Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:58, реферат
В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства.
Введение 3
Становление экскурсионного дела в Российской империи 3
Экскурсионные комиссии, бюро, комитеты 7
Экскурсионное дело в учебных заведениях 7
Экскурсии в годы советской власти 10
Современное состояние экскурсионного дела 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в “Записках Крымского горного клуба”, в журналах “Русский турист” и “Русская школа”.
Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе – Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.
Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.
Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.
Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.
Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. Книга “Школьные экскурсии”, написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е.Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.
В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве, “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.
Журнал “Русский эмигрант” один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:
1. Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.
2. Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.
3. Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.
4. Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.
5. Художественно-географические и этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.
6. Экскурсии трудовой помощи возникли в период Первой мировой войны и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.
7. Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало известно было о городе. Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города – сельских. Горожанам показывали поля, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям – вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные здания, заводы, фабрики и т.д. В течение учебного года побывавшим на экскурсии поручалось сделать доклады об увиденном.
8. Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всей школы на природе. Приведённая экскурсионная классификация – это первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися. Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.
С 1915-1917 г.г. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.
Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.
В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.
С развитием экскурсионного
Но все эти литературные
источники не могли полностью
заменить специальной учёбы
под руководством опытных
теоретиков и практиков
экскурсионного дела, поэтому
немногочисленные курсы
по подготовке руководителей
экскурсий, организуемые в различных городах,
вызывали большой интерес учительской
среды. Курсы были платными. В их
программу входили лекции и
экскурсии. Ботанический,
зоологический, гидробиологический,
геолого-географический интерес,
проявленный учителями к
курсам по подготовке руководителей
естественно-историческими экскурсиями
с детьми, свидетельствовал о прочных
позициях, какие завоевало экскурсионное
дело к середине 10-х годов XX в. в
школах России.
ЭКСКУРСИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ
ВЛАСТИ.
Свершившаяся Великая
Учителя оказались неподготовленными к немедленному решению поставленных перед ними задач. Поэтому одновременно требовалось учить новым методам преподавания педагогов, и организовывать эффективные практические занятия и экскурсии с учащимися.
Профессору И.И.Полянскому предложили организовать для учителей Северной области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий. Эти курсы были организованы летом 1918 г. в Павловске. Занятия посетили два потока слушателей.
Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылилось в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции, задача которой состояла в организации школьных экскурсий. Однако она прежде всего начала создавать загородные естественно-исторические станции, которые должны были принимать школьников для проведения с ними экскурсий под руководством опытных педагогов. С лета 1919 г. первые станции в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменноостровском сельскохозяйственном институте приняли школьников-экскурсантов.
Через год после начала
В 1922 г. работа экскурсионных станций в значительной степени нарушилась из-за сложного экономического положения в стране. Были резко сокращены штаты как экскурсионной секции, так и экскурсионных станций в связи с общим сокращением по всем правительственным учреждениям. В дальнейшем экскурсионная секция и экскурсионные станции прекратили своё существование.
В начале 20-х гг. стали проводиться конференции по вопросам экскурсионного дела. На них закладывалась теоретическая база широко развитой в нашей стране экскурсионной деятельности.
Также в связи с необходимостью научного изучения экскурсионного дела в 1921 г. были созданы три научно-исследовательских учреждения: Центральный музейно-экскурсионный институт в Москве; экскурсионный отдел Институте методов внешкольной работы; научно-исследовательский экскурсионный институт в Петрограде. Цели организаций были следующими:
1. изучение экскурсоведения (теоретические и практические основы);
2. обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере (просветительских организаций, школ и др.);
3. проведение лекций по экскурсионной тематике, систематических курсов по привлечению к экскурсионному делу более широких кругов общественности;
4. организация конференций и съездов по теоретическим и практическим вопросам.
Научно-исследовательские организации, созданные в 1921 г.,
просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированы или реорганизованы.
В 1936 г. Всесоюзный Центральный
Совет Профессиональных Союзов создал
Туристко-экскурсионное управление
ВЦСПС, которое должно было стать ведущей
организацией в стране по
развитию туризма, экскурсионного
дела и альпинизма. С самого
начала ТЭУ было ориентировано только
на развитие и совершенствование
плановых туристских маршрутов. Это
послужило толчком к изменению
устава ТЭУ. В новой его редакции обратили
внимание на создание при общественных
организациях и учебных заведениях секций
по туризму, на организацию
путешествий и экскурсий во
время отпусков трудящихся и
в выходные дни.
Информация о работе История становления и развития экскурсионной деятельности