Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:15, реферат
Развитие внешнеэкономических связей Украины, ее направленность на динамическое вхождение в мировую экономическую систему требуют наличие высокоэффективной и разветвленной транспортной системы. Транспортная система играет в современных условиях определяющую роль как один из важнейших факторов экономического развития государства.
Вступление
1. Значение транспорта в народохозяйственном комплексе Украины.
2. Территориальная организация транспортной системы.
3. Характеристика отдельных видов транспорта Украины. Особенности их функционирования и взаимодействие в транспортных узлах.
4. Проблемы и перспективы развития транспортной системы Украины.
Заключение
В меру создания межгосударственных автомагистралей значения автотранспорта постоянно растет в осуществлении межгосударственных связей, в частности с Россией, Беларусью, Молдовой, странами зарубежной Европы.
Развитие автомобильного транспорта и его территориальная организация зависят от отраслевой структуры народного хозяйства, ее территориальной организации, естественных условий, в частности рельефа. Названные факторы определяют направления та плотность автодорог.
Важнейшими автомагистралями Украины является: Киев — Полтава — Харьков — Ростов-на-Дону, Киев — Москва, Киев — Санкт-Петербург, Киев — Одесса, Москва — Харьков — Запорожье — Симферополь, Киев — Житомир — Ровно — Львов — Ужгород, Киев — Днепропетровск — Донецк — Мариуполь но др. Близко трети автодорог с твердым покрытием в Украине имеют капитальный тип покрытия, преимущественно на путях общегосударственного и межгосударственного значения. При этом преобладает переходный тип покрытия (гравиевые, шоссе, асфальтированные, мостовые).
В сельской местности важное значение имеют автодороги местного и внутрихозяйственного подчинения. Почти 30% этих автодорог не имеют еще твердого покрытия и в период неблагоприятных погодных условий становляться труднопроходимыми. Вследствие этого народнохозяйственный комплекс Украины, и в частности отрасли АПК, имеют большие материальные убытки.
Автотранспорт Украины характеризуется тем, что 70% грузового парка сосредоточенно в хозяйствах и автопредприятиях (АТП) агропрому и корпорации «Укравтогранс», остальные — на предприятиях больше чем 80 ведомств.
Автомобильный транспорт Украины нуждается в значительном техническом обновлении, оптимизации структуры парка, за грузоподъемностью, типами кузова, наличием специализированных транспортных средств, особенно малой грузоподъемности. Необходимым является повышение удельного веса дизельных двигателей на автомобилях отечественного производства, совершенствования системы технического обслуживания и ремонта автомобилей, создания новых и модернизации старых авторемонтных заводов.
Морской транспорт. Этот вид транспорта сравнен дешевым; он играет чрезвычайно важную роль в формировании внешнеэкономических связей Украины, особенно со странами дальнего зарубежья. Общая длина морской береговой линии, которая практически не замерзает, составляет больше 1000 км. Много есть удобных бухт, которые способствовали формированию 18 морских портов, среди которых наиболее важной является Одесса, Илличевск, Измаил, Южный, Николаев, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь на березе Черного моря и Мариуполь и Бердянск, на березе Азовского моря. Кроме того, есть 8 судоремонтных заводов, которые строят небольшие суда.
В структуре грузовых морских перевозок значительно преобладают самые массовые грузы, которые занимают главное место и в структуре экспортно-импортных поставок Украины. Это руды черных и цветных металлов, каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минерально-строительные материалы.
Экспортно-импортные перевозки грузов морским транспортом осуществляются в среднем на расстояние до 8 тыс. км и больше, в результате чего их частица в грузообороте морского транспорта превышает 95%.
Наибольшее количество международных перевозок осуществляют черноморские порты Одессы, Илличевска, и Южный.
На Одесский порт приходится больше пятой части вантажо-обороту морского транспорта Украины. Основными грузами здесь являются руды, нефть и нефтепродукты, строительные материалы, хлебные грузы, сахар, цитрусовые но др. Илличивский порт расположен за 20 км от Одессы и является ее дублером. Работает он преимущественно на обеспечение экспортных поставок. В грузообороте этого порта высокую частицу занимают металлы, каменный уголь, строительные материалы, железная и марганцевая руды. Порт Южный обслуживает в основном припортовый завод и специализируется на обеспечении экспорта аммиака.
В Черноморском порту значительный объем грузовых работ выполняют Николаев, Херсон, которые специализируются на отправлении железной и марганцевой руд, строительных материалов. Через Николаевский морской порт импортируются бокситы. С ноября по марта эти порты прекращают навигацию через замерзание Днепровского и Бузького лиманов.
