Как по отчетности туроператора оценить его надежность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:48, реферат

Описание

Мария Булатова, директор ООО «Ирма-Аудит», член СРО «Центральное агентство антикризисных менеджеров», более 10 лет работает с турбизнесом. Сегодня она делится секретами о том, как, имея только официальную, доступную всем информацию, оценить надежность туроператора. Эта «инструкция» может быть полезна не только тем, кто в нынешнее неспокойное время пытается решить, с каким партнером можно работать.

Работа состоит из  1 файл

Nadezhnost_turoperatora(2).doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, важно не только оценить абсолютный размер кредиторской задолженности, но и сравнить ее по срокам погашения с активом баланса.

Также необходимо оценить долю процентов за пользование  кредитами и займами в общей  сумме задолженности. Начиная с  отчетности за 2011г по строкам 15101-15112 баланса подробно расшифровываются суммы суммы задолженности по краткосрочным кредитам и займам и величина задолженности по соответствующим процентам. А по строкам 14101-14104 – аналогичные показатели по долгосрочным кредитам и займам.

Следующим этапом оцениваем долю задолженности разных видов в общей сумме краткосрочной  кредиторской задолженности. Если значительную часть задолженности составляет долг перед бюджетом и внебюджетными  фондами (строки 15203 и 15204), то, возможно, у компании не хватает средств на расчеты с бюджетом или руководство компании «душит жаба» отдавать средства в бюджет. Это может привести к налоговой проверке, а также – к большим пеням и штрафным санкциям, а возможно – и к банкротству компании по инициативе налоговых органов. Также неуплата или сокрытие налогов в крупном и особо крупном размере является уголовным преступлением. Если в балансе имеется большая задолженность перед персоналом по оплате труда (строка 15205), то значит компания грешит задержками заработной платы, что также негативно характеризует ее финансовую устойчивость. Большой можно считать задолженность, превышающую среднемесячный фонд оплаты труда. К сожалению, определить его из баланса нельзя. Большая задолженность перед поставщиками и подрядчиками (15201) или прочими кредиторами (строка 15208) говорит о том, что компания задерживает расчеты с поставщиками, это так называемое «скрытое» кредитование. А вот большая кредиторка по расчетам с покупателями и заказчиками (строка 15202) может быть как положительным, так и отрицательным фактором. Кредиторская задолженность перед покупателями возникает, если покупатели перечислили компании авансы за будущие услуги, но еще не получили эти услуги. Что здесь хорошего? Это свидетельствует о том, что компания имеет на будущее гарантированный пакет уже оплаченных заказов. Однако, в случае краха компании, все эти деньги придется возвращать, а, как правило, денежные средства уже давно потрачены. Также в сумме кредиторской задолженности перед покупателями может сидеть и сумма задолженности по аннулированным турам, за которые покупатели требуют возврата средств, а компания эти средства задерживает.

 

Шаг 6. А что у туроператора в активе? Информацией из актива баланса мы уже пользовались на предыдущих шагах. Теперь пришло время рассмотреть актив баланса подробнее.

Актив баланса  состоит из двух разделов: «Внеоборотные  активы» и «Оборотные активы». В  разделе «Внеоборотные активы»  отражаются активы, которые не участвуют  в текущем обороте: основные средства, нематериальные активы, прочие внеоборотные активы (они расшифровываются по видам) и отложенные налоговые активы (ОНА), про которые мы уже говорили.

Начиная с отчетности за 2011г основные средства в балансе  расшифровываются по видам (раньше отражались одной строкой). Проанализировав показатели строк 11301-11306 вы узнаете, есть ли на балансе туроператора земельные участки, здания, машины и оборудование и прочие основные средства. По строке 1110 отражаются нематериальные активы. Для турфирмы это могут быть торговые марки и товарные знаки.

