Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа
Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТУРИСТ»……………………………………………………………………….4
2. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ТУРИСТСКОГО РЫНКА………….9
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………..14
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.
Перспективы развития международного туризма……………….18
Современные факторы развития международного туризма…….19
ПОНЯТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ, ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..26
Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический и круизы.
Вместе
с тем, можно выделить и факторы, препятствующие
развитию туризма. К ним можно отнести
слишком удаленное от основных географических
маршрутов местоположение, в частности
островов на юге Тихого океана; сейсмическую
активность и стихийные бедствия, — например,
Соломоновы острова и Вануату; гражданскую
войну и экономический спад в развивающихся
странах (Сьерра-Леоне); международный
терроризм.
К
современным факторам развития МТ относятся
политическое (мирное) сосуществование
населения на большей части планеты, поддержка
государственных органов в большинстве
стран, развивающих МТ, рост общественного
богатства, сокращение рабочего времени,
развитие транспорта, совершенствование
уровня общественного сознания. Демографические
факторы представлены ростом средней
продолжительности жизни, повышением
уровня урбанизации, т.е. роста городского
населения. В настоящее время международный
туризм в постиндустриальном обществе
фактически становится основой глобального
стиля жизни.
Существует несколько точек зрения относительно
состава туристической индустрии. Европейские
специалисты по туризму делят всю систему
предпринимательства в туризме на две
части: туристическая индустрия и индустрия
гостеприимства. Туристическая индустрия,
согласно данной точке зрения, включает
индустрию развлечений, туроперейтинг,
туристические агентства, транспорт, экскурсионно-познавательные
организации. Индустрия гостеприимства
включает индустрию услуг, индустрию размещения
и индустрию питания. Согласно точке зрения
специалиста в области гостиничного бизнеса
в Австралии Линн ван дер Ваген, индустрия
гостеприимства включает в себя такие
отрасли, деятельность которых направлена
на предоставление жилья, продажу алкогольных
напитков, предоставление пищи и увеселительных
мероприятий. Ряд отечественных авторов,
в частности В.А. Квартальное, к основным
сегментам индустрии туризма относят
индустрию транспорта, туроператорскую
и турагентскую деятельность, индустрию
гостиничного дела, индустрию питания
и развлечений Туроператоры — туристические
предприятия, разрабатывающие туры. Туроператоров
принято различать на инициативных и рецептивных.
Инициативные туроператоры — это операторы,
отправляющие туристов за рубеж. Рецептивный
туроператор разрабатывает программу
приема туристов внутри страны. Турагенты
— предприятия, реализующие туры, разработанные
туроператорами, в розничную сеть. Туроператоров
от турагентов отличает туроперейтинг.
Туроперейтинг — это разработка туристических
программ, т.е.
туров. Глобальные компьютерные сети —
системы бронирования и
резервирования, которые могут в перспективе
стать альтернативным
(по отношению к туроператорам и турагентам)
каналом реализации
турпродукта. Использование сети Интернет
в последние годы — это
эффективный способ рекламы турпродукта.
Первым и одним из
наиболее важных шагов здесь является
создание сайта турфирмы.
Наиболее популярна система бронирования
«оn-line», когда прямо
на сайте зарегистрированный агент может
мгновенно посмотреть
информацию о наличии мест на определенные
даты и быстро заказать тур. Одним из основных
видов рекламы в сети Интернет является
баннерная реклама. Информационные технологии
в туризме
уже давно используются за рубежом. Крупнейшими
авиакомпаниями мира разработаны и внедрены
системы бронирования: Amadeus,
Galileo, Sabre. Бронирование авиабилетов компанией
«Аэро-
флот» осуществляется через инвентарную
систему бронирования
Gabriel («Габриель»), владельцем которой
является американская
корпорация SITA. [2].
Система предпринимательства в сфере туризма должна включать в себя:
Такого подхода придерживается Л. Мастни: «... по своей сути туризм остается деятельностью частного сектора, приводимой в движение в основном за счет международных гостиничных комплексов, туристических компаний и иных видов бизнеса» [3].
Туристический бизнес — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. По некоторым оценкам, международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению[4]. Всемирный совет по путешествиям и туризму, промышленная группа со штаб-квартирой в Лондоне оценивают экономическую деятельность в области путешествий и туризма в 2000 г. в 3,6 трлн долл., то есть приблизительно 11% валового мирового продукта, что делает ее самой крупной отраслью в мировой экономике [3]. Современные доходы от туризма оценивают в триллионы долларов США, что сопоставимо с ВНП «великих» держав.
Вклад индустрии туризма в структуру ВНП стран, наиболее популярных для посещения, пока весьма скромен (см. табл.2.).
