Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей методики подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий. Исходя из цели поставлены следующие задачи:
изучить особенности методики подготовки искусствоведческих экскурсий;
рассмотреть методику проведения искусствоведческих экскурсий;
подготовить и провести экскурсию по творчеству И.К. Айвазовского.
Во время исследования были использованы следующие источники: интернет ресурсы, учебная, учебно-методическая, научно-популярная литература. Использование данных источников помогло всестороннее изучить и раскрыть тему исследования.
Введение…………………………………………………………………............. 3
1. Методика подготовки и проведения искусствоведческой
экскурсии………………………………………………………………………….5
1.1. Методика подготовки искусствоведческой экскурсии………………....5
1.2. Методика проведения искусствоведческой экскурсии………………..12
2. Методическая разработка экскурсии «И с ним говорила морская волна» Творческий путь И.К. Айвазовского……………………………………….…..21
2.1. Характеристика экскурсии………………………………......................21
2.2. Маршрут…………………………………………………………………22
2.3. Контрольный текст……………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников.………………………………………….38
«Портфель экскурсовода»……………………………………………..………..40
Для проведения экскурсии, показа каждого объекта, освещения каждой подтемы методической разработкой отводится строго определенное время. Некоторые экскурсоводы, особенно начинающие, увлекшись рассказом, перерасходуют время уже на первых двух-трех объектах, и естественно, что для освещения последующих подтем времени не хватает. Чтобы избежать этого, экскурсовод должен несколько раз «провести» экскурсию, засекая время. Это помогает убрать все лишнее из рассказа, ведущее к перерасходу времени. Иногда по причинам, не зависящим от экскурсовода (долгие сборы группы, опоздание автобуса), экскурсия начинается позже назначенного времени. Автобус не должен задерживаться после установленного времени окончания экскурсии, так как должен быть подан для новой экскурсионной группы. И в том и в другом случае необходимо сократить время экскурсии, но за счет не уменьшения количества подтем и показа основных объектов, а исключения второстепенных деталей в показе и рассказе. Все основные объекты должны быть показаны. [5]
Рассказ на экскурсии начинается с показа объекта, т.е. носит адресный характер. Экскурсант должен ясно представлять, к какому объекту или его детали, фрагменту относится рассказ. Экскурсовод может начать рассказ лишь после того, как удостоверится, что все хорошо видят объект. Помимо показа объекта экскурсовод должен владеть техникой показа наглядных пособий. Наглядные пособия показываются тогда, когда этого требует излагаемый материал. Не следует во время рассказа раздавать наглядные пособия для более детального ознакомления. И лишь после того, как завершено изложение подтемы и наступает пауза во время переезда от одного объекта к другому, экскурсовод может дать возможность экскурсантам ознакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями. Пособия, предназначенные для демонстрации при раскрытии последующих подтем экскурсии, заранее не показываются.
Всю экскурсию экскурсовод проводит в большинстве случаев стоя лицом к экскурсантам (если автобус оборудован вращающимся креслом, экскурсовод может сидеть, повернувшись к экскурсантам). Садится экскурсовод при длительных автобусных переездах от объекта к объекту, что бывает обычно на загородных экскурсиях.
Немаловажное значение имеет и правильное применение в рассказе приема цитирования. Цитаты выписываются на небольшие карточки. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией в нужной последовательности. Экскурсовод может пользоваться этими карточками в процессе рассказа, ибо сразу наизусть запомнить все цитаты трудно, а точность в воспроизведении отрывков литературных источников, особенно исторических документов, важна.
На остановках экскурсовод первым выходит из автобуса, ведет группу к объекту показа. По окончании осмотра он входит в автобус последним. Если во время стоянки экскурсанты приобретают сувениры или самостоятельно еще раз осматривают объект, экскурсовод предупреждает о време6ни отправления автобуса.
В пути следования группы экскурсанты задают экскурсоводу вопросы. Вопросы могут относиться к объектам, связанным с темой экскурсии и не имеющим никакого отношения к ней. Отвечать на вопросы, интересующие одного-двух человек, немедленно не следует, ибо это отвлекает остальных участников от восприятия темы. Экскурсовод во вступлении должен условиться с группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них будет отведено время после ее окончания. Давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме экскурсии, не входит в обязанности экскурсовода. [7]
2. Методическая разработка экскурсии
«И с ним говорила морская волна»
Творческий путь И.К. Айвазовского
Тема: «И с ним говорила морская волна...» Творческий путь И.К. Айвазовского
Цель: Ознакомление экскурсантов с жизнью и творчеством И.К. Айвазовского
Объекты экскурсии: Академия художеств в Петербурге, дом Айвазовского в г. Феодосия, феодосийская картинная галерея, фонтан Айвазовского, памятник И.К. Айвазовскому, знаменитые картины И.К. Айвазовского, могила Айвазовского
Подтемы: детство Ивана Константиновича Айвазовского, проявление таланта Айвазовского, история старого города Феодосия, история строительства дома Айвазовского, история основания памятника, значение фонтана Айвазовского для жителей города, история строительства картинной галереи.
