Индустрия международного туризма и ее развитие в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание

Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТУРИСТ»……………………………………………………………………….4
2. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ТУРИСТСКОГО РЫНКА………….9
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………..14
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.
Перспективы развития международного туризма……………….18
Современные факторы развития международного туризма…….19
ПОНЯТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ, ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МИР. ЭКОНОМИКА.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

     Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический и круизы.

     Вместе с тем, можно выделить и факторы, препятствующие развитию туризма. К ним можно отнести слишком удаленное от основных географических маршрутов местоположение, в частности островов на юге Тихого океана; сейсмическую активность и стихийные бедствия, — например, Соломоновы острова и Вануату; гражданскую войну и экономический спад в развивающихся странах (Сьерра-Леоне); международный терроризм. 

    1. Современные факторы развития международного туризма

     К современным факторам развития МТ относятся политическое (мирное) сосуществование населения на большей части планеты, поддержка государственных органов в большинстве стран, развивающих МТ, рост общественного богатства, сокращение рабочего времени, развитие транспорта, совершенствование уровня общественного сознания. Демографические факторы представлены ростом средней продолжительности жизни, повышением уровня урбанизации, т.е. роста городского населения. В настоящее время международный туризм в постиндустриальном обществе фактически становится основой глобального стиля жизни. 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ПОНЯТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ, ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.
 

       Существует несколько точек зрения относительно состава туристической индустрии. Европейские специалисты по туризму делят всю систему предпринимательства в туризме на две части: туристическая индустрия и индустрия гостеприимства. Туристическая индустрия, согласно данной точке зрения, включает индустрию развлечений, туроперейтинг, туристические агентства, транспорт, экскурсионно-познавательные организации. Индустрия гостеприимства включает индустрию услуг, индустрию размещения и индустрию питания. Согласно точке зрения специалиста в области гостиничного бизнеса в Австралии Линн ван дер Ваген, индустрия гостеприимства включает в себя такие отрасли, деятельность которых направлена на предоставление жилья, продажу алкогольных напитков, предоставление пищи и увеселительных мероприятий. Ряд отечественных авторов, в частности В.А. Квартальное, к основным сегментам индустрии туризма относят индустрию транспорта, туроператорскую и турагентскую деятельность, индустрию гостиничного дела, индустрию питания и развлечений Туроператоры — туристические предприятия, разрабатывающие туры. Туроператоров принято различать на инициативных и рецептивных. Инициативные туроператоры — это операторы, отправляющие туристов за рубеж. Рецептивный туроператор разрабатывает программу приема туристов внутри страны. Турагенты — предприятия, реализующие туры, разработанные туроператорами, в розничную сеть. Туроператоров от турагентов отличает туроперейтинг. Туроперейтинг — это разработка туристических программ, т.е. 
туров. Глобальные компьютерные сети — системы бронирования и 
резервирования, которые могут в перспективе стать альтернативным 
(по отношению к туроператорам и турагентам) каналом реализации 
турпродукта. Использование сети Интернет в последние годы — это 
эффективный способ рекламы турпродукта. Первым и одним из 
наиболее важных шагов здесь является создание сайта турфирмы. 
Наиболее популярна система бронирования «оn-line», когда прямо 
на сайте зарегистрированный агент может мгновенно посмотреть 
информацию о наличии мест на определенные даты и быстро заказать тур. Одним из основных видов рекламы в сети Интернет является баннерная реклама. Информационные технологии в туризме 
уже давно используются за рубежом. Крупнейшими авиакомпаниями мира разработаны и внедрены системы бронирования: Amadeus, 
Galileo, Sabre. Бронирование авиабилетов компанией «Аэро- 
флот» осуществляется через инвентарную систему бронирования 
Gabriel («Габриель»), владельцем которой является американская 
корпорация SITA. [2].

     Система предпринимательства в сфере туризма должна включать в себя:

  1. Основное предпринимательское ядро туризма — туроператоры и турагенты как рычаг, приводящий в действие другие факторы производства в туризме.
  2. Сектор транспортных перевозок, сектор размещения и питания, сектор развлечений.

     Такого подхода придерживается Л. Мастни: «... по своей сути туризм остается деятельностью частного сектора, приводимой в движение в основном за счет международных гостиничных комплексов, туристических компаний и иных видов бизнеса» [3].

     Туристический бизнес — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. По некоторым оценкам, международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению[4]. Всемирный совет по путешествиям и туризму, промышленная группа со штаб-квартирой в Лондоне оценивают экономическую деятельность в области путешествий и туризма в 2000 г. в 3,6 трлн долл., то есть приблизительно 11% валового мирового продукта, что делает ее самой крупной отраслью в мировой экономике [3]. Современные доходы от туризма оценивают в триллионы долларов США, что сопоставимо с ВНП «великих» держав.

     Вклад индустрии туризма в структуру ВНП стран, наиболее популярных для посещения, пока весьма скромен (см. табл.2.).

     Табл. 2. Место доходов от международного туризма в структуре ВНП отдельных стран (по данным на конец 1990-х гг.) [2].

