Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 08:28, курсовая работа
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це¬ли, а в более узком смысле представляет собой совокуп¬ность конкретных методических приемов проведения лек-ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде¬ленной группы.
Введение………………………………………………………………………………………..2 стр.
1. Методика подготовки экскурсии…………………………………………………………..3 стр.
2. Методическая разработка обзорной экскурсии
по Санкт - Петербургу « Знакомство с Петербургом»……………………………………….5 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………...9 стр.
Список использованной литературы…………………………………………………………10 стр.
Приложение 1………………………………………………………………………………….11 стр.
Приложение 2………………………………………………………………………………….12 стр.
Введение…………………………………………………………
1. Методика подготовки
экскурсии………………………………………………………
2. Методическая разработка обзорной экскурсии
по Санкт - Петербургу
« Знакомство с Петербургом»……………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………………………
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Методику разделяют на общую и частную. Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:
Разработка экскурсии - сложный процесс, требующий активного участия различных специалистов и включающий подбор и изучение материала по теме.
Существует
множество проблем, связанных с
разработкой новой экскурсии. Чтобы
их избежать, необходимо четко следовать
методическим указаниям к разработке
экскурсии.
Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из разделов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редактирует подготовленный материала руководитель творческой группы.
Подготовка разработки экскурсии.
Подготовка делится на два этапа:
Кроме того, проводится работа над структурой методической разработки: вступление, основная часть, заключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее целесообразных методических приемов показа и рассказа конкретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуальный текст (см. Приложение 2).
Методическая разработка новой экскурсии.
Методическая разработка
Неотъемлемая часть разработок - рекомендации по технике проведения экскурсии (расположение экскурсионной группы около объектов, схема движения экскурсантов по маршруту и т. д.).
Методическая
Обязательным
Методическая
а) подсказывать экскурсоводу путь для полного и правильного раскрытия темы;
б) помогать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа;
в) содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;
г) учитывать интересы определенной группы экскурсантов;
д) соединять показ и рассказ в одно целое.
Цели и задачи
экскурсии излагаются во вступительной
части, после которой следуют
общие организационные и
В организационных указаниях необходимо подчеркнуть, что группа должна следовать строго по маршруту, держаться компактно. В общих методических указаниях экскурсоводу даются советы, как более эффективно использовать методические приемы. Такие указания располагаются на следующем, после титульного листа. Следует учитывать, что экскурсанты, возможно, бывали в этом месте, или же знакомы с ним по книгам, кинофильмам, фотографиям. Поэтому, показывая наиболее известные места и объекты, нужно подбирать яркие, точные, не шаблонные слова для их характеристики. Методическая разработка, как и индивидуальный текст, состоит из трех разделов: вступления, основной части, заключения. Вступление и заключение располагаются соответственно до и после материалов, излагаемых по схеме, которая объединяет семь граф. Они не разносятся по графам, в том числе и по таким, как "Организационные указания" и "Методические указания".
Эффективность методической разработки зависит от правильного использования всех семи граф схемы.
В графе "Маршрут экскурсии" называются те улицы, переулки, бульвары, площади, по которым проезжает (проходит) экскурсионная группа. Указываются те пункты, между которыми пролегают отрезки маршрута, причем первыми - те улицы и площади, на которых излагается вводный материал.Затем называется отрезок маршрута до того места (улицы, площади, памятника), где будет раскрыта подтема экскурсии.
В графе "Остановки" называются те точки маршрута, где предусмотрен выход группы из автобуса или же предлагается осмотр экскурсионного объекта, не покидая автобуса. Необходимо точное указание остановки.
В графе "Объект показа" должны быть перечислены те памятные места, дополнительные и основные объекты - памятники истории и культуры, о которых сообщается группе на остановке в ходе переезда или перехода. В городских экскурсиях объектом показа может быть улица или площадь.
Время, которое указывают в графе "Продолжительность экскурсии", представляет общую продолжительность показа данного объекта (или объектов), рассказа экскурсовода (той части, когда отсутствует показ) и передвижения экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Необходимо учитывать и время, затрачиваемое на передвижение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.
Графа "Наименование подтем и перечень основных вопросов" требует лаконичной записи, но не изложения рассказа. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данной остановке или при показе данного объекта. Количество основных вопросов, входящих в подтему, обычно не превышает 3-5. Не следует вводить в подтему различающиеся содержанием вопросы.
В графе "Организационные указания" помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории культуры. Здесь же указываются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности.
Графа "Методические указания" определяет направление всего документа. Здесь находит отражение работа творческой группы по выбору методических приемов рассказа и показа, формируются основные требования в адрес экскурсовода по методике ведения экскурсии, даются конкретные указания по использованию методических приемов. В графе "Методические указания" приводится вариант логического перехода к следующей подтеме. В этой же графе даются советы по движению экскурсантов относительно объектов.
Методическая
2.Методическая разработка обзорной экскурсии по Санкт - Петербургу « Знакомство с Петербургом».
Методические приемы, используемые в ходе проведения обзорной экскурсии.
Методика проведения экскурсии – это, прежде всего, умение показать объект, умение рассказать о нем и о событиях с ним связанных. Методика предполагает также и навыки последовательного изложения экскурсионного материала, использования зрительных и словесных доказательств и, как результат, наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам усвоить содержание объясняемого материала. Задача методических приемов состоит в том, чтобы как можно полнее и доходчивей изложить материал. Методический прием является неотъемлемой частью процесса проведения экскурсии. Он не существует отдельно от показа и рассказа. Любой методический прием реализуется с помощью устной речи.
В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", поэтому методика показа является главенствующей. Во избежание однообразия в показе и рассказе при изложении экскурсионного материала, необходимо использовать несколько методических приемов, причем комплексно. Качество проведения экскурсии зависит не только от знаний экскурсовода, но и от умения применять на экскурсионном маршруте изученные методические приемы во всем их разнообразии.
В обзорной экскурсии "Знакомство с Петербургом" наиболее многочисленную группу составляют приемы показа. Они позволяют упростить наблюдения объекта, выявить такие его особенности, которые не заметны при обычном осмотре.
Прием предварительного осмотра используется, когда группа находится возле объектов показа, и ставит своей задачей дать экскурсантам возможность:
а) составить представление об исторической местности, где происходили события, о которых идет рассказ;
б) определить в пространстве и представить себе место данного объекта на местности;
в) дать оценку объекту, особенно если это архитектурный памятник;
г) мысленно представить его природное окружение.
Данный методический
прием используется при показе, например,
Дворцовой площади. Он дает возможность
дополнить представление о
Информация о работе Методическая разработка обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу