Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:28, статья
Этнический туризм – одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции – это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни.
Курина В.
Культурно-познавательные
возможности этнического
Этнический туризм – одно
из направлений культурно-
Кроме того, традиция – это выраженный
в социально-организованных стереотипах
групповой опыт, который путем пространственно-временной
трансмиссии аккумулируется и воспроизводится
в различных человеческих коллективах.
Данное определение позволяет исключить
из традиции индивидуальный опыт как неколлективное
явление, тем самым отличается традиция
от искусства, которое представляет собой
индивидуальную личностную творческую
деятельность. Народное творчество и массовая
культура, напротив, представляют собой
коллективные виды творческой деятельности,
основу которых составляют различные
типы, уровни традиций [4, С. 119].
Посредством традиции коллектив людей
передает по наследству послание, необходимое
для будущего выживания и самоподдержания.
Таким образом, можно сказать, что традиция
есть механизм коллективной автокоммуникации.
Различают три основных подхода к проблеме
традиции и, соответственно, следующие
типы традиций: этнические (народные),
национальные и социальные традиции.
Этнические традиции типичны для стадии
народности, а также для племен. Они тесно
связаны с различными видами народного
творчества (фольклора), в первую очередь
– с ремеслами. Этнические традиции, основанные
на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими),
городскими, буржуазными, аристократическими.
Для племени это та часть художественной
культуры, которая неотделима от главного
носителя – человека. Это связано с сохранением
и передачей накопленного опыта осуществляется
непосредственно передачей (от старшего
к младшему) устоявшихся норм поведения,
навыков, понятий. Например, традиционные
народные (этнографические) праздники:
хозяйственно-календарные, религиозные,
семейно-личные. Степень значимости каждой
группы определяется влиянием традиции,
лежащей в их основе, в культурной жизни
этноса.
К современным национальным и социальным
традициям относится экстерриторизованная
часть художественной культуры (выведенная
вне самого человека), сохраняющаяся и
передающаяся через систему средств общественной
информации (книги, картины, графики, схемы,
дискеты, видеокассеты и т.д.).
Связь поколений в национальных традициях
осуществляется посредством обучения,
а хранение и распространение элементов
наследия – посредством письменности,
которая нанесла огромный ущерб фольклору.
Но необходимо отметить, что письменность
– это «традиция традиций», нормализующая,
канонизирующая механизмы воспроизводства
традиций. С помощью письменности происходит
атрибуция наследия, т. е. расшифровка
и осмысление элементов наследия применительно
к нуждам наличной практики. Хотя к национальным
традициям относятся все обычаи, но не
все ритуалы и обряды, так как часть их
зафиксирована в протоколе или других
средствах информации и воспроизводится
только по особым случаям.
На основе изложенного можно сказать,
что национальные традиции – это система
национальных стандартов, закрепляющих
в сознании человека идеи достоинства,
величия его нации, героической и славной
национальной истории, благородства его
народа во всех прошлых и настоящих деяниях,
его выдающихся (по мировой значимости)
литературе, искусстве, науки и пр. К сожалению,
очень часто это ведет в лучшем случае
к «национальному романтизму», к конфронтации
с другими народами из-за прошлых страданий,
унижений, взаимонепонимания [4, С. 121].
Раскроем содержание социальной традиции.
Это «мультикультурность», не стесненная
никакими видимыми рамками национальных
традиций и ограничений. Она осуществляется
через художественный творческий процесс,
в котором используются различные формы,
языки, стили; через создание транснациональных
мультитрадиционных, мультимедийных систем
и широчайший, всемирный взаимообмен культурными
формами, новой информацией и опытом.
Таким образом, любой тип традиции – это
опыт, который накапливается в виде системы
стереотипов и проявляется, реализуется
в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы,
церемонии, представления и праздники.
Но самой яркой, сложной и характерной
формой традиции является массовый праздник
– это ритм жизни, его смысл не в развлекательности
и отдыхе, а в удовлетворении потребности
людей в реализации коллективной памяти,
в участии в сотворчестве-диалоге между
прошлым и будущим, иначе говоря, потребность
быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое
дыхание.
Возвращаясь к этническому туризму, необходимо
сказать, что иногда его называют также
этнографическим, поскольку этнография
(«народоведение») – это наука, изучающая
культурные и бытовые особенности разных
народов мира, а в данном случае турист
непосредственно знакомится с этими особенностями
и в определенной мере изучает их [3, С.
4].
