Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:26, доклад
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Как известно в истории развития туризма мы различаем четыре этапа:
• до начала XIX века - предыстория туризма;
• начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
• начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Как
известно в истории развития туризма
мы различаем четыре этапа:
• до начала XIX века - предыстория туризма;
• начало XIX века - начало XX века - элитарный
туризм, зарождение специализированных
предприятий по производству туристических
услуг;
• начало XX века - до начала Второй мировой
войны - начало становления социального
туризма;
• после второй мировой войны - современный
этап - массовый туризм, формирование туристской
индустрии как межотраслевого комплекса
по производству товаров и услуг для туризма.
В основу
данной периодизации положены следующие
критерии: технико-экономические
Рассмотрим
кратко особенности развития туризма
на каждом этапе.
Первый этап - предыстория туризма.
Современный туризм - явление, с одной
стороны, так как массовым он стал всего
лишь после Второй мировой войны; с другой
стороны, туризм имеет глубокие исторические
корни, ибо путешествия известны человечеству
с древнейших времен. Уже в древние времена
народы Средиземноморья располагали географическими
описаниями, которые давали общие представления
о соседних территориях.
В античные времена основными мотивами
путешествия были торговля, образовательные
цели, паломничество, лечение.
Для
развития обмена и торговых связей
требовались достоверные и
С целью изучения новых территорий отправлялись
в далекие путешествия древнегреческие
ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи
других стран (Пифей - IV век до н.э.).
Можно сказать, что в Древней Греции зародились
и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские
игры стекались тысячи спортсменов, любителей
спорта и почитателей искусств не только
из Эллады, но и других государств Средиземноморья.
К этому периоду относится и сооружение
специальных больших домов, в которых
могли разместится и отдохнуть атлеты
и зрители.
Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168г. н.э.).
Большая подвижность была характерна для населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха.
Еще в первом века до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.
Огромная
заслуга в дальнейшем расширении
познания человеком окружающего
мира принадлежит также арабским
путешественникам VII-XI веках, среди
которых наиболее известен купец из
Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии
и других странах.
В средние века усиливается религиозный
фактор путешествия - поклонение святыням
христианства и мусульманства. Однако,
несмотря на различные цели походов и
путешествий, все они объективно расширяли
географические познания человека. Наиболее
массовое передвижение людей в Европе
было связано с крестовыми походами, которые
предпринимались европейскими рыцарями
и следовавшими за ними купцами в целях
захвата чужих богатств и территорий.
Вслед за ними двигались на Восток священники
и паломники в сопровождении бесчисленных
толп бродяг и обездоленных.
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.
Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.
Резюме:
отличительными характерами путешествий
до середины XIX века были: примитивизм
средств передвижения; то, что путешествия
было не самоцелью, а необходимым
условием и средством к достижению
собственно цели, как то: торговые дела,
расширение образовательного кругозора,
лечение, паломничество. Всех путешественников
объединяло то, что они относились к меньшинству,
занимавшему привилегированное положение
в обществе. "Маленький человек" оставался
в стороне.
Второй этап - элитарный туризм и зарождение
массового туризма.
Важнейшую роль в развитии туризма сыграли
революционные изменения в развитии транспорта:
изобретение парохода Фултоном в 1807г.,
паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование
постовой связи, сопровождавшееся расширением
сети дорог в Европе. Все это обусловило
больше надежности и скорость передвижения
при снижении расходов на путешествия.
Вследствие массового наплыва переселенцев
из старого Света в Америку бурными развивается
морское сообщение, в середине XIX века
возникают крупные пароходные компании.
Научно-технический
прогресс и социальная борьба трудящихся,
а также растущее благосостояние
общества обусловили постепенное уменьшение
рабочего времени в пользу свободного
(см. схему 1): введение гарантированных
неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых
отпусков (В Германии, например, впервые
отпуска были установлены законом о государственных
служащих 1873г.).
Повышение качества и надежности транспортных
перевозок в совокупности с их удешевлением,
а так же постепенное сокращение рабочего
времени обусловили существенное увеличение
потоков путешествующих. Соответственно
возникли первые предприятия, специализировавшиеся
на обслуживании временных посетителей.
На смену скромным пансионам и "комнатам
для госте" в домах священнослужителей,
в монастырях и религиозных миссиях приходят
первые гостиницы. В 1812 г. в центральной
Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели",
в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн.
В 1801г. в Германии открывается первоклассная
гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене,
1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт"
в городе Интерлакене. В Германии на рубеже
18-19 веков возникают первые курорты минеральных
вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде.
Как отмечает швейцарский исследователь
туризма профессор К.Каспар: "В этот
период становления туризма строились
в первую очередь роскошные гостиницы,
которые обслуживали представителей аристократических
кругов, "нового дворянства", "высшего
офицерства". В зависимости от времени
года элита либо пребывала на французской
или итальянской Ривьере, либо отдыхала
на термальных курортах в Швейцарии и
Германии, либо предпринимала длительные
путешествия в Северную Африку, Египет,
Грецию.
Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.
Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.
В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.
Резюме:
в начале ХIX века ряд таких факторов
как: промышленная революция, развитие
транспорта, увеличение свободного времени
благоприятно повлияло на развитие туризма.
Из-за увеличения количества путешественников
стало необходимым строительство гостиниц,
организация бюро путешествий, развиваются
туристические услуги комплексного типа.
Третий этап - начало становления массового
туризма.
Первая мировая война, экономическая депрессия
30-х гг. и вторая мировая война оказали
негативное влияние на развитие туризма.
Вместе с тем, именно в период между двумя
мировыми войнами появляются ростки массового
туризма, расцвет которого приходится
на послевоенные десятилетия. Туристические
поездки как внутри стран, так и зарубежные
постепенно приобретают качественно иной
характер. Они преследуют уже не только
развлекательные, но и познавательные
цели. В маршруты все чаще включаются исторические
места, памятники культуры. Подавляющая
часть международного туристского движения
приходилось на Европу.
Приведем
два примера массового туризма.
В Швейцарии интерес в данном отношении
представляет возникновение и деятельность
фирмы "Отельплан", которая в настоящее
время является одним из крупнейших производителей
тур услуг в этой стране. В основе образования
фирмы 1935 году лежали идеи ее создателя
Г.Дуттвайлера о том, что вовлечение "маленького
человека" в туризм оказал бы неоценимую
помощь страдающему от кризиса гостиничному
хозяйству. "Следует обратится к публике,
до сих пор не приобщенной к туризму и
не привыкшим к путешествиям", - отмечал
Г.Дуттвайлер. Массовые дешевые тур поездки
становятся основным продуктом фирмы.
"Народный туризм" имел успех: уже
в первом финансовом году фирма реализовала
52 648 туристических поездок.
В Германии импульс развитию массового туризма дал, как ни странно, национал-социализм. Осуществляя идею "единства нации", руководство страны стимулировало массовый организованный туризм с целью отдыха, причем эту деятельность направляла специальная организация национал социализма "Сила через радость" (Kraft durch Freude). В 1933г. был основан имперский комитет по туризму, который подчинялся министру просвещения и пропаганды. Общую идеологическую установку в этой области сформулировал лично А.Гитлер: "Я хочу, чтобы рабочему был обеспечен достаточный отпуск и чтобы этот отпуск, а также свободное время в целом стали настоящим отдыхом для него. Я желаю этого, потому что я хочу иметь народ с сильными нервами, так как только с таким народом можно делать большую политику." История уже вынесла обвинительный вердикт "большой политике" Гитлера, а для нас в данном случае интересен тот факт, что нацистский режим уделял столь большое внимание организации массового отдыха трудящихся и вовлекал в туризм все новые слои населения, расширяя тем самым его социальную базу. Германское государство оказывало содействие в организации групповых поездок на отдых - круизов, железнодорожных туров, туристических походов. Умеренные цены способствовали первому "туристическому буму" в Германии: число туристических поездок возросло с 2,3 млн. в 1934г. до 5 млн. в 1935г., 9,6 млн. - в 1937г. 10,3 млн. - в 1938г.
Резюме:
в этот период развития туризм одиночек
постепенно уступал место групповому
туризму широких масс. Кроме того
изменился характер путешествий - уже
преследовались не только развлекательные,
но и познавательные цели. В маршруты
все чаще включаются исторические места,
памятники культуры.
Четвертый период - массовый туризм.
Вторая мировая война парализовала туризм,
и дальнейшее развитие он получает уже
в послевоенные годы. Именно в этот период
туризм приобретает действительно массовый
характер: из предмета роскоши он становится
потребностью для большинства населения
высокоразвитых индустриальных стран.
В западноевропейских странах 50-60-е гг.
- это период активного грюндерства туристических
фирм, массового строительства гостиниц,
мотелей, разного рода увеселительных
заведений. Европейский туризм 50-х гг.
был ориентирован преимущественно на
прием американских туристов и является
источником долларовых поступлений для
принимающей страны. В60-е годы и до середины
70-х наблюдается быстрый экстенсивный
рост как въездного, так и выездного туризма,
а также увеличение числа туристических
предприятий и объемов их производства.
Важнейшим показателем завершения процесса
формирования массового туризма мы считаем
интенсивность туризма в той или иной
стране (см. схему 2). Интенсивность туризма
показывает, какая часть (в %) населения
ежегодно совершает хотя бы одну туристическую
поездку (нетто-интенсивности), и рассчитывается
как процентное отношение ко всему населению
страны или к той его части, которая старше
14 лет. Когда интенсивность туризма превышает
50%, то можно говорить о сформировавшемся
массовом туризме, в котором принимает
участие большая часть населения.