Азовский порт — Мариуполь, Бердянск и Керчь, специализируются преимущественно на экспорте железной и марганцевой руд, черных металлов, каменного угля, цемента.
Украинско – Дунайский порт — Рени, Измаил, Килия и Вилково играют важную роль в осуществлении экономических связей со странами зарубежной Европы, особенно Дунайского бассейна.
Таким образом, через морские порты на экспорт поступает каменный (коксовое) уголь, кокс, железная и марганцевая руды, черные металлы, химические продукты, в частности аммиак, цемент, сахар, некоторые виды машин и другие товары. Украина импортирует машины и оборудование, минерально-сырьевые ресурсы, в частности бокситы, фосфорить, также продукцию сельского хозяйства и так далее В перспективе важное значения могут иметь нефть, нефтепродукты, газ. Но их импорт станет возможным после завершения строительства нефте- и газотерминалов. Для освоения новых грузопотоков необходимо пополнить флот специализированными судами, в первую очередь танкерами и метановозами.
Пассажирские перевозки осуществляют 17 морских портов. Но значение морского транспорта для перевозки пассажиров является незначительным и постепенно сокращается.
Речной транспорт. Рядом с морским является одним из дешевейших поскольку использует естественные транспортные магистрали — судоходные реки.
Общая длина судоходных рек в Украине составляет больше чем 4 тыс. км, в том числе с осветительной и світловід-бивною обстановкой — 3,9 тыс. км. Основные водные артерии — Днепр и его притоки Припять и Десна, Днестр, Южный Буг. Как магистральные речные пути используются также области Днестровского лимана общей протяжностью больше чем 30 км, а также устье Дуная, длиной 152 км, из них с морским оборудованием — 140 км.
Все другие судоходные реки — Десна (к северу от Чернигова), Стир, Горинь, Днестр, Самара, Южный Буг, Сиверский Донец, Ингул, Ворскла, Псел, Орель — за транспортным использованием принадлежат к малым рекам. Общая протяжность судоходных участков г. Десна — 575 км. Она играет важную роль в перевозках грузов Черниговской области. При увеличении гарантийных глубин в нижнем течении. Десна может иметь большое значение для экономических связей области с областями среднего и нижнего течения Днепра. Реки Стир (судоходные участки — 280 км) и Горинь (210 км) обслуживают внутриобластные перевозки Волынской и Ровенской областей.
Днестр (судоходные участки больше чем 120 км) судоходен в пределах Винницкой, Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой и Черновицкой областей.
В Днепропетровской области для судоходства используют малые реки — Самару и Орель, в Полтавской — Сулу и Псел, в Харьковской и Луганской — Сиверский Донец.
Малые реки используются преимущественно для перевозки строительных материалов, некоторой продукции АПК и существенной роли, в размещении производительных не играют.
Речной транспорт Украины системой каналов связан с реками соседних государств: Беларусии и Польши (бассейн Днепра соединяется с бассейном Вислы, Днепробужским каналом), который дает выход в Балтийское море.
Основные грузо-разгрузочные работы осуществляются в таких речных портах, как Киев, Днепропетровск, Запорожье, Днип-родзержинск, Кременчуг, Черкассы, Никополь, Чернигов, а также Херсон, Николаев, Рени, Измаил, Килия, Вилочный. В названных портах речной транспорт работает в тесной взаимосвязи с железнодорожным и морским транспортом. Благодаря использованию судов типа река—море грузы перевозятся по Днепру, Черному морю, Дунаю и дальше в речные порты Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Германии; по Черному и Средиземному морям — в морские порты Турции, Греции, Италии, Франции, Израиля и других стран Средиземноморья.
В структуре перевозок грузов преобладают минеральные строительные материалы (строительный песок и твердые кристаллические материалы), цемент, руда, метали и металлолом, уголь, продукция АПК. Наибольший объем грузовых перевозок имеют Киевская, Днепропетровская, Запорожская и Херсонская области.
Для последующего развития речного транспорта необходимо увеличить удельный вес специализированных судов типа река—море, что будет способствовать расширению внешнеэкономических связей, а также большегрузных судов для внутренних перевозок массовых грузов; углубить фарватеры , в частности Десны; смягчить факторы сезонной неравномерности перевозок за счет продолжения эксплуатационного периода и организации круглогодичной навигации на юге; вывести из эксплуатации физически и морально обветшалые суда с заменой их новыми.
Трубопроводный транспорт. Этот вид транспорта наиболее экономный и эффективны для транспортировки жидкого топлива, горючего и технологического газа, химических продуктов. Его развитие обусловлено развитием в Украине нефтяной, нефтеперерабатывающей газовой промышленности.
В частности, это нефтепроводы Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон Мичуринск — Кременчуг. Через эти нефтепроводы в Украину поступает сибирская нефть.