Проанализировав строку 1140, вы поймете, есть ли у туроператора какие-то активы, которые сдаются  в аренду и приносят доход. А по строке 1150 поймете, предоставляет ли туроператор долгосрочные займы  другим компаниям или же имеет долю в уставном капитале других юридических лиц. Согласитесь, странно, если компания имеет большую кредиторку, которую явно не в состоянии покрыть, и при этом финансирует других. Скорее всего речь в этом случае может идти о передаче средств аффилированным структурам.

В разделе 2 «Оборотные активы» отражаются активы, которые  участвуют в текущем обороте: производственные запасы, продукция, краткосрочная  дебиторская задолженность (она  расшифровывается по видам), краткосрочные  финансовые вложения, денежные средства.

Поскольку туроператор  оказывает услуги, а не ведет производственную деятельность как таковую, то в составе  запасов у него могут быть разве  что залежавшиеся на складе каталоги.

Финансовые  вложения по строке 1240 и ее подстрокам рассматриваем более внимательно. В их составе можно увидеть покупку ценных бумаг, выдачу краткосрочных займов другим компаниям, вклады по договору простого товарищества (т.е. ведение совместной деятельности с другим юрлицом), а также – вложение денежных средств в депозиты.

Если компания приобретает ценные бумаги или вкладывает средства в депозиты, это может  свидетельствовать о том, что  у нее «продвинутый» финансовый директор, который умеет зарабатывать дополнительные средства для компании. Однако, здесь важна мера. Возможно, компания имеет избыточные оборотные средства и исправно рассчитывается с кредиторами. Тогда факт получения дополнительного дохода в результате осуществления финансовых вложений временно свободных средств – это хорошо. Если компания задерживает расчеты с кредиторами, имеет огромные долги и явный дефицит оборотных средств, но при этом «играет» в финансовые вложения, значит делает она это за счет своих контрагентов в тщетной попытке свести концы с концами, или же испытывает явные трудности в расширении основной деятельности.

Большой остаток  по строке 1250 «Денежные средства»  с одной стороны свидетельствует  о высокой степени ликвидности (у компании есть средства для текущих  расчетов с кредиторами), а с другой стороны может говорить о неэффективности  управления денежными потоками, когда деньги не работают, а лежат на счету мертвым грузом.

Остановимся подробнее  на анализе самой важной и наименее прозрачной части оборотных активов  – дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность  расшифровывается по видам: расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами.

Величину депозитов  и предоплат, перечисленных туроператором  в адрес своих контрагентов, можно увидеть в строке 12301 и 12308. Долг покупателей и заказчиков перед туроператором – по строке 12302. Если показатель данной строки велик, то это может свидетельствовать о списании на расчеты с «псевдопокупателями» нераспроданных блоков мест, чтобы не отражать их как убыток. Или же о наличии дебиторской задолженности, сомнительной ко взысканию. В этом случае при сравнении краткосрочных активов и краткосрочных обязательств следует сделать поправку на величину «сомнительных» долгов, чтобы адекватно оценить способность компании отвечать по своим обязательствам. По строкам 12303 и 12304 отражаются переплаты в бюджет и внебюджентые фонды, как правило они незначительны.

Следует обратить внимание и на строку 12305 «Расчеты с  подотчетными лицами». Большой остаток по этой строке может свидетельствовать о том, что значительная часть наличных денежных средств временно изымается из оборота. Т.е. в подотчет списывается наличка, которая должна была бы быть сдана на счет. Может это говорить и о скрытом кредитовании сотрудников или третьих лиц.

