Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, лекция

Описание

Экстремальный туризм – одно из очень перспективных направлений в современной сфере отдыха и развлечений. В начале третьего тысячелетия многим жителям планеты Земля, особенно гражданам развитых в экономическом отношении стран, явно не хватает острых впечатлений. Уничтожив или победив многих природных конкурентов в лице крупных хищников, до известной степени обезопасив себя от ударов стихий природы, обеспечив себе сытую жизнь, человек вдруг начал ощущать недостаток адреналина.

Работа состоит из  1 файл

экстр напр в совр сфере отдыха и развлечений.docx

— 112.07 Кб (Скачать документ)

На аэродроме в Дракино  ведется строительство двухэтажной  гостиницы для участников соревнований на 70–75 человек, а также дома для  судей, пункта общественного питания.

Чемпионат привлечет внимание туристов. В дальнейшем на базе обновленного Дракина и комплекса зданий, расположенных  на его территории, предполагается организовать центр экстремальных  технических видов спорта, преимущественно  связанных с авиацией. Будут также  построены трассы для велосипедистов, скейтбордистов и любителей роликовых  коньков, стена для тренировок и  проведения соревнований по скалолазанию.

Начнут работать конный и  пейнтбольный клубы, сауны, спортзалы и теннисные корты. Активный отдых можно сочетать с насыщенной экскурсионно-познавательной программой, благо серпуховская земля богата памятниками истории и культуры.

Весьма распространенным летательным средством является дельтаплан. Для его полета необходим разгон с горы, с земли или воды с помощью буксировки автомобилем или катером. С целью расширения возможности полетов и уменьшения зависимости от воздушных потоков на дельтапланах часто устанавливают легкие моторчики с воздушным винтом.

Баллонинг

Уникальным, но и дорогостоящим  видом воздушных путешествий  является баллонинг, или туры на воздушных шарах. Одной из наиболее популярных разновидностей является путешествие на дирижаблях. Дирижабль в отличие от воздушного шара снабжен винтами, моторами и сложной системой управления, поэтому полеты на нем гораздо более целенаправленны и зависят не только от воздушных потоков, но и во многом от пилотов.

С конца 1960-х гг. получили распространение массовые путешествия  по воздуху. По всему миру были созданы  десятки клубов любителей воздушных  шаров. Ежегодно во многих странах проводятся фестивали воздушных шаров. Как  правило, в программу таких фестивалей обязательно включаются гонки на этом довольно опасном виде транспорта.

Полеты на воздушных шарах, дирижаблях, планерах, парапланах или  дельтапланах не только позволяют полюбоваться прекрасными открывающимися видами, получить незабываемые впечатления  и дают возможность сделать уникальные фото– и видеозаписи (например, полеты над водопадами или кратерами  вулканов). Они очень часто используются в различных научных и хозяйственных  целях, для исследования практически  недоступных другими способов мест.

Парашютинг

Одним из экстремальных видов  спорта и туризма является парашютинг или, skydiving. Прыжки с парашютом очень популярны во всем мире среди самых различных категорий туристов. Этот вид спорта доступен практически всем желающим (естественно, за исключением людей, имеющим медицинские противопоказания), включая пожилых людей и инвалидов.

Кроме несложных прыжков, например тандемом с инструктором или  со стандартной высоты, существуют более экстремальные виды парашютинга. Среди них наиболее известными являются затяжные прыжки, прыжки с малой высоты (800 м) с принудительным раскрытием парашюта и др.

Для занятий этим видом  спортивного туризма необходимо овладеть основными приемами и навыками свободного падения, управления и маневрирования как парашютом, так и собственным телом в полете и затем получить лицензию, разрешающую прыжки с парашютом.

Новыми видами парашютных развлечение являются skysurfing – свободный полет с использованием широкой лыжи от сноуборда, а также акробатические трюки и кульбиты в свободном полете. Одним из самых опасных, но одновременно красивых и захватывающих зрелищ является воздушный фристайл.

