Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:48, реферат
Мария Булатова, директор ООО «Ирма-Аудит», член СРО «Центральное агентство антикризисных менеджеров», более 10 лет работает с турбизнесом. Сегодня она делится секретами о том, как, имея только официальную, доступную всем информацию, оценить надежность туроператора. Эта «инструкция» может быть полезна не только тем, кто в нынешнее неспокойное время пытается решить, с каким партнером можно работать.
Таким образом, важно не только оценить абсолютный размер кредиторской задолженности, но и сравнить ее по срокам погашения с активом баланса.
Также необходимо оценить долю процентов за пользование кредитами и займами в общей сумме задолженности. Начиная с отчетности за 2011г по строкам 15101-15112 баланса подробно расшифровываются суммы суммы задолженности по краткосрочным кредитам и займам и величина задолженности по соответствующим процентам. А по строкам 14101-14104 – аналогичные показатели по долгосрочным кредитам и займам.
Следующим этапом
оцениваем долю задолженности разных
видов в общей сумме
Шаг 6. А что у туроператора в активе? Информацией из актива баланса мы уже пользовались на предыдущих шагах. Теперь пришло время рассмотреть актив баланса подробнее.
Актив баланса состоит из двух разделов: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». В разделе «Внеоборотные активы» отражаются активы, которые не участвуют в текущем обороте: основные средства, нематериальные активы, прочие внеоборотные активы (они расшифровываются по видам) и отложенные налоговые активы (ОНА), про которые мы уже говорили.
Начиная с отчетности за 2011г основные средства в балансе расшифровываются по видам (раньше отражались одной строкой). Проанализировав показатели строк 11301-11306 вы узнаете, есть ли на балансе туроператора земельные участки, здания, машины и оборудование и прочие основные средства. По строке 1110 отражаются нематериальные активы. Для турфирмы это могут быть торговые марки и товарные знаки.
Проанализировав строку 1140, вы поймете, есть ли у туроператора какие-то активы, которые сдаются в аренду и приносят доход. А по строке 1150 поймете, предоставляет ли туроператор долгосрочные займы другим компаниям или же имеет долю в уставном капитале других юридических лиц. Согласитесь, странно, если компания имеет большую кредиторку, которую явно не в состоянии покрыть, и при этом финансирует других. Скорее всего речь в этом случае может идти о передаче средств аффилированным структурам.
В разделе 2 «Оборотные активы» отражаются активы, которые участвуют в текущем обороте: производственные запасы, продукция, краткосрочная дебиторская задолженность (она расшифровывается по видам), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.
Поскольку туроператор оказывает услуги, а не ведет производственную деятельность как таковую, то в составе запасов у него могут быть разве что залежавшиеся на складе каталоги.
Финансовые вложения по строке 1240 и ее подстрокам рассматриваем более внимательно. В их составе можно увидеть покупку ценных бумаг, выдачу краткосрочных займов другим компаниям, вклады по договору простого товарищества (т.е. ведение совместной деятельности с другим юрлицом), а также – вложение денежных средств в депозиты.
Если компания приобретает ценные бумаги или вкладывает средства в депозиты, это может свидетельствовать о том, что у нее «продвинутый» финансовый директор, который умеет зарабатывать дополнительные средства для компании. Однако, здесь важна мера. Возможно, компания имеет избыточные оборотные средства и исправно рассчитывается с кредиторами. Тогда факт получения дополнительного дохода в результате осуществления финансовых вложений временно свободных средств – это хорошо. Если компания задерживает расчеты с кредиторами, имеет огромные долги и явный дефицит оборотных средств, но при этом «играет» в финансовые вложения, значит делает она это за счет своих контрагентов в тщетной попытке свести концы с концами, или же испытывает явные трудности в расширении основной деятельности.
Большой остаток
по строке 1250 «Денежные средства»
с одной стороны
Остановимся подробнее на анализе самой важной и наименее прозрачной части оборотных активов – дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность расшифровывается по видам: расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами.
Величину депозитов и предоплат, перечисленных туроператором в адрес своих контрагентов, можно увидеть в строке 12301 и 12308. Долг покупателей и заказчиков перед туроператором – по строке 12302. Если показатель данной строки велик, то это может свидетельствовать о списании на расчеты с «псевдопокупателями» нераспроданных блоков мест, чтобы не отражать их как убыток. Или же о наличии дебиторской задолженности, сомнительной ко взысканию. В этом случае при сравнении краткосрочных активов и краткосрочных обязательств следует сделать поправку на величину «сомнительных» долгов, чтобы адекватно оценить способность компании отвечать по своим обязательствам. По строкам 12303 и 12304 отражаются переплаты в бюджет и внебюджентые фонды, как правило они незначительны.
