Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:03, реферат
История карнавала. Карнавалы в России XVIII - XIX веков. Современные карнавалы в разных странах мирах.
Содержание
Введение
Карнавал - это период празднеств,
развлечений, маскарадов, гуляний и
парадов, которые ежегодно организуются
во многих странах мира. Его название
происходит от латинского выражения carrus
navalis (колесница-корабль
Во всем мире очень популярны такие формы карнавальных развлечений, как маскарады, костюмированные балы и парады ряженых. Когда-то они имели ритуальное значение - в животных переодевались, чтобы заполучить их благосклонность и обеспечить себе успех в приходящем году. Однако они всегда были поводом продемонстрировать изысканные костюмы и давали возможность анонимности, развлечений в масках. Сегодня костюмированные балы обычно организовывают для детей, которые охотнее всего переодеваются в героев своих любимых сказок.
Главнейшая часть любого
карнавала — шествие по главным
улицам города. Ведущий его мотив
— изобилие, происходящее от древнейших
праздников урожая. Оно может быть
выражено в огромных кучах сельскохозяйственных
продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят
всех желающих. Всё происходящее во
время шествия носит
Традиция карнавалов уходит корнями в языческое прошлое человечества и отнюдь не является привилегией бразильцев. Почему же именно бразильский карнавал, вернее, карнавал в Рио-де-Жанейро, приобрел такую невиданную популярность и стал, без преувеличения, событием мирового масштаба? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо немного узнать об истории Бразилии и характере бразильцев. На самом деле, такое может происходить только здесь, в стране, которую Бог щедро одарил теплом и солнцем, красотой ландшафтов и плодотворным этническим разнообразием.
Историки возводят
традиции празднования
В первые века нашей эры древнее язычество в Европе повсеместно сменилось христианством, с его строгой дихотомией добра и зла: мир представал ареной смертельной борьбы Бога и Дьявола, моральные устои изменились и человек вынужден был признать многие из своих природных потребностей грехом. Карнавалы, несмотря на их откровенную оргаистичность, а может, именно благодаря ей, не исчезли и стали чуть ли не единственным мостиком, связывавшим слишком озабоченного спасением души средневекового человека с его земной природой.
Но в Европе карнавалы
никогда не были таким
Прообразом бразильского
карнавала стал карнавал португальский.
Первые колонисты, начав праздновать
открытие райского уголка, так и
не смогли остановиться. Традиция карнавала
в Рио-де-Жанейро началась вместе
с основанием города, можно даже
сказать, что история самого Рио
началась с карнавала. Когда в 1567-м
португальские войска при поддержке
индейцев отвоевали у французов
маленькую деревушку Рио-де-
На самом деле в колониальном
Рио все было поводом к празднованию
и веселью: коронации далекого португальского
монарха, бракосочетания в королевской
семье, дни великих святых — все
праздновалось в благословенной
Бразилии на широкую ногу. Когда
же в 1808 году после оккупации страны
наполеоновскиими войсками португальский
двор был вынужден бежать из Лиссабона
в заокеанскую колонию и
Улицы заполнили процессии
богато украшенных аллегорических повозок,
за которыми маршировал парад красочно
разодетых шутов. С великим светским
событием совпало празднование Вербной
недели и Пасхи, так что цвета
церковных штандартов и золоченые
образа смешались с яркими красками
карнавальных процессий. Это празднование
стало таким помпезным и
Бразильская католическая церковь отличалась от своей старшей португальской сестры веселым, демократичным нравом и любовью ко всему человеческому. Она не только не избегала элементов карнавальности в праздновании религиозных дат, но и по праву считалась одним из главных источников карнавальной культуры Бразилии. Рассказывают, в 1579 году католический священник отец Анчьета устроил в Рио театрализованное представление под названием «Одиннадцать тысяч Дев» в ознаменование прибытия в Бразилию ценной католической реликвии — мощей мучеников Святого Духа. После представления по улицам города прошла процессия тех же аллегорических повозок, что украшали карнавальные шествия.
Религиозные праздники стали, несомненно, одним из важнейших элементов, формировавших дух бразильского карнавала. Ведь католических праздников было много, и они весело отмечались круглый год. Сначала Вербная неделя и Пасха в марте, затем день святого Георгия в апреле, а в июне, августе и октябре — празднования в честь Богородицы… И так до Рождества. Если с таким католическим рвением соединить вкус правящей элиты к пышным торжествам и беззаботный нрав жителей райского уголка под названием Рио-де-Жанейро, станет ясно, почему именно там карнавал превратился в главное культурное событие общественной жизни.
Долгое время главным
развлечением народа в карнавальные
дни был entrudo — обычай обливать прохожих
водой прямо на улицах — благо,
погода жаркого бразильского февраля
делала эти шалости не только безобидными,
но и приятными. В течение нескольких
недель перед карнавалом весь Рио
был занят изготовлением
Новой страницей в истории
бразильского карнавала стала зе-перейра.
К началу XIX века традиция enturdo стала
постепенно угасать и карнавал в
Рио переместился с улиц в элегантные
салоны богачей. Народ же узнавал
о нем только по звону бубенчиков
на маскарадных костюмах знати, идущей
на карнавальные балы. В 1835 году сапожник
из Рио-де-Жанейро по имени Жозе Нориега
де Асеведо Паредес по прозвищу Зе-Перейра
собрал группу своих удалых приятелей,
арендовал барабаны и литавры
всех размеров и вышел в дни
карнавала на улицу, распевая во все
горло популярные песенки под
оглушительный аккомпанемент
В 1892 году бразильские
народные гулянья с легкостью
ассимилируют французские
К концу XIX века возникают
так называемые ранчо — предвестники
нынешних школ самбы. Ранчо — группа
людей в фантастических карнавальных
костюмах, которые выходили на улицу
с песнями и танцами, с заранее
поставленным театральным действом
и целым набором музыкальных
инструментов — эдакое передвижное
кабаре. Репертуар ранчо базировался
на африканском фольклоре. Со временем
наиболее популярные ранчо слились
в более многочисленные общества,
которые начинают функционировать
как клубы, в течение всего
года занимаясь подготовкой к
карнавальному шествию. Невиданно
роскошные и красочные
Начиная с 1900 года главным
местом карнавального парада аллегорических
повозок становится Руа до Оувидор.
В 1907 году открывается Авенида Сентраль
и праздник перемещается сюда. Тогда
же карнавал в духе времени пополняется
новинкой — корсо (так назывался
парад автомобилей), разукрашенных
и заполненных развеселыми
В те же годы карнавал
в Рио, открытый и
Конкурс костюмов — самое недавнее новшество карнавала. Когда его только учреждали, знаменитые школы самбы уже существовали. Выступления школ самбы — темпераментного бразильского танца, восходящего к афро-бразильскому ритму джонго, стали сегодня главным действом карнавала в Рио-де-Жанейро. Популярное искусство низов бразильского общества, желая избежать маргинального статуса на пути к стихийному триумфу, воспользовалось в своем названии чуждым буржуазным словом «школа», хотя большинство участников первых школ самбы никогда не переступали порога никакой другой.
Когда отпоет и отпляшет
Карнавал, отгремят фантастические
повозки по мостовой
Глава 2. Карнавалы в России XVIII - XIX веков
Информация о работе История развития карнавала и современность