Кроме собственно парашютного  спорта, парашют используется в других турах. С его помощью группы туристов высаживаются в труднодоступные  районы, например в горы, джунгли, на Северный полюс.

Прыжки с парашютом  осуществляются не только с самолетов, но и с высоких обрывов и  горных склонов.

Одним из вариантов парашютинга является парамоторинг. В этом случае парашютист прикрепляет к спине легкий моторчик, который при наличии мощных потоков воздуха позволяет совершать достаточно протяженные полеты на парашюте.

Кайтинг

В настоящее время появились  развлечения, сочетающие в себе покорение  сразу нескольких стихий. Совсем недавно  их список пополнился целым семейством, объединенным общим названием кайтинг (от англ. kite – «воздушный змей»). Если раньше человек, запускающий воздушного змея, мог только любоваться красотой его полета, то теперь при желании можно в этом самом полете поучаствовать. Кайтинг представляет собой катание по воде или по суше на буксире за огромным воздушным змеем, которого предварительно запускает в воздух сам катающийся. На самом деле все новое, как мы уже неоднократно убеждались, – это просто хорошо забытое старое. Согласно историческим сведениям на привязных летательных аппаратах – воздушных змеях – люди поднимались в воздух уже с XII в.,[25] а в начале ХХ в. во Франции, Англии и США были весьма популярны так называемые змейковые клубы. Однако затем по непонятным причинам эта забава была прочно и надолго забыта. Ее возрождение уже в наши дни связано с появлением современных легких и высокопрочных материалов.

Несмотря на мудреные новые  и непривычные названия (кайтсерфинг, бодисерфинг, скудинг, мунвокинг и лифтинг) эти спортивно-развлекательные дисциплины на самом деле при детальном знакомстве становятся вполне понятными.

Кайтсерфинг (кайт + серфинг) представляет собой такой способ перемещения в пространстве, при котором спортсмен скользит по водной глади или волнам на доске, увлекаемый запущенным в воздух змеем. Он управляет своим двигателем с помощью специальных стропов (их может быть две или четыре). Змей летит по ветру или движется подобно парусному судну навстречу ветровому потоку галсами. В последнем случае требуются определенные навыки в управлении кайтом – змеем, способным при сильном ветре утащить неумелого спортсмена далеко от берега, о чем новичков обязательно предупреждают тренеры. Чтобы овладеть такими навыками, требуется не менее 10–20 ч тренировок. Кстати, овладение мастерством кайтинга обычно начинается на суше и даже не с самим змеем, а с его макетом. В первых запусках начинающему спортсмену помогает инструктор, и лишь спустя некоторое время приходит опыт самостоятельного запуска и управления змеем. Одной из разновидностей кайтсерфинга является катание на доске под парашютом.

Два других вида развлечения  с воздушным змеем – бодисерфинг и скудинг —представляют собой скольжение на ногах соответственно по воде или по песчаному пляжу без доски. Такое возможно лишь на высокой скорости, поэтому и ветер должен быть весьма приличным, а кайт, т. е. воздушный змей, обеспечивать мощное тяговое усилие. Для скудинга, естественно, потребуется обширный и пустынный пляж. В оживленных местах для отдыха, заполненных людьми, особенно не поскользишь. Несмотря на то что скудинг – занятие отнюдь не безопасное, поскольку «скользящих по песку» могут поджидать травмы при неизбежных падениях, движение энтузиастов-скудингистов постоянно ширится.

Термин «мунвокинг» происходит от английских слов moon – «луна» и wolken – «прогулка». Эта прогулка больше всего похожа на аттракцион «гигантские шаги», Спортсмен заставляет свой кайт постоянно совершать фигуру пилотажа, известную под названием «горка». Взмывая вверх, змей на некоторое время поднимает спортсмена над водной поверхностью или земной твердью (в последнем случае спортсмен, естественно, рискует намного больше). По отзывам знатоков, развлечение захватывающее.