№ п/п Наиболее популярные туристические направления Поступления в млрд долл. США Доля доходов от туризма в ВНП, % Динамика роста 1995-2020 гг., %
1. США 71,3 1,0 3,5
2. Франция 29,9 3,0 1,8
3. Италия 29,8 3,0 2,2
4. Испания 29,7 5,8 2,4
5. Великобритания 21,0 2,0 3,0
6. Германия 16,4 1,2 нет данных
7. Китай 12,6 0,4 8,0
8. Австрия 11,2 8,0 нет данных
9. Канада 9,4 1,5 нет данных
10. Мексика 7,9 1,0 3,6
11. Швейцария 7,8 5,2 нет данных
12. Австралия 7,3 1,9 нет данных
 

     Наибольшие доходы от туризма в ВНП имеют Австрия (8%), Испания (5,8%), Швейцария (5,2%). По темпам развития туризма выделяются Китай, Мексика, США. Вместе с тем в некоторых странах доходы от туризма являются определяющей статьей ВНП: Бермудские острова — 34,7%, Сейшельские острова — 27,4%, Антигуа — 58,5%, Багамы — 52,1%. По статистике в 49 наименее развитых странах мира туризм занимает второе место после нефти в качестве источника поступлений в иностранной валюте [3].

     Однако, не следует переоценивать значение индустрии туризма и гостеприимства в мировой экономической системе. Эта отрасль не является производителем современных средств производства, определяющих научно-технический прогресс. Кроме того, если экономика начинает слишком сильно зависеть от туризма, то вследствие изменения туристических предпочтений она может попасть в фазу кризиса.

     Страны, как правило, способствуют развитию въездного туризма, так как с ним связан значительный приток валюты в страну и мультипликативный эффект для развития экономики и благодаря туризму — обслуживающей и транспортной инфраструктуры. Кроме того, туризм может стать фактором развития отсталых и депрессивных районов, малых и средних исторически значимых городов, что особенно важно для России.

     С точки зрения географической направленности можно выделить страны, принимающие и отправляющие туристов. Среди стран, направляющих туристов, наиболее сильны позиции у развитых стран, обеспечивающих своему населению высокие стандарты жизни: Германии, США, Японии, Великобритании, Франции. Первая пятерка стран-экспортеров туристов дает мировому туризму, по некоторым оценкам, более 50% всех поступлений. Это очень высокая концентрация капитала по сравнению с другими рынками и секторами экономики. В этих условиях можно говорить, что именно борьба за туристов этих стран определяет конкуренцию на туристическом рынке. Поэтому именно в этих странах проходят туристические выставки и ярмарки.

     Новейшие индустриальные экономики Южной Кореи, Сянгана, Тайваня и Сингапура, а также стран Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Малайзию и Индонезию, способны поддержать сильный экономический рост, в результате которого развивается средний класс — буржуазия. Оплачиваемое время отдыха и возрастающий доход этого класса расходуются, в частности, на международные путешествия. Таким образом, формируются новые туристические направления, например, страны Юго-Восточной Азии — Австралия.

     Реформы общественных отношений, введение рыночной экономики способствовали развитию выездного туризма в России и странах СНГ, где после долгих лет «железного занавеса» появилась возможность «утолить жажду» в международных путешествиях.

     Среди стран, принимающих туристов, выделяются США, Испания, Италия, Франция. Все более увеличиваются потоки туристов в развивающиеся и постсоциалистические страны, такие, например, как Китай, Турция, Таиланд, Малайзия и др. Развитые страны осуществляют масштабные инвестиции в туристическую инфраструктуру развивающихся государств. Вместе с тем, не стоит забывать, что, по данным Всемирного банка, около половины всех доходов от туризма уходит из развивающихся в развитые страны. Иностранные фирмы доминируют в индустрии туризма многих стран, в том числе Кении, Танзании и Зимбабве. Они обычно отправляют свои прибыли на родину, оставляя лишь небольшую часть в стране пребывания [3]. Таким образом, если раньше развитые страны эксплуатировали преимущественно минерально-сырьевые и дешевые трудовые ресурсы развивающихся стран, то теперь они перешли к эксплуатации и их туристических ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  сегодняшний день существует множество классификаций в туризме. Но уже можно заметить, что каждый вид туризма по – своему индивидуален, имеет свои особенности. Также следует отметить, что каждый вид туризма должен быть тщательно спланирован, разработан и организован. Обязательно должны учитываться потребности, интересы и особенности участников туристического путешествия. Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристические, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристическую деятельность. Эти факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

     В настоящее время международный туризм в постиндустриальном обществе фактически становится основой глобального стиля жизни.

     Туристическая индустрия представляет собой совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-перевозчиков.

     Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народнохозяйственного комплекса.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. М.Б. Биржаков. Введение в туризм [текст]: учебник/М.Б. Биржаков. – 8-е изд., перераб. и доп. – Спб.: «Издательский  дом Герда», 2006. – 512с.
  1. В.Ю. Воскресенский. Международный туризм [текст]: учебное пособие/ В.Ю. Воскресенский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255с.
  1. Состояние мира. Доклад Института о развитии по пути к устойчивому обществу. М.: Весь мир, 2007.
  1. В.А. Квартальнов.  Туризм [текст]: учебник/ В.А. Квартальнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика. 2006. – 336с.
  1. Сапожникова, Е.Н. Социально-культурные и культурно-исторические ресурсы: специфика разделения и  их роль в туристическом бизнесе [текст] / Е.Н. Сапожникова // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №11. 126 с.
  1. Максимова, Л.Н. Мировой финансовый кризис  и его влияние на развитие туризма [текст] / Л.Н. Максимова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. - №9. 80с.
  1. Немоляева, М.Э. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра [текст] / М.Э. Немоляева // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. - №7. 83с.
  1. А. Б. Здоров. Экономика туризма [текст]: учебник/ А.Б. Здоров.  – М.: Финансы и статистика. 2007. – 272с.
  1. Е. Н. Ильина. Туроперейтинг: организация деятельности [текст]: учебник/ Е.Н. Ильина.  – М.: Финансы и статистика. 2008. – 256с.

     

Информация о работе Индустрия международного туризма и ее развитие в современных условиях