Международный туризм как форма торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание

Цель и задача работы: изучить международный туризм как форму экономических отношений, определить степень проблем и перспектив, а так же изучить и проанализировать развитие и уровень туристического бизнеса в Украине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Международный туризм как специфическая форма международной торговли услугами…………………………………………………………..….…5
История развития международного туризма………….…………….…....5
Заключение …….………………………………………………………………...17
Список используемой литературы..………………………………………….…18

Работа состоит из  1 файл

Двоешница Ушакова.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Крупнейшие  гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы  управления и распределения гостиничного фонда в так называемые “цепи”, что позволяет быстро и точно  учитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте без задержки выдавать всю расчётную документацию и осуществлять платежи. Всего в мире насчитывается около ста таких гостиничных “цепей” с общим числом номеров 1,6 млн. Ведущие из них - “Holiday Inn”, “Sharaton”, “Hilton”.     

Важной  особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения  его организационных форм является проникновение в туристический  бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний. Транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельные разработанные туры на основе гостиничной базы. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристических услуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупным розничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.     

Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание клиентуры, сдавали в аренду свои помещения для деятельности турагенств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практике организации в своём составе формально не зависимых туристических фирм с ограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.      

В целях  быстрого и прочного завоевания рынка  эти компании начали калькулировать цены на туры с расчётом лишь на минимальную  прибыль, что было возможно благодаря  громадному капиталу торговых фирм. Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь отрасли, обслуживающие туристический бизнес, на основе системы участия стали приобретать и включать в свою структуру туристические фирмы. Заметно усилилось проникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма путём приобретения всего или части контрольного пакета акций. Обладая разветвлённой сетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компании стали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счёт экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам. 

   Дисконтные  карточки, выпускаемые банками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платёжным средством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самые разнообразные скидки. В мире существует несколько глобальных систем дисконтных карточек. Лидирующее положение занимают “ETN”, “IAPA”, “COUNTDOWN”.     

В условиях, когда конкуренция в туристском бизнесе и индустрии отдыха и  развлечений очень высока, владельцы  отелей принимают участие в дисконтных программах, так как бесплатная информация о скидках, которая даётся в каталогах для владельцев карточек, привлекает потенциальных клиентов. Банковские структуры также заинтересованы в распространении карточек. Они выдают их как дополнение к эмитируемым кредитным карточкам бесплатно или гораздо дешевле розничной цены, тем самым, расширяя спектр услуг для своих клиентов.     

География дисконтных карточек очень разнообразна, наиболее популярно “ETN-CARD”. Для  путешественников эта система является клубом, членство в котором позволяет  уменьшать дорожные расходы. К преимуществам использования карточек “ETN” относят:      

- скидки для владельцев от 20 до 50% стоимости в десяти тысячах отелей в 175 странах мира, в том числе в Российской Федерации и в странах СНГ. В США в 400 отелях владелец карточки заплатит 50% от стоимости номера;     

- широкую систему скидок в ресторанах (от 20 до 50%) ;     

- снижение (до 1/3) тарифов при оплате аренды автомобиля;      

- скидка при покупке авиа -, железнодорожных, автомобильных билетов в размере 3-10%;     

- возможность бесплатно получить карточки “ETN- Telecard” и “Sprint Fonecard”, позволяющие вести телефонные переговоры по льготным тарифам.     

При получении  карточки владельцу выдаётся иллюстрированный каталог с адресами сервисных  служб, входящих в систему. Выбрав отель, владелец заказывает скидку на резервирование номера. Часто эту процедуру берёт на себя сама дисконтная система.     

Кроме распространения дисконтных карточек, банки реализуют дорожные чеки. Система  дорожных чеков схожа с системой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно не только обменивать в банке на деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.     

Дорожные  чеки позволяют обезопасить деньги от кражи, так как платёжный документ становится действительным только после  сличения подписи владельца с подписью на корешке книжки. В отличие от пластиковых карточек, для приобретения чека не обязательно иметь счёт в банке.     

Дорожный  чек ещё называют туристским чеком, под которым понимается платёжный  документ, денежное обязательство выплатить обозначенную в нём сумму валюты его владельцу.      

В Европе с 1968 года широкую популярность приобрёл еврочек - чек в евровалюте, который выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег в счёт банковского кредита сроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения “Еврочек”, к которым относятся страны ЕС.     

На мировом  рынке сравнительно недавно появился новый вид размещения - тайм-Шер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними - собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.     

