Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:16, реферат
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.
Процесс совершенствования навыков экскурсовода не прекращается после усвоения им методических приемов, а продолжается непрерывно. Постепенно устраняется лишнее в показе и рассказе. Более точными и осмысленными делаются жесты экскурсовода, углубляется методика показа объектов, более образным становится рассказ экскурсовода. Каждая конкретная экскурсия только тогда будет совершенствоваться, когда ведется работа по "доводке" методики ее проведения. Используя методический прием, экскурсовод исподволь наблюдает, как он воспринимается экскурсантами, насколько эффективно данный прием помогает ему донести материал до аудитории. Если же прием "не срабатывает", в экскурсию вводится другой методический прием, способный более успешно выполнить отведенную ему роль. Уровень эффективности экскурсии зависит от следующих условий:
Во-первых, от авторов экскурсий, методистов и экскурсоводов зависит то, что запомнит человек из сообщенных ему знаний. Задача их - помочь человеку понять и сохранить в своей памяти то, что является главным в экскурсии. Это достигается методическими приемами.
Во-вторых, эффективность каждой конкретной экскурсии зависит от того, какая часть экскурсии может быть представлена ее участниками зрительно. Словесный материал должен быть построен и подан таким образом, чтобы он с помощью наблюдаемых объектов и наглядных пособий "портфеля экскурсовода" превратился в сознании экскурсантов в зрительные впечатления. Это должно быть методически продумано, спланировано и обеспечено в ходе подготовки экскурсии. Успех дела обеспечивают и глубокое содержание материала, и образный язык, и методические приемы, позволяющие зрительно донести экскурсионный материал до участников экскурсии.
В-третьих, методика не должна ограничиваться показом объектов и зрительным восприятием. Методику следует ориентировать на активное участие в процессе восприятия органов чувств. По примеру природоведческих и вечерних городских экскурсий основанием для восприятия могут стать осязание и обоняние экскурсантов. Необходимо расширить действенность звуковой наглядности, например, звуков природы (шума леса, журчанья ручья), при посредстве которых человек осуществляет свои связи с окружающим миром.
Вывод:
Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой - она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.
Этапы подготовки экскурсии.
1. Определение цели и задачи экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы.
4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Подготовка текста экскурсии.
8. Комплектование "портфеля экскурсовода".
9. Составление методической разработки.
10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. познавательная ценность;
2. известность (популярность);
3. необычность (экзотичность), неповторимость;
4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).
Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.
По мере сбора сведений об объекте рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые являются хорошим справочным материалом для экскурсоводов. В карточку вносятся следующие сведения:
1. наименование объекта (первоначальное и современное);
2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;
3. местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);
4. описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5. источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);
6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);
7. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
8. в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;
9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
Список литературы:
1. Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения.- М.: Высш. шк., 2009
2. Емельянов Б.В.. Экскурсоведение: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 2006
3. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.
4. Немоляева М.Э., Ходорков П.Д. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М: Международные отношения, 2007
5. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Учебное пособие.- М.: Высш. шк.,2009
6. Пасечный П.С. Туризм и экскурсии. М.: ЦРИБ «Турист», 2008
7. Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела.- СПб.: «Паритет»,2009
1