Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:39, реферат
Волновая передача, механическая передача (зубчатая, фрикционная, винтовая), в которой вращение передаётся и преобразуется циклическим возбуждением волн деформации в так называемом гибком элементе (отсюда название «волновая»). Волновые передачи основаны на принципе передачи вращательного движения за счет бегущей волновой деформации одного из зубчатых колес. Такая передача была запатентована американским инженером Массером в 1959 г.
Введение
Назначение и области применения
Преимущества и недостатки волновых передач
Структура волновой зубчатой передачи
Классификация типовых структурных ВЗП
Федеральное Агентство по Образованию
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образование
«Национальный
исследовательский ядерный
Трехгорный технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ
Кафедра ОИД
Реферат по курсу «Детали машин и основы конструирования»
Волновые передачи
Выполнил:
студент 5ТМ-39
Проверил:
доцент кафедры ОИД
Трехгорный
2011
Содержание
Введение
Введение
Волновая передача, механическая передача (зубчатая, фрикционная, винтовая), в которой вращение передаётся и преобразуется циклическим возбуждением волн деформации в так называемом гибком элементе (отсюда название «волновая»). Волновые передачи основаны на принципе передачи вращательного движения за счет бегущей волновой деформации одного из зубчатых колес. Такая передача была запатентована американским инженером Массером в 1959 г.
Волновые передачи имеют меньшие массу и габариты, большую кинематическую точность, меньший мёртвый ход, высокую вибропрочность за счёт демпфирования (рассеяния энергии) колебаний, создают меньший шум.
При необходимости
такие передачи позволяют передавать
движение в герметичное пространство
без применения уплотняющих сальников,
что особенно ценно для авиационной,
космической и подводной
Кинематически эти передачи представляют собой разновидность планетарной передачи с одним гибким зубчатым колесом. На рис. 18.1 изображены основные элементы волновой передачи: неподвижное колесо 7 с внутренними зубьями, вращающееся упругое колесо 2 с наружными зубьями и водило h. Неподвижное колесо закрепляется в корпусе и выполняется в виде обычного зубчатого колеса с внутренним зацеплением. Гибкое зубчатое колесо имеет форму стакана с легко деформирующейся тонкой стенкой: в утолщенной части (левой) нарезаются зубья, правая часть имеет форму вала. Водило состоит из овального кулачка и специального подшипника.
Гибкое колесо деформируется так, что по оси овала I—I зубья зацепляются на полную рабочую высоту; по оси II—II зубья не зацепляются.
Передача
движения осуществляется за счет деформирования
зубчатого венца гибкого
Существует
большое количество конструкций
волновых механизмов. Обычно эти механизмы
преобразуют входное
лежат в пределах от 100 до 600. Зона зацепления в волновой зубчатой передаче совпадает с вершиной волны деформации. По числу зон или волн передачи делятся на одноволновые, двухволновые и так далее. При вращении водила овальной формы образуются две волны. Такую передачу называют двухволновой. Бывают трехволновые передачи, на рис. 18.2 показана схема такой передачи. Передачи с числом волн более трех применяются редко.
Распределение
передаваемых усилий по нескольким зонам
уменьшает нагрузку на элементы пар
и позволяет существенно
Гибкое колесо обеспечивает волновым передачам возможность передачи движения через герметичную стенку, которая разделяет две среды (например, космический аппарат и открытый космос). При этом гибкое колесо выполняется как элемент герметичной стенки, входной вал и генератор волн располагаются по одну сторону стенки (внутри космического аппарата), а выходное звено - по другую (в космическом пространстве). Схема герметичной волновой передачи приведена на рис. 18.3.
Преимущества:
- Возможность
реализации в одной ступени
при двухволновом генераторе
волн больших передаточных
- Высокая нагрузочная способность при относительно малых габаритах и массе.
- Малый мертвый ход и высокая кинематическая точность.
- Возможность
передачи движения через
- Малый приведенный к входному валу момент инерции (для механизмов с дисковыми генераторами волн).
