Культурный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы провести анализ влияния культурного туризма на развитие международного туризма в целом.

Задачи работы:

- изучение истории возникновения международного и культурного туризма;

- выявление основ культурного или познавательного туризма;

- изучение объектов наследия и оценка культурных комплексов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 6

1.1 Международный туризм 6

1.2 Культурный туризм 12

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОГО ИЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 16

2.1 Объекты культурного наследия 19

2.2 Оценка культурных комплексов 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 40.54 Кб (Скачать документ)

 В России зарождение  организованного туризма относится  к началу 1890-х годов. В курортных  местах Крыма и Кавказа стали  предлагаться непродолжительные  путешествия познавательного характера.  С появлением пароходов всё  большую популярность приобретают  путешествия по воде. В 1914 году  были построены два самых больших  теплохода того времени — «Великая  княжна Ольга Николаевна» и  «Великая княжна Татьяна Николаевна».  В Крыму и на Кавказе сосредоточились  рекреационные виды туризма. В  Сочи был открыт комплекс «Кавказская  Ривьера», куда входили четыре  гостиницы на 360 номеров и концертный  зал на 600 мест, лечебный корпус, корты,  оборудованный пляж. В крупных  городах стали строиться первоклассные  гостиницы: в Москве — «Националь»  и «Метрополь», в Санкт-Петербурге  — «Астория» и «Европейская».

 Широкую деятельность  по развитию туризма вело Российское  общество туристов, созданное в  1901 году на основе Общества  велосипедистов-туристов (ОВТ). Члены  общества организовывали различные  экскурсии — пешие, велосипедные, лыжные, верховые, участвовали в  байдарочных и парусных заплывах. Член общества Анисим Панкратов  совершил первое кругосветное  путешествие на велосипеде, которое  длилось более полутора лет  [23].

 Первая мировая война  прервала международные туристские  связи. Однако после её окончания  международный туризм вступил  в новый период развития. В  1920-х годах значительно расширяется  географическое пространство иностранного  туризма. Так, если до войны  большинство туристов направлялись  в Италию и Швейцарию, то  после её окончания в сферу  туризма оказались вовлечены  практически все государства  Европы.

 В Советской России  главной целью туризма было  просвещение широких масс населения  с помощью экскурсий и путешествий.  Наряду с этим формируется  база для элитного отдыха и  оздоровления, а также рынок элитного  выездного туризма. На развитие  туризма в России благоприятное  влияние оказала новая экономическая  политика (ЭП), введённая в 1992 году.

 Вторая мировая война  резко сократила объём международного  туризма. После войны многие  города Европы лежали в руинах, резко ощущался дефицит денежных  средств, топливно-энергетических  ресурсов, продовольствия, квалифицированных  кадров. Свою отрицательную роль  сыграло и обострение политической  обстановки в мире во второй  половине 1940-х годов, когда началась  безудержная гонка вооружений. Для  миллионов людей внешний мир  стал казаться источником угрозы  и опасности. Только спустя  несколько лет после окончания Второй мировой войны международный туризм в Европе, Соединенных Штатах Америки и Канаде начал возрождаться. К 1950 году общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всём мире, превысило довоенный уровень и составило более 25 миллионов человек [5].

1.2 Культурный туризм

 В Хартии по культурному  туризму Международного Совета  по памятникам и объектам культурный  туризм определяется как форма  туризма, основной целью которого  помимо прочих целей является  «открытие памятников и объектов».  IСОМОS* характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» [2].

 В ходе всей истории  человечества люди обменивались  культурным опытом, идеями, ценностями  и товарами через искусство,  торговлю и миграции. Однако понятийная  сущность культурного туризма  перетерпела ряд изменений в  ходе исторического развития. Генезис  культурного туризма приходится  на середину ХVIII века, когда понятие культурного туризма означало сложившуюся к тому времени (1750-1850) практику путешествий по Европе для изучения изящных искусств. Сыновья аристократов отправлялись в длительные турне в сопровождении своих домашних воспитателей-наставников с тем, чтобы вернуться образованными или «культурными» людьми. В ХIХ веке понятие культурного туризма использовалось купцами, которые путешествовали для того, чтобы развить свое мастерство. В современных условиях с развитием авиации, появлением и распространением массовых форм туризма «культурный» туризм приобрел свое современное значение.

 В ХХI веке культурный  туризм призван служить идеям  интеллектуальной и нравственной  солидарности человечества, утверждению  идеалов терпимости в

_______________________

*ICOMOS (ИКОМОС) – Международный  совет по охране памятников  и исторических мест, основан  в 1956 году с целью поддержки  идеи и методики охраны памятных  и достопримечательных мест. Совет  осуществляет оценку объектов  предлагаемых к включению в  список всемирного наследия, а  также сравнительный анализ, техническую  поддержку и составление периодичной  отчетности о состоянии включения  в список объектов [1].

 обществе, то есть уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Культурные контакты, когда индивидуальные путешественники или целые сообщества передают свои идеи и культурные традиции другим странам и народам, осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО* и Всемирной туристской организации. Среди них также крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно - исторических маршрутов, как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие и Россия [17].

 По данным экспертов Всемирной туристской организации, культурный туризм сегодня составляет от 18 до 25 процентов въездного турпотока, и эта доля будет расти в будущем, хотя, данный вид туризма не может быть массовым как в силу специфики туристских мотиваций, национальных моделей досуга и распределения свободного дохода, так и в силу ограниченности возможностей широкого доступа туристских потоков к объектам культуры и культурного наследия [14].

