Цели, задачи и принципы государственного регулирования в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:11, реферат

Описание

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Государственное регулирование в сфере туризма...............................................5

Заключение.............................................................................................................14

Список литературы................................................................................................15

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ»

 

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Дисциплина: Правовое обеспечение в СКСиТ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: Цели, задачи и принципы государственного регулирования в сфере туризма.

 

 

 

 

 

                                                                Студентка: Знатнова М.А.

                                                                Специальность: 100103

                                                                Отделение: заочное курс: 4

    Преподаватель: Ордина О.Н. к.ю.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров

2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

Введение...................................................................................................................3

 

Государственное регулирование в  сфере туризма...............................................5

 

Заключение.............................................................................................................14

 

Список литературы................................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес  к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

 

 Нередко туризм  оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.

 

Туризм, являясь социально-экономической  подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное регулирование в сфере туризма.

 

Соединения факторов туристического спроса и предложения  должны осуществляться путем регулирования  сферы туризма и путешествий  в интересах развития страны в  целом или региона.

 

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии  государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных  Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных  структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

 

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ – 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

 

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

 

На современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.

 

Предполагается необходимым  государственное регулирование  в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

 

Первое направление  связано с корректировкой рыночного  саморегулирования путем составления  планов (прогнозов) и государственных  программ с учетом достаточно высокой  степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

 

Второе направление  обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование  без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

 

Таким образом, государственное  регулирование в сфере туризма  может осуществляться путем воздействия  на расширение туристического рынка  и осуществления соответствующей  социальной политики.

 

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

 

Воздействие со стороны  государственных органов различных  уровней является определяющим в  становлении организационно-экономического механизма управления отечественной  сферой туризма.

 

Конкретные задачи, которые  могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

  • принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;
  • создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;
  • разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;
  • обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;
  • обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

 

За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).

 

Федеральный закон «Об  основах туристской деятельности в  РФ» определил принципы государственной  политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

 

Государство, признавая  туристическую деятельность одной  из приоритетных отраслей экономики  РФ, руководствуется следующими принципами:

 

1) содействует туристической  деятельности и создает благоприятные  условия для ее развития;

 

2) определяет и поддерживает  приоритетные направления туристической  деятельности;

 

3) формирует представление  о РФ как стране, благоприятной  для туризма; 

 

4) осуществляет поддержку  и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

 

При этом основными целями государственного регулирования туристической  деятельности являются:

 

1)      обеспечение  права граждан на отдых, свободу  передвижения и иных прав при  совершении путешествий; 

 

2)      охрана  окружающей природной среды;

 

3)      создание  условий для деятельности, направленной  на воспитание, образование и  оздоровление туристов;

 

4)      развитие  туристической индустрии, обеспечивающей  потребности граждан при совершении  путешествий;

 

5)      создание  новых рабочих мест;

 

6)      увеличение  доходов государства и граждан;

 

7)      развитие  международных контактов;

 

8)      сохранение  объектов туристского показа, рациональное  использование природного и культурного наследия.

 

Приоритетными направлениями  государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

 

Определены конкретные направления государственного регулирования  туристической деятельности.

 

Оно осуществляется путем:

  • создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;
  • содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  • стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;
  • установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;
  • прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
  • налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;
  • содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;
  • развития научных исследований в сфере туристической индустрии;
  • содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

 

С 01.06.2007г. введен механизм финансового обеспечения туроператорской  деятельности. Туроператоры должны иметь  банковскую гарантию или страховку  от неисполнения обязательств по договору на указанную сумму (таблица 1).

Таблица 1.

Направление деятельности туроператора

Дополнительные  услуги

Размер  финансового обеспечения

Внутренний туризм

Нет

500 тыс. руб.

Выездной туризм

Нет

10 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта  составляет не более 100 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец  отчетного  года, а также для применяющих  УСН

30 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта  составляет не более 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

60 млн. руб. 

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта  составляет более 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного  года

100 млн. руб


 

 

 

 

Если туроператор намерен  осуществлять деятельность в сфере выездного туризма, а ранее не занимался им, то размер обеспечения не менее 30 млн. руб. Если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, принимается наибольший размер финансового обеспечения.

 

С 2007г. создан Единый федеральный реестр туроператоров. Без внесения в него их деятельность считается незаконной.

 

В России на 1 апреля 2010 года в Едином федеральном государственном  реестре зарегистрировано 4230 туроператоров, в том числе операторов внутреннего  туризма – 1888, операторов въездного международного туризма – 118, операторов выездного международного туризма – 303.

 

Количество турагентств  в Российской Федерации на начало 2010 года превысило 8 тысяч.

 

Координацию туристической  деятельности в РФ осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Ему подведомственно Федеральное агентство по туризму.

 

Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему  в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.

Информация о работе Цели, задачи и принципы государственного регулирования в сфере туризма