Аркаим - древний город

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:15, контрольная работа

Описание

Аркаим по-славянски значит город Медведя-Велеса (Арк - медведь). Велес – славянский бог богатства, власти, знаний, внук Единого Бога Славян – Рода. В 3.000 году до н.э. Аркаим построила славянская богиня Славуня, жена Богумира, дочь бога Мана, внучка бога молитв Бармы, правнучка самого Единого Бога Славян – Рода.

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВА!!!!!!!!.docx

— 106.27 Кб (Скачать документ)

Наиболее близкие параллели  всему аркаимскому комплексу  дают поселенческие материалы баланбашской (абашевской) культуры Приуралья 

Отдельные типы аркаимской посуды находят аналогии в многоваликовой керамике Украины, в катакомбных  и полтавкинских древностях, абашевских и раннесрубных материалах на всей территории распространения этих культур. К востоку от "Страны городов" аналогии ограничиваются петровскими  и раннеалакульскими материалами.

Многие специалисты, историки первобытного общества и археологи, считают, что появление эксплуатации и классов можно констатировать с появлением престижных предметов - богатого парадного вооружения, наборов  украшений, металлической посуды. Концентрация натурального прибавочного продукта в престижно значимых ценностях означает и концентрацию власти в руках выделившейся общественной верхушки.

Если говорить только о  вещах, то такой набор невелик: каменные и металлические топоры, каменные булавы, бронзовые втульчатые наконечники  копий. Однако, в основном, в могилы кладутся глиняные сосуды, металлические  двулезвийные ножи с перехватом, тесла, шилья, каменные наконечники стрел  и другие обычные "стандартные" вещи. В количественном же отношении  наборы предметов резко различаются. Если в рядовых погребениях встречаются  одно-два изделия из бронзы, то в  социально значимых их до десяти и  более.

В планиграфии подкурганных площадок четко выделяются центр  и периферия. Центральные могильные  ямы отличаются крупными размерами  и сложностью внутренних конструкций. Из этих ям и происходят немногочисленные престижно значимые предметы. Вероятно, это только первый и весьма специфический  этап выделения престижных ценностей, воплощенных в вещах. Если исходить из общего взгляда на археологические  источники, не вдаваясь в мелкие детали, и рассматривать их под углом  социальной истории общества, то складывается весьма противоречивая картина, родной стороны, мы видим на Аркаиме и  Синташте фактически стандартные дома, близкие между собой не только по конструкции и размерам, но, вероятно, и по оформлению интерьера.

Довольно стандартный  набор вещей фиксируется в  могилах, и отдельные престижные вещи, кажется, не нарушают общей картины  социального единства общества и  традиций первобытного равенства. С  другой стороны, мощные фортификационные сооружения и особая, изощренная защищенность центра. В погребальном обряде - разительное  отличие в размерах могильных  ям, в количестве помещаемых в них  вещей и жертвенных животных. Особой сложностью отличаются центральные  надмогильные конструкции при предельной простоте периферийных надмогильных сооружений.

    • Второе преднозначения Аркаима

В полевом сезоне 1990 г. на памятнике  впервые проводились археоастрономические исследования. В качестве аналога  был выбран Стоунхендж. Оснований  для такого выбора несколько: кольцевая  структура обоих памятников, близкие  размеры, почти одинаковая географическая широта (Стоунхендж-51°11'; Аркаим-52°39') (см. Рис.2), строгая и сложная      Рис.2 Стоунхендж и Аркаим

геометрическая архитектура  Аркаима и его особое расположение в чашеобразной долине с рельефным  горизонтом. Однако специалисты утверждают, что стеновая конструкция внутреннего  круга Аркаима использовалась древними для устройства астрономического прибора - универсальной солнечно-лунной обсерватории.

А на линии горизонта было обнаружено не менее 38 объектов, которые  по традиционной археологической классификации  аттестуются нередко как «антропогенный объект неясного назначения», а для  специалиста по астроархеологии  и археогеодезии вполне очевидно, что речь идет о визирах, которыми пользовались древние наблюдатели  светил.

Суммируя все эти факты, можно сделать вывод: перед нами древняя пригоризонтная обсерватория.

Древний мир знал обсерватории особого рода - таких сейчас не строят. Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными приборами, которых  тогда просто не существовало, однако на них, тем не менее, производились  очень точные наблюдения; высока точность была отличительной чертой такого рода сооружений.

