Экстремальный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание

Индустрия туризма - это отрасль экономики, которая имеет благородную цель - развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.
Сфера туризма - давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм - важное и относительно новое направление развития экономики.
В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке.

Содержание

Глава 1.Организация туристского сервиса
1 Основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России 4
2 Индустрия туризма в России, состояние и проблемы 7
3 Индустрия гостиничного дела и питания.............................................8
4 Индустрия транспорта…………………………………………………9
Глава 2. Экстремальный вид туризма на примере рафтинга………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

СД.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Рафтинг на Дальнем Востоке

Туроператоры Хабаровского и Приморского краев предлагают рафтинг – туры для физически подготовленных туристов, имеющих базовый опыт водных путешествий, поскольку сплавы проходят по горным рекам с препятствиями до пятой категории сложности. Наличие вдоль всего русла лесовозной дороги дает реке Кема право называться самой доступной спортивной рекой в дальневосточном регионе. Однако дорога из Хабаровска к месту начала сплава сама по себе является большим приключением, поскольку составляет около 1200 км в одну сторону.

Доставка туристов к началу любого маршрута может осуществляться вертолетом. Это не только сокращает время доставки, но и в ряде случаев позволяет избежать нескольких дней сплава по спокойной воде и пройти только самую интересную в спортивном плане часть рек. Как уверены организаторы сплавов, великолепные пейзажи дальневосточной природы, суровые скалы с водопадами и нетронутая природа надолго останутся в памяти участников путешествия.

4. Виды рафтинга

Рафтинг можно подразделить на туристские, спортивные, походные.

При сплавах по спокойным рекам, 1-й и 2-й категории, не нужна специальная подготовка. Вполне достаточно, если в команде присутствует только один специалист, который сможет безопасно провести всю группу.

Рафтинг спортивный – это целая система состязаний, различных категорий сложности, в которую включен целый ряд требований и нормативов для обеспечения безопасности. Но спортивный рафтинг менее интересен для турфирм.

Рафтинг походный – совмещает в себе признаки туристского и спортивного отдыха. Для этого типа используются различные виды рафтов, а сам сплав длится не один день, прерываясь лишь на ночной отдых на берегу. Поэтому необходимо уделить большое внимание безопасности лагерей отдыха, т.к. могут появиться дикие звери.

Гребец должен, сидеть на борту ступнями, или подъемом касаясь надувного дна. Во время сплава традиционно используются три способа гребли: распашными веслами, установленными на специальной раме, канойный и комбинированный, когда гребцу распашными веслами помогают как минимум два каноиста.

Реки, подходящие для сплавов, делятся на 6 категорий сложности. Категории 1-2, это несложные, широкие и ясные протоки, рафтингом здесь могут заниматься даже новички. Категория 3-я, уже относится к сложным, сильные водовороты и потоки. Категория 4 и 5 – сложные реки, это многочисленные пороги и бурный поток воды. Категория 6-ая самая сложная, она исключительно для мастеров рафтинга.

Выбирая маршрут для сплава, нужно ориентироваться на уровень своей подготовки. На территории Российской федерации находится большое количество рек, подходящих для сплавов.

Для новичков лучше всего подойдут сплавы на байдарках по плесовым рекам Ярославской или Владимирской областей. Подготовленные рафтеры, как правило, отправляются в Карелию. Среди востребованных регионов-Южный Урал, Алтай, Байкал. Во многом это обусловлено тем, что в нашей стране огромное количество рек, интересных для поклонников рафтинга: в первую очередь, это реки Шуя в Карелии, Алтайская Обь, Мзымта на Кавказе, Чусовая на Урале и огромное количество рек в Восточной Сибири, Якутии и на Кольском полуострове.

5. Безопасность на воде , как основа безопасности в рафтинге

Решаясь на преодоление препятствий водного маршрута, нужно обеспечить безопасность всех членов группы.

Обеспечение безопасности на маршруте требует, кроме индивидуального овладения техническими приемами водного сплава, также серьезного осознанного психологического настроя, группового мышления и действий на маршруте, тщательного выбора личных и групповых средств безопасности. Главное же – умение все это применить на практике в экстремальных условиях.

Минусом водных маршрутов является возможность потери снаряжения.

Для выхода из аварийной ситуации с наименьшими потерями каждый член группы, экипаж, а при необходимости и вся группа, должны совместными действиями в кратчайшие сроки после аварии доставить на берег катамаран, снаряжение, пострадавших и всех членов группы, для оказания помощи и медицинской.

Каждый без исключения участник сплава должен быть психологически и технически готов к перевороту, владеть способами возврата средства сплава в рабочее состояние (на киль), уметь без паники (исчерпав все возможности работы в посадке) покинуть средство сплава и самостоятельно или с помощью группы выбраться на берег.

Каждый участник сплава и группа в целом должны знать и практически уметь преодолевать аварийные ситуации. Умение совместными действиями обеспечить безопасность новичкам.

Сложные препятствия преодолеваются на разгруженных плавсредствах после осмотра и организации страховки. Каяк ставится на киль за секунды, катамаран за 10 – 30 секунд в зависимости от характера реки и положения членов экипажа.

Переворот байдарки или катамарана не считается аварией, пока экипаж самостоятельно справляется и самостоятельно выходит из возникшей ситуации.

Важнейшую роль при возврате плавсредства “на киль” играет посадка.

Посадка должна обеспечивать надежное крепление спортсмена к средству сплава и быстрый выход из нее при необходимости.

