История развития религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:37, доклад

Описание

Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу. Многочисленные странники приходили сюда, чтобы услышать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

Работа состоит из  1 файл

История развития религиозного туризма.docx

— 22.15 Кб (Скачать документ)

История развития религиозного туризма.

Существенное  влияние на туристские потоки оказывает  религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями  в века. Ранние, надежно  засвидетельствованные  сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу. Многочисленные странники приходили сюда, чтобы услышать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

В эпоху Средневековья  миграция по религиозным  мотивам, продолжая  развиваться, приобретает  новые черты. Паломничество  принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых  походов. Они предпринимались  под знамением  борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан. Паломническое движение заметно расширяется в XV и особенно в XVI в. Вместе с ростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих их тех, кто отправлялся на Святую землю, паломничество служило лишь прикрытием для реализации своих интересов, подчас очень далеких от вероисповедания. Среди пилигримов были дворяне, искавшие посвящение в рыцари в Иерусалиме у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, стремящиеся овладеть оккультными знаниями, творческие личности, например Юстус Тенеллус и Вельгельм Постель, которые по поручению короля Франции Франциска II собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки, наконец, купцы, путешествующие с торговыми целями.

В XIX в. «священные путешествия» принимают организованные формы. Начиная с 1862 года, ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек. С конца 1870-х годов францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.

Сегодня, как и много  веков назад, религиозные  убеждения являются одним из главных  мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в  мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верущие странствуют  для поколения  святыням в надежде  обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить  наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом.

Паломничество имеет длительную историческую традицию, как в христианстве, так и в других религиях. Паломничество, предпринятое с целью  посещения святого  места - гроба святого, места, где произошло какое-либо известное религиозное событие,- всегда, по общему признанию, считалось делом, полезным для души. Паломничество, позволявшее получить благословление, отдать дань уважения какому-либо святому или очиститься от собственных ошибок прошлого, было особенно эффективным средством духовного совершенствования. Само по себе расставание с домом и привычным существованием, освобождение от укоренившихся привычек и знакомой среды могут вызвать перемены в личной жизни. Кроме того, во всех странах и во все времена (положение изменилось лишь в последние 100-150 лет) оно было предприятием сложным, обременительным и таило в себе непредсказуемые последствия. Любимыми местами паломничества были Иерусалим, по улицам которого ходил сам Иисус и откуда пошла история церкви, а так же Рим, где, согласна преданию, приняли мученическую смерть апостолы Петр и Павел и где находится папский престол. Веками благочестивые христиане тянулись в эти города, чтобы помолиться, прося прощение грехов, чтобы приблизиться к Богу. Но на раннем этапе развития христианства паломничество было частным делом. К 12 веку многие верующие стали путешествовать по различным религиозным местам по назначению священника либо по собственной воле.

Когда паломничество переместилось  в центр христианского  благочестия, европейские  христиане стали  больше заботиться об очищении от грехов. И именно в этот период стали очень  популярны походы к алтарю святого Иакова в Испании. Некоторые люди, разумеется, направлялись в походы, движимые менее важными соображениями. Например, с верующими людьми следовали купцы, чтобы продать свои товары, авантюристы в поисках острых ощущений.

Каким бы маршрутом не шли  путешественники, они  посещали величайшие, самые святые места  в Европе 

Основные  формы религиозного туризма

Религиозный туризм - это самостоятельный  вид туризма. У  него, как и у  других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности. В некоторых случаях  выделяют специализированные туры, в которых  объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).

Религиозный туризм и его разновидности  представлены различными формами.

Паломнический туризм

В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое  слово паломничество. Связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало  желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни  иных народов. Часть  этих поездок совершалось  в страны, представляющие интерес и для  религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в  Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства  для привлечения  клиентов начали активно  употреблять по отношению  к своим турам  малознакомое слово  паломничество. В  связи с чем, возникла необходимость определить искомое понятие.

Паломничество (pilgrimage) - хождение или  путешествие к  святым местам с четко  определенными культовыми целями. Паломничество  в той или иной форме принято  практически во всех религиях и языческих  культах. В настоящее  время паломники  широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные  туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические  туры в отличие  от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл  совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно  сокращен развлекательный  раздел программы, хотя оздоровительный  и познавательный отдых как таковой  позволителен.

Смысл паломничества, заключается  в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный  характер и связано  с совершением  богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение  святых мест, не связанное  с религиозным  поклонением, строго говоря, не имеет  отношения к каноническому  паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий  с паломническими целями. Паломничество  мы можем понимать как странствие людей  для поклонения святым местам. Совершать  паломничества людей  побуждает много  различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные  таинства представляют собой самую главную  внутреннюю основу, содержание жизни  Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические  особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве  случаев - глубоко  религиозный человек  с уже сложившейся  системой ценностей. Он готов на время  поступиться привычным  образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.

Одним из важных аспектов паломнических поездок  является их духовно-просветительская составляющая. При  посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках  благочестия, чья  жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический  маршрут. Паломники  имеют возможность  побеседовать с насельниками монастырей, не которые  из них находят  здесь себе духовников.

Паломничество играет также важную общеобразовательную  роль. Монастыри и  храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными  центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей  эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что  многие монастыри  даже в советский  период, несмотря на утрату своего основного  предназначения, сохраняли  роль культурных центров  в качестве музеев. Поэтому паломническая  поездка дает прекрасную возможность познакомиться  с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Можно выделить различные  виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают  индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности  можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка  продолжительностью более 10 дней. В зависимости  от того, в какой  стране находятся  объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают  гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они  останавливаются  на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время  хаджа, например), могут  ночевать в храмах на полу или прямо  на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные  объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества  бывают приуроченными  к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в  тот или иной храм или монастырь  может быть приурочено ко дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.

Паломничество на Руси можно разделить  на две самостоятельные  ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и  паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это  объясняется тем, что настоящим  паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не имели  специального костюма (в  отличие от западных пилигримов, которые  носили плащ и широкополую  шляпу), но их обязательной принадлежностью  был посох, котомка  с сухарями (у более  состоятельных - со сменной  одеждой) и сосуд  для воды.

История паломничества русских  людей к святым местам имеет много  ярких страниц. Это  история стремления к святости, история  подвижничества. В  конце девятнадцатого века корреспондент  одной французской  газеты, наблюдающий  за жизнью русских  паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий  так молиться, имеет  великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества  в нашей стране были утрачены. В  настоящее время  паломничество к  святым местам является для многих наших  соотечественников  путем к обретению  веры, дорогой в  Церковь. Паломничество - это часть религии. Его смысл состоит  в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в  таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.  
 
 
 
 
 

Колледж гостиничного сервиса. 
 
 
 
 
 
 

Ученицы группы 2-10

Нефёдовой Анастасии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 год.

Информация о работе История развития религиозного туризма