Наиболее опасной из забав  с воздушным змеем является подъем на кайте в воздух, или, как его называют, «лифтинг». Подобно дельтапланеристу, спортсмен держится за прикрепленную к змею специальную трапецию, а змей надежно связан с землей страховочным фалом. Собственно, именно такие развлечения практиковали упомянутые выше «змейковые клубы». В те времена они были закрыты по причине большого количества травм и падений.

Способы кайтинга или, как его иногда называют, катания «верхом на драконе», совсем не ограничиваются вышеприведенным списком.

Фантазия любителей острых ощущений не знает пределов. За змеем  можно мчаться на сноуборде, лыжах, скейте, роликовых или обычных коньках и даже, с особым комфортом, на специальных повозках – кайтболидах, напоминающих автомобиль багги. Кайтинговые фристайлеры осваивают не только водную гладь, песок или асфальт (на роликах). Очень популярен кайт при спусках на лыжах по горным склонам. Для того чтобы прокатиться «на драконе», необходимы лишь достаточно большое пространство да подходящий ветер!

Движение кайтингистов получило настолько широкое развитие, что начиная с 1998 г. проводятся регулярные чемпионаты мира по кайтингу.

По времени и способам проведения они бывают зимние и летние. В программу чемпионатов обязательно  входит соревнование спортсменов в  скорости прохождения отмеренной дистанции. Очень зрелищной дисциплиной является кайтинговый фристайл, представляющий собой выполнение различных трюков и акробатических номеров на серфе. Обязательное условие фристайла: после каждого трюка спортсмен должен устойчиво приземлить или приводнить (в зависимости от того, где проводятся соревнования) свой серф. Еще одной, пока неофициальной, но чрезвычайно популярной среди спортсменов дисциплиной соревнований являются состязания на длительность непрерывного полета на змее. Некоторым опытным участникам удается продержаться в воздухе до 10 с.[26]

Очень популярны воздушные  змеи на морских курортах как за рубежом, так и в России – на черноморских берегах Краснодарского края, на Азовском море.

Конечно, предназначенные  для кайтинга змеи имеют лишь отдаленное сходство со знакомыми многим из нас парящими игрушками, которые мы когда-то склеивали из реек и бумаги в кружках «Умелые руки».

Змей для кайтинга – это достаточно сложная и прочная конструкция. Знатоки уверяют, что он практически неразрушим; кайт способен без последствий для себя выдерживать не одно столкновение с землей при внезапном падении. Несмотря на относительную молодость нового модного развлечения, создано огромное количество различных конструкций воздушных змеев. Многие из них уже можно приобрести в России в специальных магазинах, хотя эти спортивные снаряды стоят достаточно дорого.

Перечислить все их модели невозможно, поэтому расскажем об основных из них.

Первым среди кайтов появился традиционный каркасный змей, напоминающий дельтаплан или парус для виндсерфинга. Обладая неплохими аэродинамическими характеристиками, каркасный змей позволяет спортсмену двигаться как по ветру, так и против него. Но вот заставить его подняться с воды – задача далеко не простая: огромное полотнище прочно «прилипает» к поверхности воды, и, чтобы оторвать змея, требуются немалый опыт и мастерство спортсмена.

И тогда умельцы-конструкторы изобрели надувного змея. В отличие  от каркасных надувные змеи запускаются с воды достаточно легко даже при значительном волнении. Надувной кайт состоит из шести отдельно надуваемых секций (передней кромки крыла и пяти ребер) и не имеет жестких элементов. По этой причине он наиболее безопасен для спортсмена: свалившись даже на голову (а такое в кайтинге случается довольно часто), спортсмен не получит травм. Но эти преимущества становятся недостатками при использовании на суше. Какой бы прочной ни была оболочка, пропороть ее сучком, острым камнем или льдиной вполне возможно. Поэтому для сухопутных развлечений его используют значительно реже.