Этнический туризм может быть представлен
двумя основными видами. Во-первых, это
посещение существующих поселений, сохранивших
особенности традиционной культуры и
быта определенных народов. Указанные
поселения можно назвать демонстрационными
или показательными, и они бывают как постоянные,
так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов
или бродячих охотников и собирателей).
Туристические маршруты, проходящие через
такие поселения, существуют во многих
странах. Так, популярным видом отдыха
в Египте является сафари по пустыне на
джипах, во время которого туристы посещают
стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым
укладом жизни [1, С. 137].
Одной из целей поездки в латиноамериканское
государство Перу для многих туристов
является желание соприкоснуться с традиционным
бытом коренных жителей страны – индейцев.
Для этого туристы отправляются в глубинные
районы страны – в частности, в джунгли
бассейна Амазонки. В данном случае четко
прослеживается сочетание этнического
туризма с экологическим. Аналогичные
маршруты проложены в горах Северной Индии
и Северного Таиланда, во внутренних районах
Австралии и на островах Океании. И в некоторых
сельских поселениях различных стран
Европы население иногда использует национальную
одежду, привлекая тем самым туристов.
Часто в разных регионах мира туристы
становятся свидетелями и даже участниками
красочных традиционных праздников и
фестивалей. Посещая традиционные поселения,
туристы с удовольствием приобретают
в качестве сувениров различные изделия
местных умельцев, пробуя блюда национальной
кухни [3, С. 5].
Во-вторых, этнический туризм включает
в себя знакомство с музеями народного
быта. Особый интерес вызывают этнографические
музеи под открытым небом, в которых содержатся
образцы традиционной архитектуры, предметы
быта и проводятся национальные праздники.
При этом человек может своими глазами
увидеть предмет, принадлежащий к той
или иной культуре и эпохе, узнать о его
деловом и символическом назначении, иногда
даже потрогать его и ощутить причастность
к культуре своего и других народов. Первый
такой музей под открытым небом был создан
в 1891 году в Швеции. Он получил название
Скансен. В нем собраны все традиционные
постройки со всей Швеции, проводятся
фестивали и демонстрируются национальные
танцы. Музеи под открытым небом существуют
в настоящее время в разных странах, в
том числе и в России. Наиболее известный
из российских музеев под открытым небом
– Кижи, расположенный на одноименном
острове в Карелии. Там находятся различные
постройки, характерные для российского
Севера, в том числе шедевры деревянного
зодчества. Кижи являются важным объектом
туристского интереса.
Этнографический музей под открытым небом
есть и в Республике Марий Эл [6] – он расположен
в городе Космодемьянске и ежегодно посещается
тысячами туристами. В этом музее представлены
образцы деревянного зодчества, старинные
орудия труда и предметы быта, применявшиеся
в традиционном крестьянском хозяйстве
марийского Поволжья. Ветряная мельница,
кузница, амбары, образцы горномарийской
вышивки, плетеные изделия – все это туристы
имеют возможность увидеть здесь.
Работа по организации музейных комплексов
проводится и в Самарской области. Посетители
Большечерниговского районного историко-краеведческого
музея, находящегося в селе Августовка
данного района, имеют сегодня возможность
увидеть традиционную русскую избу, расположенную
на территории этого музея. Музеем под
открытым небом можно назвать Богатырскую
слободу, расположенную на берегу Усы
в районе Жигулевских гор. Здесь, в частности,
находится Кремль, построенный в традициях
русского деревянного зодчества.
Итак, благодаря этническому туризму человек
получает возможность увидеть традиционные
жилищные и хозяйственные постройки, местных
жителей в национальной одежде, а также
принять участие в традиционных праздниках,
попробовать блюда национальной кухни
и купить в качестве сувениров предметы
традиционного быта. Вернувшись из поездки,
туристы показывают своим родственникам
и знакомым приобретенные изделия, делятся
впечатлениями об особенностях культуры
этносов посещенного региона. Все это
в целом способствует укреплению толерантного
отношения между представителями разных
этносов [3, С. 6].
В данное время в России разрабатываются
проекты, целью которых является стимулирование
экономического развития общин коренного
населения посредством этно-экологического
туризма как вида экономической деятельности
самих коренных народов, осуществляемой
ими на территориях их традиционного природопользования.
Подобные инновационные для России проекты
направлены на развитие устойчивого этнического
туризма силами местного и коренного населения,
одной из наименее социально, экономически
и политически защищенных и наиболее нуждающихся
групп населения современного российского
общества. Представители общин коренных
малочисленных народов Севера впервые
получат возможность пройти обучение
основам организации и развития этнического
туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять
экономическую деятельность на собственных
территориях традиционного природопользования
[5, С. 15].