Недостатки:
- Практически
индивидуальное, дорогостоящее, весьма
трудоемкое изготовление
- Возможность
использования этих передач
- Ограниченные
обороты ведущего вала (во избежание
больших центробежных сил
Передаточное отношение волновых передач определяется методом остановки водила (метод Виллиса).
По рис. 18.1 передаточное отношение: при неподвижном жестком колесе
(1)
где и — угловые скорости волнового генератора и гибкого колеса;
Z1 и Z2— числа зубьев жесткого и гибкого колес;
С — число волн;
при неподвижном упругом колесе:
(2)
В формуле (1) знак «минус» указывает на разные направления вращения генератора и гибкого колеса.
Причины выхода из строя и критерии работоспособности.
В процессе работы этой передачи наблюдается
- разрушение подшипника генератора волн от нагрузки в зацеплении;
- проскакивание
генератора волн при больших
вращающих моментах, когда зубья
на входе в зацепление
- поломка
гибкого колеса от трещин
- износ зубьев на концах;
- пластические
деформации боковых
Расчёт волновых зубчатых передач отличается от расчёта обычных зубчатых передач тем, что учитывается деформация гибкого венца и генератора.
За критерий работоспособности обычно принимают допускаемые напряжения смятия
Где Ψd – коэффициент ширины гибкого венца; d – делительный диаметр гибкого венца.
Волновые передачи можно применять в качестве редукторов, дифференциалов и вариаторов скорости.
Рассмотрим одноволновую зубчатую передачу с генератором волн, который образует с гибким колесом пару скольжения. Волновая передача не может рассматриваться в рамках ранее принятых нами допущений, так как в ней содержится гибкое звено. Поэтому необходимо определить место гибкого элемента в структуре механизма. Гибкая связь обычно допускает по действием силовых воздействий определенные относительные перемещения соединяемых звеньев. Поэтому ее отнесем к отношениям между элементами или к упругой кинематической паре. Зубчатое колесо представляет собой замкнутую систему зубьев. В каждый рассматриваемый момент в контакте в высшей паре могут находится один или несколько зубьев. Так как зубчатые колеса - звенья, то зубья - элементы высшей кинематической пары. Поэтому многопарный контакт между зубчатыми колесами является контактом между элементами одной кинематической пары. Пассивные или избыточные связи, возникающие в этом контакте, относятся к внутренним связям кинематической пары и в структурном анализе на уровне звеньев не учитываются. Поэтому считаем, что в зацеплении находится один зуб. Структурная схема механизма с остановленным жестким колесом при гибком соединении зуба с валом гибкого колеса может быть представлена следующем образом.
Рис. 18.4. Волновая зубчатая передача с упругой муфтой - стаканом.
Рис. 18.5. Волновая зубчатая передача с волновой зубчатой муфтой.
Рассмотрим звенья и кинематические пары механизмов:
- звенья:
0 - корпус с закрепленным на нем жестким колесом.
1 - быстроходный вал с генератором волн.
2 - зуб гибкого колеса.
3 - вал гибкого колеса.
- кинематические пары:
Рис. 18.6
Оси координат в зубчатой паре направляются так:
ось z - по касательной к профилям в точке контакта,
ось х - по нормали к профилям,
ось у - по линии контакта зубьев.
Рис. 18.7
Подвижность механизма подсчитывается следующим образом:
n=3 , p1=3, p2=2
Wпл=3*3-2*3-1*2=1
Wм=0; W0=1
qпл= W0 + Wм+ Wпл=1-1=0
В таблице 18.1
приведены наиболее распространенные
структурные схемы типовых
№ |
Структурная схема ВЗП |
h | |
1 |
|
50...300
|
0,95 ...0,8 |
2 |
|
50...300
|
0,9...0,8 |
3 |
|
2000...105 |
0,2..0,01 |
40...300 Если , то
|
0,85..0,7 |
Таблица 18.1