Одной из самых эффективных  по аэродинамическим характеристикам  конструкций считаются кайты воздухонапорного типа, или аэрофойлы. Серия ребер-профилей соединяет нижнюю и верхнюю оболочки змея. Вся конструкция надувается ветровым напором, принимая рабочую, полетную форму. По внешнему виду современный аэрофойловый каркасный змей – кайт, наполненный ветром, на земле похож на большую туристическую палатку. Но летать на них могут лишь опытные спортсмены, имеющие солидную подготовку. При падении на воду аэрофойловый змей может заполниться водой и попросту утонет. Однако настоящие мастера и с этой задачей справляются, используя отпущенные им несколько секунд для нового взлета.

От подобных проблем избавлены герметичные аэрофойлы. Они закрыты на большей части своей длины. Воздух внутрь поступает через несколько клапанов, которые запираются под давлением изнутри, когда змей готов к полету. Подготовка занимает обычно не менее 2–3 мин, и это у знатоков считается недостатком конструкции.

Построить кайт самостоятельно, вероятно, можно. Но опытные спортсмены настоятельно предостерегают от подобной самодеятельности. Кайтинг относится к экстремальным видам спорта, в котором качество оборудования, его прочность и надежность чрезвычайно важны. И чтобы захватывающее развлечение не закончилось на больничной койке, пренебрегать этим советом, наверное, не следует.

Авиационный туризм

Чрезвычайно популярны в  странах Европы, США, Австралии полеты на легких моторных самолетах и вертолетах, которые используются в самых  различных целях, в том числе  и в сфере туризма и развлечений. К сожалению, в России этот вид  техники пока практически не получил  распространения.

Кроме легких летательных  средств, все большую популярность завоевывают полеты на серьезной  технике. Во многих странах программы авиационного туризма уже давно пользуются стабильным спросом у туристов. Энтузиасты-экстремалы летают практически на всех типах самолетов и вертолетов. Очень интересную программу предлагает немецкая туристическая фирма «Alpha Trevel». Начинается она с учебных полетов на тренажерах для подготовки пилотов компании Luftgansa в Берлине. Затем «курсантам» предоставляется возможность летать на самолетах облегченного типа. Кульминацией программы является полет на легендарном «Юнкерсе». Таких самолетов, находящихся в рабочем состоянии, во всем мире всего пять.

Большим спросом у туристов пользуются полеты на советской и  российской технике, особенно военной. Существует немало западных компаний, которые предлагают состоятельным  любителям экстремального отдыха полетать на российских боевых самолетах в  Подмосковье и даже над Москвой. Стоимость таких программ колеблется в зависимости от техники и  продолжительности и сложности  полета от 6–7 до 40 тыс. долларов. Однако желающих хоть отбавляй.

Североамериканская компания «Incredible Adventures», которая специализируется на экстремальных видах отдыха, утверждает, что с начала 1990-х гг. ей удалось покатать на реактивных «МиГах», «Сушках» и «Элках» свыше 2000 человек.

В целом в нашей стране авиационный туризм находится в  стадии становления. В отличие от стран Европы и Америки его  инициаторами стали не туристические  фирмы, а аэроклубы, которые после  кризиса начала 1990-х гг. и распада  системы ДОСААФ оказались предоставленными самим себе, а проще говоря, брошены  на произвол судьбы. Когда стало  ясно, что «спасение утопающих  – дело рук самих утопающих», для того чтобы выжить, аэроклубы  начали разыскивать различные пути для самофинансирования. Начиналось все с ознакомительных полетов, в первую очередь для состоятельных  иностранных туристов. Затем заметно  расширилось количество и повысилось качество туристических услуг. Одновременно состоятельные туристы-экстремалы появились и среди наших сограждан. Сыграла свою роль и демократизация российского общества. Военные ведомства стали более открытыми.

Информация о работе Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений