Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:58, доклад

Описание

Инновации - это не что иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Работа состоит из  1 файл

текст доклада Панюкова.doc

— 44.00 Кб (Скачать документ)

Инновации в туризме. 
 

  В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации - это не что иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

     Инновации и инновационная деятельность традиционно  представляются как направление  научно-технического прогресса (высокотехнологичной  его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей[1].

     Термин  «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация»  является широко употребляемым, до сих  пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.[4]

     Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому - успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум[5].

     К основным принципам инноваций в  туризме относят:

     1. Принцип научности, заключающийся  в использовании научных знаний  и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.

     2. Принцип системности. Разрабатываемая  стратегия инновационного развития  сферы туризма в регионе должна  учитывать факторы и условия,  необходимые для удовлетворения  потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

     3. Принцип соответствия инновации  потребностям туристов. Предлагаются  только те новшества, которые  действительно нужны клиенту,  а не те, которые может произвести и внедрить туристская организация.

     4. Принцип позитивности результатов,  состоящий в предупреждении неразумного,  не продуманного создания и  внедрения новшества, которое  может быть опасно, во-первых, для  туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

     5. Принцип имманентности инвестиционным  процессам. Для проведения необходимых  исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости и масштабностью нововведений.

     6. Соответствие инновационной деятельности  и ее результатов (новшеств) уровню  развития общества.

     7. Принцип связности. Процесс нововведения  заканчивается появлением на  рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

     8. Принцип безопасности. Любое нововведение  должно гарантировать отсутствие  вреда для человека и окружающей его среды.[4]

     Основные  направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:

     - выпуск новых видов туристского  продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;

     - использование новой техники  и технологии в производстве  традиционных продуктов;

     - использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример - путешествия туристов на космических кораблях;

     - изменения в организации производства  и потребления традиционного  туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый  маркетинг, новый менеджмент;

     - выявление и использование новых  рынков сбыта продукции (гостиничные  и ресторанные цепи) [3].

     Во  многих регионах России разрабатываются  и реализуются региональные целевые  программы в сфере туризма, включающие, как правило, финансирование следующих  основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы туризма. Жесткая конкуренция на современном российском рынке обязывает турфирмы разрабатывать и предлагать новые и обновленные товары.

     Одним из ярких примеров инновационных проектов в области туризма в России является «Туристско-информационный центр Вологодской области». Функционирует с 2007 года, учредителем выступает Комитет по туризму Вологодской области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской области, популяризация проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза» в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма [5].

       Еще одним примером выступает  Федеральная целевая программа  «Юг России (2008-2012 годы)», Кавказские Минеральные Воды, Новые туристские маршруты и программы, направленная на развитие туристско-рекреационного комплекса Юга России. 

     Инновации в сфере туризма иногда возникают  совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных  процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения  представляет значительный и практический научный интерес.     

      Таким образом, инновация – необходимый пункт в программе развития и реализации турпродукта на рынке. Главная цель турфирмы – выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инновационных аспектов в текущей деятельности фирмы есть возможность обеспечить своему турпродукту вполне стабильное существование на рынке. 

Список  литературы: 

     1. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации  в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.-224с. («Туризм и сервис»);

     2. Новиков В.С. Инновации в туризме:  учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский  центр «Академия», 2007. - 208 с.;

     3. Севастьянова С.А. Региональное  планирование развития туризма  и гостиничного хозяйства: учебное  пособие / С.А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007.- 256 с.

     4. Современный словарь иностранных  слов. Около 20000 слов. СПб: Русский  язык: Дуэт: Комета, 1994.- 395 с.

     5. http://vologdatourinfo.ru - сайт Туристско-информационного центра Вологодской области.

Информация о работе Инновации в туризме