Вид экскурсии: искусствоведческая
Маршрут: экскурсия проводится с использованием мультимедийного оборудования в аудитории
Продолжительность экскурсии: 20 минут
Экскурсовод: Муленко С.Г.
Экскурсанты: группа 170809
2.2. Маршрут
Точка 1. Слайд 1 – Название экскурсии. Вступительное слово. 1 минута.
Точка 2. Слайды 2 – 6 – Виды старого города Феодосии. Детство Айвазовского. 1 минута.
Точка 3. Слайды 7 – 8 – Картины И.К. Айвазовского. События в жизни, побудившие к написанию этих картин. 2 минуты.
Точка 4. Слайд 9 – Академия художеств в Петербурге. Проявление таланта Айвазовского. 1 минута.
Точка 5. Слайд 10 – Портрет Анны Саркизовой. Семейная жизнь Айвазовского. 1 минута.
Точка 6. Слайд 11 – Дом Ивана Константиновича. История строительства дома. 2 минуты.
Точка 7. Слайд 12 – Памятник Айвазовскому. Историческое значение памятника. 1минута.
Точка 8. Слайды 13-15 – Фонтан Айвазовского. Значение фонтана для жителей города. 1 минута.
Точка 9. Слайды 16-33 – Феодосийская картинная галерея. Знаменитые картины Айвазовского. История их создания. 9 минут.
Точка 10. Слайды 34-37 – Могила И.К. Айвазовского. Заключительное слово. 1минута.
2.3. Контрольный текст
Слайд 1: Здравствуйте уважаемые экскурсанты! Сегодня я буду вашим экскурсоводом, зовут меня Светлана и тема нашей экскурсии будет посвящена творчеству выдающегося художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Я собираюсь провести вас по страницам жизни этого удивительного человека, посетить с вами художественные галереи, которые он украсил своими картинами, показать вам его дом и многое другое.
Слайд 2: Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Иван Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность. Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами. Родился Айвазовский 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. (фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский)
Слайд 3: Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году.
Слайд 4: На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.
Слайд5: Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами, на Арабатскую стрелку и Сиваши, встающие как марево на горизонте. У берега лежало кольцо хорошо сохранившихся старинных крепостных стен и башен с грозными бойницами. Здесь смолоду будущий художник научился распознавать в черепках старинной посуды, обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах черты давно отшумевшей, полной грозными событиями жизни.
Слайд 6: Оттуда открывался прекрасный вид, будивший воображение будущего художника. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота.
Слайд 7: Среди них был, конечно, и бриг «Меркурий», слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: «Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».
Слайд 8: Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования.
Слайд 9: Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М.Н. Воробьева. Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему уже была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств. [9]
Иван
Константинович был страстным
Шумные обсуждения в гостиных Петербурга вызвала и женитьба Айвазовского. Страстно влюбившись в англичанку Юлию Гревс, он в две недели женился на ней. В этом браке родилось четверо дочерей, но семейная жизнь не удалась. Юлии вскоре наскучила такая жизнь и она с дочерьми уехала в Одессу - дальнейшие их отношения складывались очень тяжело: Юлия Яковлевна жаловалась на Айвазовского царю и всячески препятствовала его общению с дочерями.
Слайд 10: Впрочем, на склоне лет и семейное счастье улыбнулось художнику. В 1882 году он женился на Анне Никитичне Саркизовой, молодой вдове феодосийского коммерсанта. Анна Никитична была почти на 40 лет моложе Айвазовского, что не помешало ей стать его верной подругой и понимающим собеседником.
Она преклонялась перед искусством своего мужа, понимала его, хотя не посещала музеи и не читала книг по живописи.
Слайд 11: В 1845 году на живописном берегу моря И. К. Айвазовский начинает строительство большого дома. Дом строится по собственному проекту мариниста. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он создает большую часть из шести тысяч написанных им картин. В 1880 году к своей мастерской И. К. Айвазовский пристраивает огромный выставочный зал- картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью уже при жизни мастера. По завещанию он передал ее полностью во владения своего любимого города-Феодосии. [9]
Слайд 12: У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: «Феодосия- Айвазовскому». В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному гражданину Феодосии, так много сделавшему для экономического и культурного развития города.
Слайд 13: В Юбилейном парке Феодосии находится фонтан И.К. Айвазовского. В сухое лето 1887 г. воду в город доставляли в бочках пароходами из Севастополя. Осенью того же года Айвазовский решил безвозмездно передать родному городу Субашский источник, принадлежавший его жене, находившийся на территории его имения. Фонтан И.К.Айвазовского, ставший архитектурным памятником, был сооружен по проекту и на средства художника. Во время Великой отечественной войны фонтан пропал.
Слайд 14: Но вскоре местные власти решили его восстановить. Его историческая ценность конечно изменилась.
Слайд 15: В 1993 г. завершена реконструкция фонтана, и теперь вновь серебрится его струя. Увенчивает композицию аркада с надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.
Айвазовский был необыкновенно плодовитым художником. За свою жизнь он написал более 6000 полотен. Львиная их доля приходится на морские пейзажи, более двух третей - на изображение бурь и штормов. Это - целая энциклопедия моря. У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…»
Информация о работе Экскурсия «И с ним говорила морская волна…» Творческий путь И.К. Айвазовского