По строке 12306 отражаются расчеты с персоналом по прочим операциям. Здесь, скорее всего, фигурирует сумма займов, выданных сотрудникам. Поддержка сотрудников  – это конечно похвально, но ровно  до тех пор, пока эти займы не выдаются за счет оборотных средств, а значит – за счет кредиторов, включая туристов. Заработал прибыль – можешь часть и на социальное развитие направить. Поэтому когда вы видите в балансе займы выданные (строка 1150, 12403 или 12306), то обязательно сравните их размер с величиной собственной прибыли (строка 1370). Если величина выданных займов превышает величину собственных средств, значит туроператор залез в карман к своим кредиторам. Возможна также ситуация, когда туроператор привлекает заемные средства (строка 1410 и 1510) баланса, а затем из этих средств выдает займы другим. Оправданным это будет только в том случае, если заемные средства привлекаются под меньший процент, чем выдаются, т.е. туроператор зарабатывает на разнице в ставках по полученным и выданным займам. Но поскольку турфирма все-таки не кредитная организация, то такой способ заработка не должен занимать слишком большой объем в деятельности компании. Размер заработанных туроператором процентов по выданным займам можно оценить по строке 2320 «Проценты к получению» отчета о прибылях и убытках. Сравнение их со строкой 2330 «Проценты к уплате» позволяет оценить соотношение доходов и расходов от данного вида операций. В отличии от «основной деятельности», подобные операции называются «финансовой деятельностью». И в Отчете о движении денежных средств компания должна отражать свои доходы и расходы в разрезе основной, финансовой и инвестиционной деятельности.

 

Шаг 7. Коэффициенты и индексы. А вот применяемые в финансовом анализе коэффициенты (ликвидности, оборачиваемости, рентабельности и т.п.) мы рассчитывать не будем. Как и соответствующие индексы. По той простой причине, что все нормативные значения этих коэффициентов, характеризующие финансовое состояние предприятия, для нас бесполезны, поскольку рассчитаны для производственных предприятий. Если же мы попытаемся с их помощью оценить финансовое состояние торгового предприятия или предприятия сферы услуг, то, скорее всего, получим «кризисные» значения показателей. А это означает, что для туроператорской компании данные показатели не работают и необходимо провести серьезную работу по выработке отраслевых значений коэффициентов. Сделать это должно было бы отраслевое министерство или орган исполнительной власти. Однако, насколько мне известно, такая работа даже не планируется.

Мы в частном  порядке на протяжении ряда лет проводили  расчет и анализ соответствующих значений коэффициентов для предприятий туротрасли. Накоплена достаточно большая статистика. Однако, рекомендовать эти коэффициенты в качестве оценочных значений я, к сожалению, не имею права, поскольку они не имеют официального статуса и не утверждены нормативными документами.

 

Шаг 8. Банкрот или не банкрот. Для арбитражных управляющих правительством РФ утверждена отдельная методика финансового анализа, на основании которой арбитражный управляющий должен оценивать финансовое состояние предприятия-должника и возможность восстановления его платежеспособности. Она имеет довольно существенные отличия от классического финансового анализа, как по порядку расчета коэффициентов, так и по перечню анализируемых показателей.

В частности, арбитражный  управляющий помимо показателей  деятельности самого предприятия, определяемых по его отчетности, должен также  учитывать состояние отрасли  в целом, а также – внешние риски, связанные с экономическими, политическими и иными причинами.

Думаю, большинство читателей  со мной согласятся, что общее состояние  отрасли можно охарактеризовать как кризисное, а риски – непомерно  высоки. Поэтому в зоне риска находятся все без исключения туроператоры.

По моим оценкам, более-менее  держаться на плаву только «нишевые»  туроператоры среднего и небольшого сегмента, которые в состоянии  просчитать рентабельность своей деятельности, не сидят на «кредитной игле» и  не допускают излишнего риска в своей деятельности. Также более-менее уверенно чувствуют себя туроператоры, учредителями которых являются иностранные компании. Во-первых, такие туроператоры могут рассчитывать на поддержку (в том числе и финансовую) со стороны материнской компании, а во-вторых, как правило, учредитель-иностранец жестко ставит на предприятии учет и отчетность (как для внешних пользователей, так и внутреннюю), что также повышает финансовую устойчивость компании. А вот в наихудшем положении оказались «крупные и многопрофильные» компании, которые зачастую не в состоянии просчитать свою рентабельность, а также имеют значительную кредитную нагрузку. А в случае падения такого крупного туроператора шансов на то, что его финансовой гарантии не хватит на покрытие всех обязательств – гораздо больше.


Информация о работе Как по отчетности туроператора оценить его надежность