевой и мытьевой воды, сбора фекальных вод) и т.д. В «грязной зоне» размещаются хранилища ОЯТ, РАО и вспомогательные системы: дезактивации, сбора собственных РАО образующихся при эксплуатации судна, вентиляции «грязной зоны» и т.д.

      Так, мощность дозы гамма-излучения в  помещении хранилища птб «Лепсе»  и в смежных с ним помещениях в сотни тысяч раз превышает  природный радиационный фон. и достигает от 3 до 80 мр/ч. Превышения имеются и за пределами судна: от 110 до 2000 мкр/ч (вплотную к борту) и на причале ФГУП РТП «Атомфлот» от 110 до 1500 мкр/ч. ( так называемые «прострелы»).

     Радиоактивное загрязнение помещений, образовавшееся много лет назад, на судах АТО часто находится под толстым слоем краски (так называемое фиксированное загрязнение), в труднодоступных для дезактивации местах и поэтому при утилизации судна существенно возрастет количество ТРО в виде загрязненного металлома, а при разделке судов газорезкой возрастает риск попадания радионуклидов в организм персонала увеличивая дозовую нагрузку и загрязнение окружающей среды.

     Рекомендации  по нормализации радиационной обстановки или локализация радиоактивных  загрязнений должны проводится на начальной стадии разработки программы утилизации судна АТО на основе технико-экономических расчетов после тщательного радиационного обследования каждого судна с унифицированной методикой (включая приборное и лабораторное оснащение), порядком, а также и представлением унифицированных отчетных данных по результатам такого обследования. Этот необходимо, прежде всего, для детальной проработки рекомендаций и с целью снижения дозовых нагрузок на персонал и уменьшения рисков загрязнения окружающей среды. 

     5. Наличие современных  технических средств  доставки судна  АТО к месту утилизации и соответствующей инфраструктуры на предприятии по их утилизации.

     Наличие современных технических средств  доставки судна АТО к месту  утилизации и соответствующей инфраструктуры на предприятии по их утилизации является важной составляющей процесса утилизации судов АТО и определяющей снижение экологических рисков. 

     5.1.Буксиры,  док. 

     Как было отмечено выше техническое состояние  подавляющего числа судов АТО  неудовлетворительное, многие из них находятся в затопленном или полузатопленном состоянии и вопросы доставки таких судов к месту утилизации являются актуальными. Печальный опыт транспортировки АПЛ К-159 к месту утилизации наглядное подтверждение этому.

     Для безопасной транспортировки отдельных судов АТО, по мнению Беллоны, вероятно потребуется транспортный плавучий док, выделенный для этих целей в местах дислокации судов АТО: северный и дальневосточный регионы.

     Техническое состояние судов АТО, потенциальная  вероятность загрязнения окружающей среды радионуклидами, потребует утилизации судов АТО в плавучих доках, имеющихся или специально устанавливаемым на предприятиях по утилизации судов АТО. Причем плавучие доки должны быть оборудованы необходимой инфраструктурой: санитарный пропускник, дозиметрический пункт, система физической защиты, условия временного размещения загрязненного металлолома и оборудования безопасного для персонала и окружающей среды и т.д.

     Решение о составе такой инфраструктуры, по мнению Беллоны, должно быть принято после углубленного радиационного и технического обследования судов АТО в регионах и согласовано с надзорными органами. 

     5.2.Стуктуры  обращения с ОЯТ,  РАО.

     Наличие современных технических средств  обращения с ОЯТ и РАО на предприятии по их утилизации является одним из основных условий для безопасного процесса утилизации судов АТО, снижающих экологические риски, как во время процесса утилизации, так и на долгосрочную перспективу.

     По  мнению Беллоны все транспортные и упаковки для хранения ОЯТ и РАО должны быть унифицированы для различных ведомств. Применяемые упаковки для хранения высоко и средне активных ТРО должны быть разработаны с учетом длительного хранения в региональных хранилищах. Выбор конструкции упаковки должен быть обоснован следующими основными критериями: экологический и экономический.

     Экологические требования: полная изоляция ТРО от внешней среды, долгосрочная эксплуатация (не менее 100 лет),  

     Экономические требования: максимальная вместительность  при наименьшей стоимости и весовых и габаритных размерах, простота изготовления. Упаковки для хранения ТРО должны изготавливаться непосредственно в регионе утилизации судов АТО для снижения их стоимости.

     Именно  отсутствие современной и качественной инфраструктуры обращения с ОЯТ  и РАО в ВМФ в 70-80-х прошлого века создало экологические проблемы, которыми в настоящее время занимается Россия с финансовой помощью иностранных инвесторов.

     Предприятие, которому предстоит заниматься утилизацией  судов АТО, должно иметь отвечающие требованиям действующих нормативно-технической документации структуру и иметь соответствующие лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на каждый вид деятельности. 

Информация о работе Утилизация судов атомно-технического обслуживания