Одним из направлений этнического туризма
является аборигенный туризм – это этнический
туризм с участием (вовлечением) представителей
коренного населения.
Для разработки программ по развитию данного
направления в туризме и организации конкретных
маршрутов по местам проживания коренных
малочисленных народов важным является
этап подготовки. Необходимо собрать все
имеющиеся материалы, документы, программы
и планы по развитию туризма в проектных
территориях; рассмотреть социально-экономическое
положение района; дать оценку инвестиционных
возможностей развития устойчивого этнического
туризма и сформировать пакет инвестиционных
предложений в виде базы данных; изучить
спрос на услуги этнического туризма;
создать партнерскую сеть различных организаций,
заинтересованных в развитии этнического
туризма. Кроме того, следует провести
комплекс маркетинговых исследований
по оценке возможностей развития устойчивого
этнического туризма силами национальных
общин, а также определить степень готовности
и возможностей общин коренного населения
использовать потенциальные ресурсы этнического
туризма и развивать на своих территориях.
Естественно невозможно реализовывать
проект без соответствующих специалистов,
что обусловливает необходимость подготовки
квалифицированных специалистов в области
этнического туризма из числа местного
населения.
Результативной модели развития аборигенного
этнического туризма в России пока не
существует, ее еще предстоит разработать.
Среди главных предпосылок для развития
данного вида туризма – огромные ресурсы
экологического и этнического туризма
на обширной территории проживания коренных
малочисленных народов Севера и большое
число созданных в последнее десятилетие
общин этих народов, которые желают заниматься
привлечением туристов [5, С. 16].
Этнический туризм имеет своей целью ознакомление
с бытом, культурой, традициями и обычаями
людей, которые живут в гармонии с окружающей
природной средой. Развитие этнического
туризма в России становится новым и ведущим
направлением деятельности. Этот вид туризма
будет востребован в будущем в связи с
его уникальностью и неповторимостью,
так как в настоящее время этническое
разнообразие сокращается со скоростью,
соизмеримой с темпами утраты биологического
разнообразия. Коренные малочисленные
народы являются носителями уникальной
культуры и системы хозяйствования, поэтому
развитие этнического туризма перспективно
в комплексе с развитием экологического
туризма на территориях их традиционно
проживания. Этнический туризм может рассматриваться
как одно из возможных стратегических
направлений сохранения и развития экономики
традиционного хозяйства. Развитие этнического
туризма должно способствовать сохранению
культурного наследия и являться фактором
устойчивого развития территорий проживания.
Главная задача проектов по развитию этнического
туризма направлена на то, чтобы уберечь
процесс развития экологического и этнического
туризма от непродуманных, сиюминутных
тенденций, придать ему устойчивость –
прежде всего, посредством активного вовлечения
коренных малочисленных народов в сферу
туристского бизнеса. Гарантией стабильности
и эффективности проектов развития туристского
бизнеса и устойчивого развития в более
широком смысле станет самостоятельное
руководство реализацией проектов представителями
коренных малочисленных народов [5, С. 16].
Совет Туристической
библиотеки: Если Вы направляетесь
на отдых в Москву и решили посетить Большой
театр - советуем заказать билеты в большой
театр через Интернет на сайте bolshoi-theatr.com.
Литература
1. Воскресенский,
В.Ю. Международный туризм [Текст]: учеб.
пособие / Ю.В. Воскресенский. – М.: Юнити-Дана,
2006. – 255 с.
2. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь
по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко.
– М.: Вече 2000; АСТ, 2003– 512с.
3. Ресурсы этнического туризма в Самарской
области [Текст]: учеб. пособие по дисциплине
«Краеведение и туризм» для студ. всех
форм обучения специальности «Социально-культурный
сервис и туризм» / сост.: С.Э. Зубов, М.В.
Кржижевский. – Самара: Филиал ГОУ ВПО
«МГУС», 2007. – 67 с.
4. Сапожникова,
Е.Н. Страноведение. Теория и методика
туристского изучения стран [Текст]: учеб.
пособие для студентов высш. учеб. заведений.
– 4-е изд., стер. / Е.Н. Сапожникова. – М.:
Изд. центр «Академия». 2007. – 240 с.
5. Чумаков, К. Этно-экологический туризм
в сохранении природного и культурного
наследия [Текст] / К. Чумаков // Новая жизнь.
– 2006.- № 5. – С. 15-16.
6. Этнографический музей под открытым
небом. Республика Марий-Эл, г. Космодемьянск
[Электронный ресурс]. – Электронные данные.
– Марий-Эл, [200-?]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/
Информация о работе Культурно-познавательные возможности этнического туризма