тайм-Шер-индустрия  состоит из двух частей:     

- продажа клубов или апартаментов, разделённых на недели;     

- обмен этих недель через единый центр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могут обменяться своими неделями.     

В мире насчитывается пять обменных организаций, среди которых лидируют “RCI”и “II” (Interval International).     

Индустрия тайм-Шера неуклонно развивается с начала семидесятых годов. С 1989 года мировое число курортов, работающих по системе тайм-Шер, возросло на 600%, годовой объём продаж недель увеличился на 300%. К 2000 году в мире было продано тайм-Шеров на четыре миллиарда долларов.     

С ростом популярности тайм-Шеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как “Хилтон”, “Марриот”, “Дисней”, “Шэратон”, “Баррат”, “Вамли”.     

Сегодня тайм-Шер является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей индустрии отдыха. Он считается самой современной технологией в области между туризмом и недвижимостью.      

Курорты тайм-Шер есть в 75 странах. Европа занимает второе место по развитию тайм-Шера после США. Многие принимающие страны рассматривают тайм-Шер как существенный элемент всей системы организации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул, способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы для инвестиций, повышает занятость.     

Как и  любая другая сфера хозяйственной  деятельности, индустрия туризма  является весьма сложной системой, степень развития которой зависит  от степени развития экономики страны в целом.     

На промышленно  развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.     

За последние  десять лет развитие туризма характеризуется  стойкими темпами роста. Исключением был 2001 год, когда количество туристических пребываний в мире в целом снизилось на 0,6% в связи с террористическими актами в США 11 сентября 2001 года и военными конфликтами на Ближнем Востоке. Однако, уже в 2002 году показатели выровнялись. Согласно данным ВТО общее количество международных пребываний составляло 715 млн., что превысило уровень рекордного 2000 года [Вестник КНТЕУ 1/2006, с. 16 - 17]. Согласно данным ВТО, среднегодовые темпы роста пребывания туристов за 1985 - 2006 гг. составляют 5,1%, а валютных поступления - 9,7%.      

Лидерами  на мировом рынке туристических  услуг остаются Франция, Испания, Италия, США и Китай (см. табл. 1.1.).     

По основным экономическим показателям в  сфере туризма Украина значительно  отстает от проводных стран мира. Часть туристической и курортной области в ВВП страны составляет только 0,5%, что в 8,8 раза меньше по среднемировым показателям, а часть туристических услуг во внешнеторговом обороте услуг - 12,5% - меньше, практически, в три раза.   
  
  
  
  
  
  
  
      

Таблица 1.1. Страны-лидеры на мировом рынке  туристических услуг,

2004 - 2005 гг.      

 
Страны 
Туристические пребывания, млн. чел. Рейтинг страны
2004 2005 2006 2004 2005 2006
США 72,3 45,4 49,4 1 3 3
Испания 32,9 51,7 55,6 2 2 2
Франция 30,0 76,3 76,0 3 1 1
Италия  25,8 39,1 36,5 4 4 5
Китай 17,8 36,7 46,8 5 5 4
  

   По данным ВТО , сравнительно с предыдущим столетием, в CCI ст. будут происходить значительные изменения в перераспределении туристических потоков. Основные зоны мирового туризма переместятся из Средиземноморского региона в Тихоокеанский с преобладанием авиатранспортных перевозок.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Заключение      

Туризм  принадлежит к сфере услуг  и является одной из крупнейших и  динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.     

Туристический бизнес в целом мире - один из самых  перспективных направлений предпринимательства. С начала 60-х годов туризм развивается очень динамично. Прибыль от него составляет десятки миллиардов долларов США. Россия так же имеет значительные рекреационные ресурсы, которые могут выполнить функцию двигателя рыночной экономики. Преодолев экономический кризис, можно реально увеличить прием иностранных туристов в несколько раз. Сегодня есть реальная возможность значительно увеличить научный потенциал в сфере туризма;     

Для формирования стратегии развития курортно-туристических  регионов необходимо всецело сосредоточиться на разработки таких организационно-экономических мероприятиях:     

- усовершенствование законодательной и нормативно-правовой базе о курортах и курортно-рекреационных регионах;    

-  расширение ассортимента в количестве курортно-туристической продукции; активное внедрение методов менеджмента и маркетинга на курортах;      

-  организация рекламной компании курортно-рекреационных регионов.  
 

Список используемой литературы    

1. Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И. Международная экономика: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2005. - 245 с.     

2.Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы// Сер. «Учебное пособие». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 - 340 с.     

3.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Ф и С, 2003. - 123 с.     

Информация о работе Международный туризм как форма торговли услугами