Следует обратить внимание и на строку 12305 «Расчеты с подотчетными лицами». Большой остаток по этой строке может свидетельствовать о том, что значительная часть наличных денежных средств временно изымается из оборота. Т.е. в подотчет списывается наличка, которая должна была бы быть сдана на счет. Может это говорить и о скрытом кредитовании сотрудников или третьих лиц.
По строке 12306 отражаются расчеты с персоналом по прочим операциям. Здесь, скорее всего, фигурирует сумма займов, выданных сотрудникам. Поддержка сотрудников – это конечно похвально, но ровно до тех пор, пока эти займы не выдаются за счет оборотных средств, а значит – за счет кредиторов, включая туристов. Заработал прибыль – можешь часть и на социальное развитие направить. Поэтому когда вы видите в балансе займы выданные (строка 1150, 12403 или 12306), то обязательно сравните их размер с величиной собственной прибыли (строка 1370). Если величина выданных займов превышает величину собственных средств, значит туроператор залез в карман к своим кредиторам. Возможна также ситуация, когда туроператор привлекает заемные средства (строка 1410 и 1510) баланса, а затем из этих средств выдает займы другим. Оправданным это будет только в том случае, если заемные средства привлекаются под меньший процент, чем выдаются, т.е. туроператор зарабатывает на разнице в ставках по полученным и выданным займам. Но поскольку турфирма все-таки не кредитная организация, то такой способ заработка не должен занимать слишком большой объем в деятельности компании. Размер заработанных туроператором процентов по выданным займам можно оценить по строке 2320 «Проценты к получению» отчета о прибылях и убытках. Сравнение их со строкой 2330 «Проценты к уплате» позволяет оценить соотношение доходов и расходов от данного вида операций. В отличии от «основной деятельности», подобные операции называются «финансовой деятельностью». И в Отчете о движении денежных средств компания должна отражать свои доходы и расходы в разрезе основной, финансовой и инвестиционной деятельности.
Шаг 7. Коэффициенты и индексы. А вот применяемые в финансовом анализе коэффициенты (ликвидности, оборачиваемости, рентабельности и т.п.) мы рассчитывать не будем. Как и соответствующие индексы. По той простой причине, что все нормативные значения этих коэффициентов, характеризующие финансовое состояние предприятия, для нас бесполезны, поскольку рассчитаны для производственных предприятий. Если же мы попытаемся с их помощью оценить финансовое состояние торгового предприятия или предприятия сферы услуг, то, скорее всего, получим «кризисные» значения показателей. А это означает, что для туроператорской компании данные показатели не работают и необходимо провести серьезную работу по выработке отраслевых значений коэффициентов. Сделать это должно было бы отраслевое министерство или орган исполнительной власти. Однако, насколько мне известно, такая работа даже не планируется.
Мы в частном порядке на протяжении ряда лет проводили расчет и анализ соответствующих значений коэффициентов для предприятий туротрасли. Накоплена достаточно большая статистика. Однако, рекомендовать эти коэффициенты в качестве оценочных значений я, к сожалению, не имею права, поскольку они не имеют официального статуса и не утверждены нормативными документами.
Шаг 8. Банкрот или не банкрот. Для арбитражных управляющих правительством РФ утверждена отдельная методика финансового анализа, на основании которой арбитражный управляющий должен оценивать финансовое состояние предприятия-должника и возможность восстановления его платежеспособности. Она имеет довольно существенные отличия от классического финансового анализа, как по порядку расчета коэффициентов, так и по перечню анализируемых показателей.
В частности, арбитражный управляющий помимо показателей деятельности самого предприятия, определяемых по его отчетности, должен также учитывать состояние отрасли в целом, а также – внешние риски, связанные с экономическими, политическими и иными причинами.
Думаю, большинство читателей со мной согласятся, что общее состояние отрасли можно охарактеризовать как кризисное, а риски – непомерно высоки. Поэтому в зоне риска находятся все без исключения туроператоры.
По моим оценкам, более-менее держаться на плаву только «нишевые» туроператоры среднего и небольшого сегмента, которые в состоянии просчитать рентабельность своей деятельности, не сидят на «кредитной игле» и не допускают излишнего риска в своей деятельности. Также более-менее уверенно чувствуют себя туроператоры, учредителями которых являются иностранные компании. Во-первых, такие туроператоры могут рассчитывать на поддержку (в том числе и финансовую) со стороны материнской компании, а во-вторых, как правило, учредитель-иностранец жестко ставит на предприятии учет и отчетность (как для внешних пользователей, так и внутреннюю), что также повышает финансовую устойчивость компании. А вот в наихудшем положении оказались «крупные и многопрофильные» компании, которые зачастую не в состоянии просчитать свою рентабельность, а также имеют значительную кредитную нагрузку. А в случае падения такого крупного туроператора шансов на то, что его финансовой гарантии не хватит на покрытие всех обязательств – гораздо больше.
Информация о работе Как по отчетности туроператора оценить его надежность