Для прохождения сложных маршрутов, необходимо оборудовать плавсредство для каждого участника индивидуально с применением всего технического арсенала. При расклинивании между средством сплава и препятствием, при зависании в посадке под водой с потерей сознания могут погибнуть люди. Оптимально было бы создать такую посадку, из которой бы потерявшего сознание гребца вымывало, но не выбрасывало активно работающего. Ведь отловить плывущего отдельно от плавсредства, даже потерявшего сознание, человека намного легче, чем находящегося под плавсредством, подверженного ударам по донным камням и часто невидимого под водой.

В зависимости от опыта, технической подготовки, уверенности в себе и своем плавсредстве, психологического настроя, каждый спортсмен должен лично регулировать жесткость своей посадки.

6. Снаряжение для рафтинга , как средство достижения безопасности

Одной из составляющей обеспечения безопасности на маршруте, является снаряжение рафтеров.

Какой бы сложности не был маршрут, где бы он ни проходил, каждый участник сплава должен серьезно отнестись к качеству, как личного снаряжения, так и к качеству и надежности судов. Конструкция рафта (наличие надувных поперечин, фиксирующих ноги) должна обеспечивать туристам дополнительную страховку от падения за борт. Однако полностью исключить это досадное недоразумение, как и переворот самого рафта, невозможно. Каждый путешественник должен надеть индивидуальные средства защиты: спасательный жилет и шлем. Это тот минимум, который обязана предоставить турфирма (организатор сплава) туристам. Даже имеет смысл задуматься и о дополнительной экипировке. Для ледяной воды горных рек может пригодиться гидрокостюм, удобная обувь – специальные ботинки на ребристой резиновой подошве. В целях личной безопасности каждый участник водного похода должен уметь плавать, поскольку спасательный жилет самостоятельно доставить участника сплава к берегу не может.

Самое мощное спасательное средство – это сам рафт, и если вдруг случайно кто-то оказался за бортом в бурной воде, то препятствия лучше пройти, крепко держась за рафт, чем самосплавом.

Участие в рафтинге подразумевает постоянную близость к бурной воде. Так уж получается, что горные реки не отличаются особо теплой водой, так как берут свое начало они на ледниках, а текут в глубоких тенистых ущельях.

Одежда рафтера напоминает слоеный пирог из самых современных синтетических материалов. Важнейшим фактором является быстрое высыхание на воздухе и хорошие теплоизоляционные качества.

Начинать следует со спасательного жилета, так как он необходим в обязательном порядке. Важно чтобы жилет плотно сидел на рафтере, не мешал грести. Нужно помнить - никакой жилет не заменит умение плавать.

Близость камней в сочетании со скоростью потока, до лопасти весел, иногда оказываются в непосредственной близости от головы – это далеко не все причины, для того чтобы надеть на голову защитный шлем.

Дальнейшая экипировка зависит от условий сплава. На горных реках Средней Азии и Алтая необходим неопреновый гидрокостюм, брызговая куртка, неопреновая обувь и защитные брюки с накладками на коленях, бедрах и голени.

Самый распространенный вариант неопренового гидрокостюма – полукомбинезон без рукавов с глубокой проймой и молнией на груди. Коленные и бедренные накладки важные при сплаве в каяке. Костюм выбирают строго по размеру, в мокром состоянии он немного растягивается, а полостей между телом и неопреном быть не должно. Брызговая куртка одевается поверх неопренового костюма и защищает от брызг руки и плечи. На ногах рафтера специальная сплавная обувь. Неопреновые ботинки на ребристой резиновой подошве.

Большое значение для успешного сплава имеет упаковка снаряжения. Для одежды удобны так называемые драйбэг – герметично закрываемые мягкие мешки, снабженные ручками для переноски или рюкзачными лямками. Используют и жесткие полиэтиленовые бочки с герметичной крышкой.

7. Основы безопасности прохождения препятствий

 Потоки, обтекающие камень справа и слева, называются "УСЫ". За камнем образуется зона стоячей воды называемая "УЛОВО". В улове можно сделать остановку, перевести дух и обозреть красоты.

 Поток воды, образующийся в центре узости, называется "ЯЗЫК". По сторонам языка образуются зоны обратного тока воды (красные стрелки) называемые "СБОЙКА"

 Большое кол-во камней на уклоне реки, затрудняющих выбор линии движения судна называют "ШИВЕРА"

 "БОЧКА" - вспененный обратный противоток воды над донным препятствием. Бочки возникают при значительном расходе воды (десятки куб.м./сек) на очень больших валах и сливах. В зависимости от силы потока воды в поверхности бочки, отличают агрессивные, мягкие, глубокие и т.д.

 "ПОГАНКА" – мощный подводный противоток, это бьющий на поверхность воды и имеющий в месте выхода грибовидную форму. Причин образования такого противоестественного потока множество, в основном определяется донными валунами.

 "СЛИВ" – вертикальная ступенька в русле реки. Различают – прямые, наклонные и ступенчатые. Большой слив в комбинации с бочками и языками образует "ПОРОГ". Пороги имеют свои названия, категорию сложности и являются основными препятствиями при прохождении реки.

 

 

Для обеспечения безопасности в водном туризме – рафтинге, в обязательном порядке необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Обязательное наличие у каждого члена экипажа индивидуальные средства защиты: спасательные жилеты, защитные шлемы, ремни безопасности, комплект для оказания первой помощи и спасательные сумки. Должна быть удобная одежда и обувь. Для туристского сплава необходимо нахождение на рафте инструктора.

Рафтинг – это захватывающие приключения, выброс эмоций, победа над водной стихией, и в какой-то степени над собой, это сплочение участников похода в команду единомышленников, но это никак не развлекательный аттракцион на воде. Здесь есть свои четкие правила, которые необходимо неукоснительно выполнять. Только в этом случае рафтинг станет безопасным, увлекательным отдыхом и, несомненно, будет приносить огромное удовольствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 



Информация о работе Экстремальный туризм