Табл. 2. Место доходов от международного туризма в структуре ВНП отдельных стран (по данным на конец 1990-х гг.) [2].
№ п/п | Наиболее популярные туристические направления | Поступления в млрд долл. США | Доля доходов от туризма в ВНП, % | Динамика роста 1995-2020 гг., % |
1. | США | 71,3 | 1,0 | 3,5 |
2. | Франция | 29,9 | 3,0 | 1,8 |
3. | Италия | 29,8 | 3,0 | 2,2 |
4. | Испания | 29,7 | 5,8 | 2,4 |
5. | Великобритания | 21,0 | 2,0 | 3,0 |
6. | Германия | 16,4 | 1,2 | нет данных |
7. | Китай | 12,6 | 0,4 | 8,0 |
8. | Австрия | 11,2 | 8,0 | нет данных |
9. | Канада | 9,4 | 1,5 | нет данных |
10. | Мексика | 7,9 | 1,0 | 3,6 |
11. | Швейцария | 7,8 | 5,2 | нет данных |
12. | Австралия | 7,3 | 1,9 | нет данных |
Наибольшие доходы от туризма в ВНП имеют Австрия (8%), Испания (5,8%), Швейцария (5,2%). По темпам развития туризма выделяются Китай, Мексика, США. Вместе с тем в некоторых странах доходы от туризма являются определяющей статьей ВНП: Бермудские острова — 34,7%, Сейшельские острова — 27,4%, Антигуа — 58,5%, Багамы — 52,1%. По статистике в 49 наименее развитых странах мира туризм занимает второе место после нефти в качестве источника поступлений в иностранной валюте [3].
Однако, не следует переоценивать значение индустрии туризма и гостеприимства в мировой экономической системе. Эта отрасль не является производителем современных средств производства, определяющих научно-технический прогресс. Кроме того, если экономика начинает слишком сильно зависеть от туризма, то вследствие изменения туристических предпочтений она может попасть в фазу кризиса.
Страны, как правило, способствуют развитию въездного туризма, так как с ним связан значительный приток валюты в страну и мультипликативный эффект для развития экономики и благодаря туризму — обслуживающей и транспортной инфраструктуры. Кроме того, туризм может стать фактором развития отсталых и депрессивных районов, малых и средних исторически значимых городов, что особенно важно для России.
С точки зрения географической направленности можно выделить страны, принимающие и отправляющие туристов. Среди стран, направляющих туристов, наиболее сильны позиции у развитых стран, обеспечивающих своему населению высокие стандарты жизни: Германии, США, Японии, Великобритании, Франции. Первая пятерка стран-экспортеров туристов дает мировому туризму, по некоторым оценкам, более 50% всех поступлений. Это очень высокая концентрация капитала по сравнению с другими рынками и секторами экономики. В этих условиях можно говорить, что именно борьба за туристов этих стран определяет конкуренцию на туристическом рынке. Поэтому именно в этих странах проходят туристические выставки и ярмарки.
Новейшие индустриальные экономики Южной Кореи, Сянгана, Тайваня и Сингапура, а также стран Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Малайзию и Индонезию, способны поддержать сильный экономический рост, в результате которого развивается средний класс — буржуазия. Оплачиваемое время отдыха и возрастающий доход этого класса расходуются, в частности, на международные путешествия. Таким образом, формируются новые туристические направления, например, страны Юго-Восточной Азии — Австралия.
Реформы общественных отношений, введение рыночной экономики способствовали развитию выездного туризма в России и странах СНГ, где после долгих лет «железного занавеса» появилась возможность «утолить жажду» в международных путешествиях.
Среди стран, принимающих туристов, выделяются США, Испания, Италия, Франция. Все более увеличиваются потоки туристов в развивающиеся и постсоциалистические страны, такие, например, как Китай, Турция, Таиланд, Малайзия и др. Развитые страны осуществляют масштабные инвестиции в туристическую инфраструктуру развивающихся государств. Вместе с тем, не стоит забывать, что, по данным Всемирного банка, около половины всех доходов от туризма уходит из развивающихся в развитые страны. Иностранные фирмы доминируют в индустрии туризма многих стран, в том числе Кении, Танзании и Зимбабве. Они обычно отправляют свои прибыли на родину, оставляя лишь небольшую часть в стране пребывания [3]. Таким образом, если раньше развитые страны эксплуатировали преимущественно минерально-сырьевые и дешевые трудовые ресурсы развивающихся стран, то теперь они перешли к эксплуатации и их туристических ресурсов.
В настоящее время международный туризм в постиндустриальном обществе фактически становится основой глобального стиля жизни.
Туристическая индустрия представляет собой совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-перевозчиков.
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народнохозяйственного комплекса.
Информация о работе Индустрия международного туризма и ее развитие в современных условиях