Горизонт - единственное место  на небе, где Солнце можно наблюдать  незащищенным глазом. Более того, на Солнце у горизонта можно смотреть и в объектив теодолита без  фильтра.

Если строго с одного и  того же места наблюдать восходы  и заходы Солнца, отмечаясь по нижнему  краю диска, то легко обнаруживается, что каждое утро и каждый вечер  событие совершается в разных точках горизонта. В течение года точка события перемещается по горизонту  сначала в одну, потом в обратную сторону, однако в пределах одного и  того же сектора. В языке древних  греков даже были географические термины, означавшие направления на летний восход солнца и на зимний восход солнца. Важность крайних точек события определяется и потребностью в точном календаре.

Дело в том, что наблюдения за событиями на горизонте - единственный реальный и доступный для древних  астрономов способ определить продолжительность  года. Астроархеология накопила множество  фактов, свидетельствующих о том, что на протяжении всей древней истории, начиная со времен палеолита, разные народы Земли строили пригоризонтные обсерватории, чтобы наблюдать восходы  и заходы светил. Только обычно они  были предельно просты: обсерватория настраивалась всего лишь на одно (из восемнадцати!) значимое событие. До сих пор мы знали лишь один случай использования нескольких событий  на одном наблюдательном «инструменте». Случай этот называется Стоунхенджем. Класс Аркаима значительно выше.

Чтобы пригоризонтная обсерватория в принципе могла служить инструментом астрономических наблюдений, для  которых она была создана, ей нужно  иметь три составных элемента: рабочее место наблюдателя (РМН), ближний визир (БВ) и дальний визир (ДВ).

Без дальнего визира на горизонте  нельзя достигнуть требуемой точности. Служить таким визиром может  любая естественная или искусственная  деталь ландшафта, четко фиксирующая  точку события и не позволяющая  при этом спутать ее с какой-либо другой точкой горизонта. Это может  быть вершина горы или холма, отдельно стоящая скала, крупный камень. Можно  также поставить большой столб, устроить искусственную каменную горку, прорубить просеку в лесу или, напротив, посадить дерево на безлесом горизонте; можно насыпать курган

Но, кстати, на горизонте  Стоунхенджа не обнаружено объектов, которые бы однозначно могли быть определены как дальние визиры, тем  не менее, многим это обстоятельство не помешало распознать в памятнике  пригоризонтную обсерваторию.

Полевая археоастрономия  решает обычно две задачи: астрономическую - вычисление азимута и поправок (не менее семи) к нему - и археологическую: обнаружение и верификацию частей «прибора» - визиров и РМН.[10]

5 Аркаим – колыбель цивилизации

Но, тем не менее, на нашей  планете есть несколько сооружений, поставивших в тупик современную  науку: египетские пирамиды, гигантские рисунки пустыни Наска, Стоунхендж в Англии, Каллениш в Шотландии, Зорац-Кар в Армении и, Аркаим.

Объяснить, зачем и каким  образом наши предки построили эти  удивительные сооружения, трудно. Но игнорировать их нельзя. Американский исследователь  Джеральд Хокинс утверждает, что для  постройки Стоунхенджа потребовалось  не менее полутора миллионов человеко-дней, это огромная, просто неисчислимая трата сил. Зачем? Зачем Аркаим - крупнейшая и, как показывает К.К. Быструшкин, совершеннейшая пригоризонтная обсерватория - примитивным, полудиким, как принято, было считать, людям, жившим без малого пять тысяч лет назад в южно-уральских степях?

В течение поледнего десятилетия  на Южном Урале была открыта раннегородская цивилизация, возраст которой соответствует  египетским пирамидам Среднего Царства, городской культуре Крита, поздним  слоям знаменитых цивилизаций Индии - Хараппы и Мохенджо-Даро. Появление  на археологической карте мира Аркаима  и Страны городов определяется авторитетными специалистами как выдающееся археологическое событие XX столетия.

XX век богат археологическими  открытиями, его правомерно назвать  золотым веком археологии. Однако  среди многочисленных открытий  только единицы можно причислить  к событиям, дающим принципиально  новые знания человеческой истории.  Именно с этой точки зрения  Аркаим становится важной вехой  в научном осмыслении особой  роли индоевропейских племен  срединной Евразии в мировом  историческом процессе.