Газопроводный транспорт является не только наиболее эффективным, но и фактически единственным видом транспорта в Украине для транспортировки газа. Общая протяжность газопроводов Украины достигает 33 тыс. км.
В перспективе Украина должна расширить количество стран — поставщиков газа. Значительная роль в этом отводится Ирану, который имеет огромные залежи газа и заинтересованный в торговле с Украиной. С целью решение этой проблемы возможно строительство газопроводов в Украину через Закавказье и Северный Кавказ. Есть и другие варианты поставок газа из названных регионов, но уже морским транспортом для возки газа.
Воздушный транспорт - самый молодой и наиболее скоростной, однако пока еще дорогой. Рядом с перевозками грузов, почты и пассажиров, он осуществляет санитарные перевозки, а также аэрофотосъемки, химическую обработку посевов и борьбу, с лесными пожарами.
Наибольшие авиапорты Украины - Борисполь (Киев), Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Винница, Львов, Луганск, Запорожье, Симферополь, Черновцы, Херсон, Николаев, Ивано-Франковск.
Воздушный транспорт перевозит преимущественно пассажиров. С получением Украиной независимости выросла роль международных перевозок. Открыты воздушные линии к США, Канаде, Израилю, Германии, Польше, Австрии и многим другим странам. Особенное значение приобретают авиационные перевозки через Киев, воздушные ворота страны, которые являются самыми благоприятными для Европы и Америки. Осуществляется регулярное международное прямое авиасообщение с Амстердамом, Барселоной, Берлином, Брюсселем, Веной, Лондоном, Мадридом, Манчестером, Москвой, Мюнхеном, Парижем, Римом, Франкфуртом-на-майне, Цюрихом и другими. Количество прямых международных авиалиний постоянно растет. Наибольший объем перевозок осуществляется с Франкфуртом, Дюссельдорфом, Веной, Лондоном и Тель-Авивом.
Ограничено количество горюче-смазочных материалов, уменьшения частоты полетов, на короткие расстояния, современная тарифная политика, а также развитие сети наземных видов транспорта сделали ряд местных аэропортов неперспективным, что привело к их закрытию. Самыми перспективными аэропортами является Борисполь, Жуляни, Луганск, Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Львов, Одесса, Ивано-Франковск, Симферополь, Харьков, Полтава, Ужгород, Херсон и Керчь.
Технически обновить воздушный флот предусматривается за счет самолетов Ту-204, Ту-154 М, В, ЯК-42, Ил-114, самолетов Boeing и Aerobus. Особенные надежды связаны с созданием отечественного аэробуса Ан-218, который за основными параметрами приближается к наилучшим западным образцам авиатехники.
Заданием последующего развития воздушного транспорта Украины является увеличение общего объема перевозок, сооружения новых, та реконструкция ряда старых аэропортов и др.
Проблемы и перспективы развития транспортной системы Украины
Проблемы последующего развития транспортного комплекса связаны с реформированием других отраслей, поскольку объемы продукции промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли играют важную роль, и определяют загруженность транспортной системы.
Актуальной проблемой транспортного комплекса Украины является неудовлетворительное состояние его производственной базы. Поэтому в перспективе приоритетним направлением технической политики относительно транспорта должно быть обновление его подвижного состава на основе развития отечественного транспортного машиностроения. Рядом с этим для создания системы интермодальних перевозок предусматривается налаживание производства специализированных технических средств — конвейеров, переменных кузовов, платформ, для перевозки автопоездов. В перспективе планируется осуществить постепенный переход на новые принципы организации и управления транспортным процессом основе новейших информационных технологий и современного маркетинга, внедрения автоматизированных центров управления грузов.
В целом формирование и развитие национальной транспортной системы Украины нуждается в эффективной государственной регуляции деятельности транспортных предприятий за такими направлениями: создание рынка транспортных услуг; обеспечение технологической и экологической безопасности транспорта; активизация международной деятельности транспортных предприятий. Процесс реформирования транспортного комплекса Украины предусматривает усиление контроля со стороны государства за использованием грузовой базы отечественного морского флота страны как отрасли транспортного комплекса с определенным валютным ресурсом. Чрезвычайно важным для активизации деятельности транспортных предприятий Украины является создание собственной информационной базы относительно конъюктуры мирового фрахтового рынка.
Заключение
Подытоживая все вышеизложенное, можно утверждать, что уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. При интеграции в европейскую и мировую экономику потребность в высокоразвитой транспортной системе все усиливается, она становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое содружество и занимание в нем места, которое отвечает уровню высокоразвитого государства.
Информация о работе Значение транспорта в народохозяйственном комплексе Украины