 Развитие культурного  туризма базируется на использовании  потенциала этнокультур и культурного  наследия стран и регионов. Как  отмечается в программной работе  Всемирной туристской организации  «Культурное наследие и развитие  туризма», «одним из столпов индустрии  туризма стало присущее всему  человечеству желание увидеть  и познать культурную самобытность  различных частей света. Во  внутреннем туризме культурное  наследие стимулирует национальную  гордость за свою историю. В  международном туризме культурное  наследие стимулирует уважение  и понимание других культур  и, как следствие, способствует  миру и взаимопониманию» [15].

 Однако в силу интернационализации  и глобализации, то есть новых  условий развития мирового сообщества, с одной стороны, а также  насыщения рынка 

________________________

*ЮНЕСКО – организация  объединенных наций по вопросам  образования, науки и культуры. Создана 16 ноября 1945 года, штаб квартира  Париж, организация располагает  67 бюро и подразделений. Основная  цель заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры [8].

 Однотипными продуктами, роста конкуренции, расширенной дифференциации и сегментации спроса, необходимости расширения туристского предложения, экономической диверсификации, с другой, действительно отмечено появление новых подвигов культурного туризма. Исследования специфики спроса и предложения на туристские поездки с культурными целями на основе анализа иностранных и отечественных источников позволяют сделать вывод о том, что сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды [18].

 Следует уточнить специфическое  содержание указанных подвидов  культурного туризма:

- культурно-исторический (интерес  к истории страны, посещение исторических  памятников и памятных мест, тематических  лекций по истории и других  мероприятий)

- культурно-событийный (интерес  к старинным традиционным или  современным постановочным культурным  мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них);

- культурно-религиозный  (интерес к религии или религиям  страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических  лекций по религии, знакомство  с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

- культурно-археологический  (интерес к археологии страны, посещение памятников древности,  мест раскопок, участие в археологических  экспедициях);

 - культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа и народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

- культурно-антропологический  (интерес к представителю этноса  в развитии, с точки зрения  эволюции; посещение страны с  целью знакомства с современной  «живой культурой»);

- культурно-экологический  (интерес к взаимодействию природы  и культуры, к природно-культурным  памятникам, посещение природно-культурных  ансамблей, участие в культурно-экологических  программах) [3].

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КУЛЬТУРНОГО ИЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ТУРИЗМА

 Понятие «КУЛЬТУРНЫЙ  ТУРИЗМ», который несколько десятилетий  назад определялся как «Культурно-познавательный  или познавательный туризм». сегодня не произошло зарождения принципиально нового вида туризма, так как не изменилась его основная исходная цель - знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения). То, что произошло в действительности, это изменение отношения к феномену данного вида туризма, его гуманитарной функции и глобальной миссии, что является, следствием действия ряда факторов:

-появление на мировом  книжном рынке, а также в  Интернет-ресурсах большого количества  зарубежных публикаций, главным  образом, на английском языке,  откуда с легкой руки, перекочевал  в русский язык в буквальном  переводе «культурный туризм  в новой интерпретации»;

 -дань моде и универсальной тенденции использования клишированных иностранных терминов, особенно в профессиональной деятельности, (например, «дестинации» и даже «дестинации приема» вместо «турцентры», «аттракции» вместо достопримечательности, «аттрактивность» вместо «привлекательность», «резервации вместо «заповедные территории»), что может рассматриваться как проявление глобализации на уровне языка, а отчасти как стремление придать большую научность исследованиям феномена культурного (культурно-познавательного) туризма в силу некоторой новизны восприятия термина;

-привлечение внимания  широкой мировой общественности  к проблемам сохранения культурного  наследия, национальных этнокультур,  культурной самобытности, культурного  разнообразия, а также к проблемам  взаимодействия туризма и культуры, туризма и культурного разнообразия, туризма и межкультурного диалога,  туризма и развития;

-акцентуализация деятельности многих международных организаций на «культурном» направлении в виде концепций, проектов, конгрессов, конференций, деклараций, конвенций, среди которых Конвенция об охране всемирного культурного наследия; доклад Организации объединенных наций о развитии человека: Культурная свобода в современном разнообразном мире; всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии; доклад Всемирной комиссии ЮНЕСКО по культуре и развитию «Наше творческое разнообразие»; декларация Мехико политике в области культуры Всемирной конференции по культурной политике; Международная конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003 год), вызванная вхождением мировой цивилизации в эпоху глобализации, угрозой нивелирования, частичного изменения или полного исчезновения национальных культур, увеличением числа катастроф как природного, так и техногенного характера, войн и террористических актов, которые также могут привести к уничтожению культурного наследия, а также тенденциями разобщения народов, роста нетерпимости, конфликтности в силу расхождения этнических, религиозных и иных взглядов;

-придание новой миссии  культурному (культурно-познавательному)  туризму как инструменту мира, развития, сближения народов, воспитания  уважения, терпимости, взаимопонимания  на основе гуманитарных ценностей  туризма; в частности, эта миссия  отражается в создании сети  кафедр ЮНЕСКО по культурному  туризму в целях мира и развития  в различных туристских университетах  и школах мира [21].

 По мнению Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, не смотря на то, что процесс глобализации предоставляет человечеству уникальные возможности в области коммуникации и более свободного обмена идеями и товарами, он также несет с собой серьезную угрозу усиления неравенства, обезличивание культуры и образа жизни, потери самобытности либо, напротив, ведет к всплеску самобытности и отгораживанию от внешнего мира. Таким образом, термины «культурный», «культурно-познавательный» или «познавательный» туризм определяют один и тот же вид туризма, целью которого в широком смысле является познание национальной культуры страны посещения. ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, учитывающий культуры других народов [9].

Информация о работе Культурный туризм