Обычно историки древности  говорили о влиянии традиционного  цивилизационного пояса на более  северные регионы Средней Азии, Прикаспия  и Причерноморья. Сегодня со всей уверенностью говорить не только о  встречном влиянии степи, но, более  конкретно, об истоках крупных индоевропейских  миграций, зафиксированных в письменных источниках конца III - начала II тыс. до н.э.

Открытие Аркаима –  признание первостепенности русской  цивилизации.

Открытие Аркаима порождает  новое отношение к отечественным  древностям в среде официальных  органов власти.

Сегодня на Аркаиме существует научный городок, строится здание музея  Природы и Человека, активно создается  музей под открытым небом. Основное финансирование обеспечивается по линии  местного бюджета, часть средств  на строительство музея выделяет Министерство экономики. Немаловажное значение имеет поддержка благотворительного Фонда.

Феномен спасения Аркаима - это не только результат интеллектуальной деятельности, но и благоприятного сочетания личностных достоинств людей, стоящих во главе местных органов  власти. Это и яркое проявление возможностей нового времени, возможностей, вероятно, в значительной степени  обращенных в будущее.[10]

Заключение

Открытие Аркаима и  всего комплекса памятников на Южном  Урале, первой половины II тясячелетия до н. э. дает информацию, которая позволяет во всем объеме разрабатывать гипотезу об южно-уральской родине Ариев. Сегодня это дало возможность создания в степной зоне заповедника, предоставило необычайно широкие возможности для реализации просветительских и образовательных программ в области древней истории региона, происхождения современных народов Урала, традиционного быта русских переселенцев и казачества, в области исторической экологии и современного природопользования.

Каждый год Аркаим посещают тысячи людей, здесь организуются практики для студентов различных отечественных  и зарубежных высших учебных заведений. Но, главное, Аркаим становится важным экологическим и духовным пространством, реальным очагом культуры для местного сельскохозяйственного населения  и жителей ближайших южно-уральских  городов.

По признанию экспертов  Министерства экологии и природных  ресурсов заповедник Аркаим сегодня  является одной из наиболее изученных  в природоведческом отношении территорий России. Конкретные наработки по проблемам  колебания климата в эпоху  голоцена, наработки в области  почвоведения, палеоботаники, палеозоологии, функционирования и гибели различных  хозяйственно-культурных типов должны превратить заповедник Аркаим в один из ключевых пунктов по созданию и  реализации концепции устойчивого  развития Южно-Уральского региона.

На Аркаиме поражает не богатство материальной культуры - поражает ее удивительная духовность. Сконцентрированная духовность поневоле заставляет употреблять применительно  к памятникам аркаимского типа не обычные для нашего бронзового века понятия: "протогород", "раннее государство", "цивилизация".

Список литературы

  1. Археологический атлас Челябинской области. Вып. 1. Степь-лесостепь. Кизильский район / Зданович Г. Б. и др. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003
  2. Зданович Г.Б., Зданович Д.Г., Куприянова Е.В., Кириллов А.К. Аркаим и «Страна городов»: Археологические очерки (материалы к экскурсии). Челябинск, 2005
  3. Зданович Д.Г. и др. Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). Кн. 1. Челябинск, 2002
  4. Зданович Г.Б. Урало-Казахстанские степи в эпоху средней бронзы. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. Челябинск, 2002
  5. Мосин В.С., Григорьев С.А., Таиров А.Д., Боталов С.Г., Самигулов Г.Х. История археологии Южного Зауралья: Учебное пособие. Челябинск, 2006
  6. Вестник Общества открытых исследований древности. Научный альманах. Вып. 1. Челябинск, 2002
  7. Вестник Общества открытых исследований древности. Научный альманах. Вып. 2. Челябинск, 2002
  8. Человек в пространстве древних культур. Материалы всероссийской научной конференции. Челябинск, 2003. – 158 с.
  9. Челябинский рабочий. Аркаим после Путина // 27 августа 2005
  10. Интернет ресурсы:

http://www.vokrugsveta.ru

www.arkaim-center.ru

natureman.ru

tishtriya.narod.ru 

www.trinitas.ru 

www.bibliotekar.ru

www.dazzle.ru 

www.bashedu.ru

arkaim.live174.ru;


Информация о работе Аркаим - древний город